Полная версия материалов о танке Тигр с фотографиями и четрежами и прочим здесь (английский язык).
Немецкая промышленность начала разработки тяжёлых танков ещё в 1937 г., однако основными танками стали средние PzKpfw III и IV. Но когда немецкие танки столкнулись с советскими Т-34 и КВ-1 в 1941 году, стало очевидным, что тяжёлый и хорошо бронированный танк необходим. В конце концов, промышленности был дан заказ на разработку подобного танка с требованиями; вес не более 45 тонн, 88-мм орудие, мощной бронёй, скоростью, манёвренностью, проходимостью. Фирма Порше первой начала разработку, но столкнулась с серьёзными трудностями. Фирма Henschel тоже начала разработку своей собственной модели под руководством Д-р Erwin Aders - Эрвин Адерс (1881-1974). Он использовал чертежи и наработки из своих предшествующих работ по тяжёлым танкам. Обе фирмы должны были предоставить прототипы своих машин на смотр Гитлером в Rastenburg в его день рождения - 20 апреля, 1942 г. Танки Порше и Henschel были представлены на испытания, и несмотря на дружбу Фердинанда Порше с Гитлером, танк Henschel выиграл конкурс, в основном благодаря своей маневренности и тем, что был гораздо ближе к завершению.
Д-р Erwin Aders "отец" Тигров
|
|
Тигр-прототип Порше
|
Прототип от Henschel
|
Госзаказ был сделан и в августе 1942 г. началось производство Тигров. Первоначальный темп составлял около 25 машин в месяц и достиг максимума в 104 машины в месяц в апреле 1944 года. Изготовление одного Тигра требовало 300,000 человеко-часов, столько же, сколько требовалось на изготовление почти двух Пантер.
Средняя стоимость Тигра была 250,000 рейхсмарок. Для сравнения, PzKpfw III стоил 96,200 рейхсмарок, PzKpfw IV 103,500 рейхсмарок, и PzKpfw V Panther 117,000 - все эти цифры без вооружения и радиооборудования. В 1941 г. Тигры стоили $100,000 долларах США. С учетом инфляции, сегодня Тигр должен стоить приблизительно $1,282,051. Для сравнения, сегодня современный американский танк M1A1 Abrams стоит $4,300,000.
Новый танк получил официальное название Panzerkampfwagen VI H (88mm) (SdKfz 182) Ausfьrung H1. Проектная программа известна как Tigerprogram и в марте 1942 г. танк начал, называться Тигром.
Ранние этапы производства Тигров
Тигры могли бы быть сильнейшими танками в мире, если б не было советских КВ-1. 88-мм пушка была чрезвычайно мощной и мощная броня была почти не пробиваемой. Но боевой дебют оказался не столь впечатляющим.
Первые четыре Тигра, в августе1942 были отправлены на испытания в Ленинградскую область. Они застряли в болотистой местности и были разбиты советской артиллерией (три танка позже были восстановлены, один захватили войска Красной Армии). Несмотря на плохое начало, работа продвигалась, новыми танками оснащались танковые части, обучался персонал. К концу 1942 г., части оснащённые Тиграми были в России, Африке, и Италии. Центры подготовки располагались в Германии и во Франции. Тигры должны были составлять десять тяжёлых батальонов танков Heer, один учебный батальон, три тяжелых батальона SS, и танковый дивизион Grossdeutschland. Несколько иных формирований получали ограниченное количество Тигров.
Тигр дивизии Das Reich, прикрывающий противотанковый расчёт, Курск,1943
Тигры оставили впечатление в России в течение 1943 и 1944 гг. Они уничтожили много советской техники и живой силы. В Северной Африке и Италии у Тигров был ошеломляющий успех, они создавали мощную психологическую поддержку другим войскам и армиям своих союзников. 1-го февраля 1943 г., британцам достался неповреждённый Тигр и они произвели по нему опытные стрельбы, которые ввергли их в уныние - ни одна противотанковая пушка англичан не пробивала Тигр в лоб с обычных (реальных) дистанций. Здесь следует упомянуть, что советская 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года легко пробивала броню Тигров, в том числе и лобовую. Не говоря уж о 122-мм и 152-мм гаубицах, которые срывали башни Тигров с погон, дробили бронекоруса пополам! Орудия же танков Т-34-85, ИС-2 и самоходок СУ-100 и СУ-152 уничтожали Тигров на любой дистанции в любое место.
|
|
Корпус Тигра после опытных стрельб
|
Бортовая часть после опытных стрельб
|
Влияние Тигров на войска союзников (Англии и Америки) было столь сильным, что продило Тигрофобию (Tigerphobia), и британский генерал Монтгомери запретил упоминание о Тиграх вообще, в частности запрешались крики, наподобие: "Немецкие танки прорвались", "Внимание, атакуют немецкие танки" и т. д. Возможно славу Тиграм принёс знаменитый командир SS Obersturmfьhrer Michael Wittman, в Нормандии, где он уничтожил целую колонну из 25 танков, 14 танкеток и 14 артиллерийских тягачей за несколько минут одним Тигром. В Нормандии и в целом по Франции Тигры применялись в основном как средство обороны, тут сыграла роль неблагоприятная для немцев воздушная обстановка. Это же экономило столь дефицитное в Германии топливо, так как Тигр потреблял его много. Так же сохранялась материальная часть машин.
Майкл Виттман, оберштурмфюрер СС с экипажем перед своим Тигром
Всю войну самой большой слабостью Тигров было слабое обеспечение запасными частями. Если профилактика часто не выполнялась, то передача вскоре выходила из строя из-за большого веса машины. В результате было много брошенных или уничтоженных танков своими же экипажами, если поломка оказывалась значительной. Ремонт Тигров был серьёзной проблемой, даже буксировка повреждённого Тигра была проблемой. Катки расположенные в шахматном порядке тоже служили причиной проблем, когда между ними застревали осколки или же простая замёрзшая грязь, тогда катки клинило. В таких случаях, если боевая обстановка требовала, жертвовали гусеницей и порой просто оставляли вмороженный танк на произвол судьбы. Размер и вес танка были его другой слабостью. Множество мостов не могли его выдержать, дороги, которые он быстро разбивал и делал непроходимыми, зачастую были для него узкими. Приходилось заранее специально разведывать и мосты и дороги, была даже специальная машина которая своими размерами соответствовала Тигру, она как бы калибровала на проходимость дороги. Не меньше проблем возникало при перевозке Тигров железнодорожным транспортом.
Замена катков и гусениц на Тигре
Использование подъёмного крана для замены зубчатого ведущего колеса
|
|
Члены экипажа натягивают гусеницу после повреждения трака
|
Разложенная гусеница перед натяжением
|
У Тигра было две сильные вещи - мощная пушка и толстая броня. 88-мм основная пушка KwK 36 L/56 была наиболее сильной противотанковой пушкой в германской армии, она пробивала 112-мм броню на дистанции 1400 метров. У Тигра была наилучшая броня из всех немецких танков. Прокатная гомогенная никелево-стальная плита имела наилучший уровень твердости гомогенной брони любого немецкого да и Англо-американского танка, она была прочной и менее хрупкой. Броня советских танков была тоньше, но крепче. Не случайно немецкие конструкторы пытались компенсировать качество брони её толщиной, что вело к неслыханному весу машины (68 тонн у Королевского Тигра!). Артиллеристы иногда были просто беспомощны, когда их снаряды отскакивали от брони Тигра. Тигры были достаточно манёвренны для своего веса и размера, он был лиш на 2 км/ч медленней чем Танк III и Panzer IV.
Тигры в русских лесах, после 1943 г., около города Бердичев
Далее...
PRETICH.ru
***
|
July 23 2019 11:31:00
August 11 2019 09:34:51