November 21 2024 09:49:49
Навигация
Последние статьи
· Александр Рекемчук –...
· Батуми - Аджария - о...
· Борьба с пьяницами -...
· IP-телефония, мир со...
· Родство балтийский я...
Иерархия статей
Статьи » Музыка, театр, кино » Подводя черту - фильм начала 1970-х, ССР
Подводя черту - фильм начала 1970-х, ССР

Кино Литовской ССР - Подводя черту

 

«Подводя черту» — так называется фильм, который закончили снимать на Литовской киностудии Раймондас Вабалас и оператор Ионас Грицюс (по киноповести Г. Кановичуса и С. Шальтяниса «Последний поезд старика Эвальдаса»). Фильм поведает зрителям о тихой, устоявшейся жизни одного маленького литовского городка и о том, как был нарушен покой некоторых его обитателей.

 

А произошло это, когда в город [на местном мясокомбинате обнаружено крупное хищение] приехал молодой следователь по имени Андрюс Шукис [эту роль играет молодой актер, недавний выпускник драматического факультета Вильнюсской консерватории Альгис Матулионис].

 

Но не история с хищением становится центральным моментом повествования. Напротив, она как бы отходит на второй план, а наше внимание привлекает одно давнее и немного загадочное происшествие, подоплеку которого и пытается выяснить для себя Андрюс. Дело в том, что несколько лет назад в этом городке, решив покончить с собой, бросился под поезд один человек. Постепенно Андрюс узнает, что та смерть была убийством, выясняет ее причину и имена виновников — они и поныне довольно безбедно живут-поживают в этом самом городке...

 

Подводя черту - Эвальдас С. Космаускас, Аля И. Лепешкайте, Моника Д. Руткуте

«Подводя черту»
Эвальдас (С. Космаускас), Аля (И. Лепешкайте), Моника (Д. Руткуте)

 

Нужно сказать сразу: и Вабалас и Грицюс не считают эту ленту этапной в своем творчестве [кстати, это уже их пятая совместная картина]. И тем не менее оба работали с увлечением, — для обоих в этой новой картине действительно много нового. Ну хотя бы «детективный элемент»...

 

— Мы старались снимать не «детектив» и даже не «психологический детектив», — говорит Вабалас, — а просто картину, в которой, как в жизни, есть разное — тут и обыденное, и смешное, и трагическое, и «детективное».

 

Мы стремились очень точно, фактурно «выписать» будни, атмосферу городка, тем более что место действия фильма — приморье, своеобразный край, по своей истории, по народным традициям несколько отличным от остальных литовских областей.

 

Есть в ней н какие-то веселые [опять-таки как в жизни смешное у грустное рядом] моменты. Например, свадебная процессия [это один из эпизодов фильма] и своеобразный танец «Жигулей» — на живописной развилке дорог, знаете, как теперь строят развилки, этакими замысловатыми вензелями...

 

Старик Эвальдас [его играет замечательный актер, директор паневежиского театра Стяпас Космаускас] — одно из главных действующих лиц картины. Пожалуй, именно эта роль сосредоточила в себе основную мысль фильма, его эмоциональным заряд; ничто на свете не проходит бесследно, не прощается, не зарастает травой забвения — ни подлость по отношению к другим, ни измена самому себе... Драма измученной совести и позднего раскаяния [Эвальдас — один из трех виновников той самой давней и загадочной смерти] — таково, пожалуй, зерно этой роли.

 

Стяпас Космаускас признается, что эта работа очень интересна и необычна для него. Дело в том, что по какой-то дурной традиции после «Шагов в ночи», где актер впервые (и с блеском) сыграл немецкого офицера, ему стали предлагать исключительно роли самых разных фашистов и злодеев. (Возможно, именно поэтому зрители пока меньше знают этого актера, чем других паневежисцев — исполнителей «положительных» и «героических» ролей, что поделать — такова уж психология нашего восприятия!).

 

...Я спрашиваю Йонаса Грицюса, какие новые операторские задачи он перед собой ставил: ведь это первая его цветная картина. Грицюс, как всегда, пытался отшутиться: «Честно говоря, я отдыхаю на этом фильме, потому что наконец-то это современность. и нам не надо выкапывать телеграфные столбы, убирать антенны, усаживать на лошадей актеров, не умеющих ездить верхом.

 

Вообще-то я не модный и даже «консервативный» оператор и эту картину снимал тоже «консервативно». Единственное «нововведение» — это кашированный (немного необычный по формату, удлиненным) кадр, и то только потому, что анаморфотные приставки, с помощью которых снимается «широкий экран», немного искажают цветное изображение. А в остальном — суровый реализм, в том числе и в цвете.

 

Мы хотели, чтобы колористическое решение фильма было приближено к жизни. Никаких условностей, никаких цветовых перепадов. Такое решение диктовал реалистический материал фильма, а материал всегда определяет изобразительный ключ фильма.

 

Художник-постановщик фильма — А. Шважас

Композитор — А. Апанавичус

В других ролях заняты актеры Н. Лепешкайте, Г. Кураускас, К. Виткус, Д. Руткуте, М. Карклялис.

 

Л. Закржевская

Советский Экран, №1 1973

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Брызги шампанского, ил...
Лжемедицина все это......
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Фотогалерея
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Отдельные страницы
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,122,459 уникальных посетителей