May 14 2021 05:53:19
Навигация
Последние статьи
· Восток - мужские час...
· Великая Отечественна...
· 1941 - Образование к...
· 1941 - Образование Г...
· Иллюстрации разные -...
· Авария на Чернобыльс...
· Lane Wireless Receiv...
· NOKIA ACP-7E обзор и...
· КВИ-2 конденсатор, о...
· Emater EM-910 обзор ...
· Samsung ATADS30EBE о...
· 1942-1943 гг. Сталин...
· Гингивит - причины, ...
· S.T. SB35-62-1 обзор...
· Motorola PH252040I1 ...
Иерархия статей
Статьи » Приборы и инструменты » Mitutoyo 0.001-1 mm, 2109-10 индикатор часового типа,обзор и разборка
Mitutoyo 0.001-1 mm, 2109-10 индикатор часового типа,обзор и разборка

Индикатор часового типа Mitutoyo 2109-10 полная разборка и ремонт

 

1 - внешний обзор, характеристики

2 - полный разбор, ремонт, заключение

 

В первой части статьи мы описали индикатор часового типа Mitutoyo 0.001-1 mm № 2109-10 внешне, коснулись характеристик и применения. Сейчас мы приступим к его разборке.

 

+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!

 

Снимаем два кольца - ограничители полей допуска, вытаскиваем защитное стекло - теперь шкала и стрелки хорошо видны.

 

Mitutoyo 2109-10 стекло и органичители индикатора

 

Это эти кольца (они блестящие, но на фото получились такими темными), и защитное плоское стекло...

 

Mitutoyo 2109-10 разборка головки индикатора часового типа

 

Переворачиваем индикатор и, выкрутив четыре винта, снимаем заднюю пластмассовую крышку - никакой герметизации нет... Внутри видим сам механизм. Принцип действия, в общем-то, сразу понятен. Как известно, есть два основных типа измерительных головок часового типа: с зубчатой рейкой, с которой через блок шестеренчатых передач возвратно-поступательное движение преобразуется во вращательное - поворот стрелки. Этот тип индикаторов надежен и прост, но обеспечивает точность до сотых долей миллиметра, с большими допусками... Более точные головки используют рычажно-зубчатые передачи, что мы и видим в этом индикаторе.

 

На измерительный стержень (или рейка) двигается по двум направляющим - впрессованные в корпус цилиндрические элементы - нижняя гильза (сделана из стали, внутрь запрессована латунная трубка с доведенной до нужного класса поверхностью), и верхняя латунная и хромированная направляющая. В рейку перпендикулярно впрессован короткий шток - цилиндрический стержень из твердого сплава, также выполненный с высоким уровнем точности. Кроме того в рейку впрессованы - один стержень - ограничитель хода вверх, и второй стержень - ограничитель хода вниз, одновременно он двигается по специальному пазу, что предотвращает вращение стержня по оси. Возврат рейки в исходное положение и силу нажатия обеспечивает пружина, закрепленная на верхнем ограничителе и на корпусе индикатора. Еще одна пружина закреплена одним концом на часовом механизме и вторым (скользящей петлей) на рейке - она обеспечивает стабильность хода рейки, убирает возможные люфты в направляющих.

 

Твердосплавный шток нажимает на другой стержень - то же шток, такой же доведенный из твердого сплава, впрессованный в малое плечо рычага. Большое плечо имеет на конце зубчатую дугу (сектор), которая воздействует на шестерню - на оси этой шестерни располагается малая стрелка циферблата. Эта шестерня входит в зацепление с трибом - маленькой стальной шестеренкой, на ось которой насажена большая стрелка. Второе колесо с пружинным волоском обеспечивает однопрофильное зацепление - устранение мертвого хода.

 

Mitutoyo 2109-10 снимаем стрелки с индикатора

 

Ну вот, с теорией разобрались, продолжаем разборку. Снимаем стрелки - для этого существуют специальные приспособления, либо же можно использовать две плоские часовые отвертки. Стрелки сняты - они стальные, с впрессованными латунными вставками.

 

Чтобы снять внешний поворотный диск и шкалу, нужно изнутри отжать маленькую пружину. Вообще-то поворотное кольцо держится на двух пружинящих фиксаторах, но для снятия достаточно отжать всего один.

 

Mitutoyo 2109-10 снимаем циферблат и шкалу

 

Шкала и центральный неподвижный диск циферблата сделаны из алюминия.

 

Mitutoyo 2109-10 полная разборка японского индикатора

 

Под циферблатом вот такая картина... видим две пружинки, которые удерживают поворотное кольцо со шкалой.

 

Вытаскиваем механизм. Сперва с другой стороны отсоединяем возвратную пружину рейки, и боковую пружину. С другой стороны выкручиваем три винта и механизм вытаскивается.

 

Mitutoyo 2109-10 механизм индикатора часового типа

 

Вот такой вот часовой рычажно-зубчатый механизм...

 

Mitutoyo 2109-10 ремонт индикатора часового типа

 

Mitutoyo 2109-10 поная разборка головки, и ремонт

 

устройство и ремонт индикатора Mitutoyo 2109-10

ремонт часовых индикаторов на примере Mitutoyo 2109-10

 

Разбираем его - выкручиваем винты и снимаем мосты. Надо сказать, что винты затянуты очень сильно, "со всей дури", как говорится. Вот на фото все этапы разборки и все элементы механизма индикатора Mitutoyo 2109-10. Все сделано хорошо. База механизма - платина - массивная, латунная... Шесть "камней" присутствуют - это искусственные рубины, с отверстиями посередине.

 

Mitutoyo 2109-10 ремонт, рейка и штоки

 

Разбираем оставшееся: вытаскиваем стержни из рейки. Для этого используем трубку из латуни, она служит наковальней, в отверстие трубки опускается выступающая часть стержня, затем с обратной стороны используя более тонкий стальной стержень, выбиваем его молоточком. Начинаем с верхнего ограничительного стержня, затем – нижний, а в самом конце тветдосплавный. Как вы можете видеть на фото, верхний стержень поврежден, а твердосплавный и вовсе сломан. Это мой двоюродный брат решил мне помочь, когда я отвлекся на телефонный разговор. Он взял и начал их вытаскивать бокорезами… Стержень из твердого сплава хрусть – и напополам! Конечно, в условиях мастерской по ремонту измерительного инструмента, я бы нашел чем заменить этот стержень, но в домашних условиях, увы… Ну да ладно - пожертвуем индикатором ради статьи!

 

Mitutoyo 2109-10 все элементы индикатора часового типа

 

Выкручиваем из рейки измерительный наконечник и верхнюю "шляпку". Измерительный стержень свободно извлекается. Все разобрано, и если б не разрушившийся стержень, все было бы собрано в обратном порядке... Ну да ладно.

 

Теперь о поломках данного индикатора, что общее для всех индикаторов. Износ тех или иных узлов, и индикатор не проходит поверку и бракуется. Одно можно отремонтировать, другое отремонтировать, но индикатор уйдет классом ниже, а кое-что отремонтировать уже невозможно. Некоторые виды ремонта нецелесообразны.

 

1 - износ вставки в измерительный наконечник;

2 - износ измерительного стержня от трения в гильзе и верхней втулке - одновременный износ и этих направляющих;

3 - физическое повреждение измерительного стержня - забоины, искривление, коррозия;

4 - износ от трения твердосплавных стержней на рейке и малом рычаге;

5 - люфт шестерней, вследствие износа осей, триба и выработанных отверстий на платине и мостах под шестерни;

6 - износ или повреждение зубьев шестеренок;

7 - искривление стрелок, их проворот на посадочном месте;

8 - растяжение или деформация пружин и спирального волоска;

9 - прочее.

 

Ремонт таких индикаторов первоначально одинаков, независимо от модели или изготовителя:

 

Сперва проводится частичная разборка - снимается стекло, стрелки, поворотное кольцо и циферблат, снимается задняя крышка. Механизм промывается в чистом бензине "Калоша" (либо "Галоша" - производители именуют его и так, и этак). Механизм осматривается через увеличительное стекло при хорошем освещении, выявляются дефекты. Не всегда механизм требует разборки. Ремонт выше перечисленных повреждений:

 

1 - изношенный наконечник проще всего заменить на другой, но можно и отремонтировать и этот (процесс ремонта измерительных наконечников, как и сменных насадок для нутромеров, описан мною здесь).


2 - если измерительный стержень и направляющие изношены и есть люфт, можно продлить срок работы индикатора. Убираем механизм и измерительный стержень. Затем берется стальной шарик - от подшипника, кладется на торец гильзы, с внутренней стороны корпуса, не сильно ударяется по нему молотком - металл сминается (так называемая чеканка), эту же операцию делаем и на верхней втулке. Далее вставляется рейка и проверяется ее ход и отсутствие люфта. Если вы переусердствовали, рейка будет двигаться с трудом, придется использовать либо развертку, либо легкими ударами молотка из латуни, забивать рейку...

 

3 - если измерительный стержень имеет физические повреждения: изогнутость можно выпрямить на листе свинца, используя медный или латунный молоточек. Забоины снимаются бархатным надфилем, или камнем типа "Арканзас". Коррозию снимают либо мелкой наждачной бумагой, либо на деревянном бруске, на который нанесен самый мелкий порошок электрокорунда белого М1 с керосином.


4 - твердосплавные стержни в механизме тоже со временем имеют выработку, которая дает погрешность. Здесь все проще: с помощью маркера метиться сторона выработки, потом используя латунную трубку, как подставку, выбивается этот стержень из рейки, поворачивается другой стороной и впрессовывается назад. Тоже самое проделывается и со стержнем на малом рычаге. Работу надо проводить аккуратно - эти стержни хрупкие, и надо не допускать перекосов. А во время извлечения и установки стержней обратно, надо не деформировать ни рейку, ни рычаг...

 

5 - оси на шестернях снашиваются слабее - они сделаны из высокопрочной закаленной стали, но если внутрь индикатора попадает пыль, особенно абразивная, то снашиваются и они. Как правило, быстрее изнашиваются отверстия для осей без синтетических камней. Здесь также можно использовать метод "дара" стальным шариком, или методом обжатия отверстия - используя стальную трубку с острым краем - при ударе, она врезается в латунь и выжимает металл в середину, отверстие уменьшается, люфт исчезает. Можно также вытачивать и впрессовывать (впаивать) латунные втулки, в т.ч. и на смену разрушенным камням.

 

6 - износ зубьев шестеренок уже не исправим, или сложно исправим, обычно их надо менять, если есть на что. Если зуб погнут, его можно выровнять отверткой.

 

7 - погнутые стрелки выравниваются пинцетами. Слезшую краску подновляют кисточкой. Слабая посадка, или проворот на трибах - стрелку следует садить на краску. Лучше всего использовать быстросохнущую нитрокраску.

 

8 - ослабленные или растянутые пружины либо заменяются на новые, либо натягиваются на несколько витков меньше. Спиральный волосок можно натягивать, так же как это делают мастера-часовщики. Деформированную спираль выравнивают с помощью двух пинцетов.

 

9 - к прочим повреждениям относятся: разбитые защитные стекла - их меняют, когда облазит краска и разметка на циферблате - тоже надо менять, но можно вручную и отреставрировать. Болтается гильза - ее можно пропаять оловом с паяльной кислотой.

 

Но первое правило при ремонте - промывка механизма бензином "Калоша", смазка, проверка нормально ли затянуты винты? Потому что из-за таких мелочей часто индикатор не может пройти поверку.

 

Ну и напоследок. Индикатор Mitutoyo 0.001-1 mm, 2109-10 сделан, безусловно, качественно, но нельзя сказать, что он был лучше отечественных головок. Как и многие другие измерительные инструменты. Зачем их закупали за границей, когда собственного мерителя было достаточно? Тратили валюту, которая для СССР доставалась с трудом... Видимо здесь были какие-то скрытые мотивы, о которых мы не знаем.

 

На этом обзор и разборка индикатора от Mitutoyo закончены. В следующей статье будет полное описание, разборка и ремонт схожего, но другого индикатора Mitutoyo 0.001-5 mm, 2119-50...

 

 

Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru

2019 г.

Комментарии
716 #1 Metrolog
August 31 2020 07:54:45
Когда наш завод громили, я немного "приватизировал" инструмента... в 90-е продавал. Вот эта Митутойо сейчас здорово поднялась, скупила в России много заводов, которые инструмент измерительный делали.

А раньше в арабских странах, в Австралии, Канаде - наш инструмент запросто можно было встретить. Ценился. Не такой симпатичный, как у японцев или швейцарцев, зато качество и надёжность намного выше.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Где-то читал, что Соко...
[b]Морковкин:[/b] В...
[b]Vip-Tip:[/b] Доц...
[b][big]Кстати, насчет...
Там тоже все разные. М...
Статьи
Вряд ли найдется... На...
Здравствуйте.Подскажит...
У меня дядя Толя - бра...
Как вам сказать... вна...
Витамины надо есть - с...
Фотогалерея
Вот здесь я начал выкл...
Я думаю это не украинц...
Печальное зрелище... д...
Lexa-SU не уподобляйте...
А еще были ништяк - бл...
Отдельные страницы
В 7 дейс есть интересн...
Все профукали - русски...
Толян: — В результа...
Oskar: Вроде бы все ус...
У них другой менталите...
Счетчики


Яндекс.Метрика
8,367,954 уникальных посетителей