ИСТРЕБИТЕЛЬ «КИТТИХОК» (CURTISS Р-40 «KITTYHAWK») США
P-40 N-1 или "Kittyhawk IV", Канадских ВВС (наше время)
История создания одного из самых распространенных американских истребителей второй мировой войны восходит к середине 30-х годов. В апреле 1935 года совершил свой первый полет цельнометаллический самолет «Хок-75», близкий по своим техническим данным к советскому И-16. Построенный известной фирмой «Кертисс», истребитель получился удачным и выпускался большой серией (980 единиц) для ВВС США, Англии, Франции, Голландии и других стран.
Когда возникла необходимость в создании новой, более современной машины, фирма пошла по проверенному пути: сохранив в целом удачную конструкцию, самолет оснастили новым двигателем, усилили вооружение. В 1937 году прошли испытания опытной партии истребителей, получивших обозначение Р-37. Хотя они показали хорошие скоростные качества (развили скорость 547 км/ч), от дальнейшего производства их отказались из-за неудачной компоновки.
14 октября 1938 года фирма «Кертисс» начала испытания самолета «Хок-81», представляющего собой вариант «семьдесят пятого» с новым двигателем жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1710 мощностью 1160 л. с. Два года спустя, после многочисленных доводок и доработок, его запустили в серийное производство, и истребитель был принят на вооружение ВВС США под обозначением Р-40 «Уорхок».
Сразу после начала второй мировой войны на Р-40 поступили заказы от Франции и Англии. Экспортные варианты «Уорхока» отличались, главным образом, вооружением, а также наименованиями: французы называли их «Хок-81 А», а англичане — «Томахок» (последнее название в русской транскрипции звучало как «Томахаук» или «Томагавк»).
Чертежи истребителя P-40 Kittyhawk
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
(2000x2610)
В 1941 году появляется модификация самолета Р-40В для американских ВВС и ее английский вариант «Томахок-ПА» с усиленным вооружением (два 12,7-мм пулемета в фюзеляже и два 7,62-мм пулемета в крыле). Вскоре число 7,62-мм пулеметов в крыле увеличивают до четырех (Р-4ОС), а затем до шести («Томахок-ПВ»). Эти машины весьма успешно воевали в Северной Африке против итальянцев, пока там не появились Ме-109Е и Me-109F «люфтваффе».
Р-40В и Р-40С стали первыми вступившими во вторую мировую войну истребителями США: именно этими самолетами была укомплектована авиация ПВО американской базы Перл-Харбор. Однако 7 декабря 1941 года почти все они были уничтожены на земле, не успев подняться в воздух.
Сотня Р-40С была поставлена Китаю, где на них сражались американские летчики-добровольцы. Но с появлением у японцев новых легких истребителей «Уорхоки» стали нести тяжелые потери.
Боевой опыт заставил фирму «Кертисс» срочно искать пути модернизации самолета. К тому времени стало ясно, что «Уорхок» уступает «Мессершмитту» по всем параметрам, кроме времени выполнения виража у земли — 18 с против 22-23 с у Me-109 G.
В мае 1941 года начались испытания капитально модифицированного истребителя, получившего фирменное обозначение «Хок-87А-1». Конструкторы отказались от пулеметов в фюзеляже, а в крыльях разместили шесть 12,7-мм пулеметов. Была существенно улучшена аэродинамика машины, увеличена мощность двигателя. Новый самолет получил индекс P-40D, а в Англии — название «Киттихок» (в нашей стране его именовали «Киттихаук»). Их было выпущено немного — всего 42 машины, зато следующая модификация Р-40Е («Киттихок-I») строилась огромной серией — 3400 единиц. За ней последовала P-40F («Киттихок-II») с двигателем «Мерлин-28» мощностью 1300 л. с, выпускавшимся фирмой «Паккард» по английской лицензии. Вариант этого же самолета с двигателем «Аллисон» V-1710-73 (1325 л. с.) получил обозначение Р-40К («Киттихок-III»). Некоторые серии этих машин отличались укороченным на 0,5 м фюзеляжем и уменьшенным запасом топлива. Всего было выпущено 1311 P-40F и 1297 Р-40К.
Заключительными моделями самолета стали Р-40М (600 штук) и P-40N (он же «Киттихок-IV», 5216 штук), выпускавшийся в 1943 1944 годах.
Kittyhawk-1 раскраска для Северной Африки
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
К 1944 году самолет Р-40 уже заметно устарел. Конструктивные решения, разработанные еще в 1935 году, за десятилетие исчерпали возможность модернизации. 30 ноября 1944 года с конвейера сошел последний — 13 738-й — истребитель семейства Р-40 «Уорхок» - «Киттихок». Правда, к этому времени в разработке находилась еще одна модель — палубный самолет XP-40Q с мотором в 1425 л. с. и скоростью 679 км/ч,— но в серию она уже не пошла.
В Советский Союз первая партия истребителей Р-40 прибыла в конце 1941 года. В основном это были уже воевавшие английские «Томахок-IIВ». Ими усилили несколько полков, защищавших Москву. Затем наши ВВС начали принимать «Киттихоки». Часть самолетов переоборудовалась и совершенствовалась уже в нашей стране. Например, на ряде «Киттихоков» на Ленинградском фронте силами инженерно-технической службы американские двигатели «Аллисон» были заменены отечественными ВК-105.
Как уже говорилось, «Киттихок» по основным параметрам уступал своим противникам. К положительным качествам Р-40 следует отнести просторную кабину, неплохой обзор, большой вес залпа (4,4 кг/с против 1,7 кг/с у Me-109G) и высокую живучесть. На «Киттихоках» сражались с нацистами дважды Герои Советского Союза Б. Ф. Сафонов и П. А. Покрышев, лично сбившие соответственно 30 и 22 самолета противника. Сафонов провел на Р-40 и свой последний бой в мае 1942 года, в котором он сбил два вражеских бомбардировщика и погиб сам.
Всего в СССР, по данным американской печати, было поставлено по ленд-лизу 2095 истребителей Р-40 разных модификаций (195 «Томахок-IIВ», 100 «Киттихок-II», около тысячи «Киттихок-III», остальные — «Киттихок-IV»).
Тактико-технические данные истребителя Р-40F "Киттихок"
Год выпуска - 1941, взлётная масса - 3810 кг, мощность двигателя - 1300 л. с., максимальная скорость - 585 км/ч (на высоте 6095 м), площадь крыла - 21, 92 м2, вооружение - шесть 12,7-мм пулемётов "Кольт-Браунинг"
В. РИГМАНТ
PRETICH.ru
**** |