Большие испытатели маленькой птицы
Первая серийная двухместная машина с закрытой кабиной «Авиатика» МАИ-890 облетана на Центральном аэродроме в Москве. Ее поднял в воздух летчик-испытатель Магомед Толбоев. Затем «крыло попробовал» генеральный директор акционерного общества «Авиатика» И. Пьянков. После сказал присутствующему здесь военно-воздушному атташе США Г. Рубусу: «Приглашаем! С гарантией полной безопасности»...
Рубус уже сам приземлял машину. В полете, чувствовалось, здорово подружился с Толбоевым. Летал с ним и президент PIC Moskow и RIC International Дж. Бэрри.
Мы решили рассказать читателям о «больших» испытателях, которые работают над маленькой «Авиатикой МАИ-890» и другими СЛА.
 Магомед Толбоев с дочкой
Несколько лет назад была создана Федерация любителей авиации Дагестана. Ее председателем стал летчик-испытатель Магомед Толбоев. «Почетным» его пост никак не назовешь: тесными узами связан Магомед с отчим краем. Детей отправил в село Согратль, чтобы ребята научились родному языку, переняли традиции и обычаи.
Я убедился в том, что популярности Магомеда Толбоева в республике может позавидовать любой политический деятель. Однажды он провел в горах самый настоящий воздушный праздник. Прилетели Су-27, МиГ-29. Выделили в республике призы на сумму около 220 тысяч рублей для лотереи. Средства от нее пошли на развитие технических видов спорта. Сам Магомед на Су-27 пролетел над Кизляром, Хасавюртом, Кизимортом и многими другими населенными пунктами, приветствуя так земляков. На следующий день тысячи махачкалинцев и жителей ближайших городов и сел собрались на ипподроме. Над ним пролетел Ил-76, пилотируемый Героем Советского Союза заслуженным летчиком-испытателем СССР С. Близнюком, в сопровождении истребителей. Пилотаж на МиГ-29 выполнил летчик-испытатель А. Гарнаев, на Су-27 — Толбоев. Каскад головокружительных фигур завершился четким «колоколом».
Летчики уступили небо парашютистам. Команда групповой акробатики под руководством тренера В. Газетова: В. Младинов В. Янушаускас, А. Жиров, В. Царев, В. Богомазов, М. Прилипко, А. Тычинский, Г. Крашенинников, А. Тарутин, В. Урсакий, Г. Сидоров и В. Шпрайцер в свободном падении образовала каскад фигур: «звезду», «кольцо», продемонстрировала «этажерку», «бантик».
Сергей Прокопенко
* * *
Впервые мы встретились на аэродроме НИИ ВВС им. Чкалова. Я тогда осваивал МиГ-23, и у меня возникли вопросы по конструкции самолета и оборудования. Инструктор Центра подготовки летчиков- испытателей отправил меня к выпускнику первого набора (1973 г.) майору Горбунову, ведь он пришел в Центр с «двадцать третьих», отлично их знает.
Володю я застал только что выбравшимся из кабины «мига». Видимо, был трудный полет. Мокрая голова с нероскошной шевелюрой — он выглядел старше своих лет. Толково и быстро ответил на мои вопросы, как бы с явным удивлением: чего здесь непонятного?
Из выпускников первого набора Центра так и запомнились мне два человека — Горбунов и Чиркин: отлично учились и летали.
В то время Горбунов вместе с моим командиром В. Мигуновым осваивал МиГ-29, сразу вслед за А. В. Федотовым. Первыми из военных стали летать на новой машине. Мы их называли «мигом» — Мигунова и Горбунова.
Потом судьба свела нас в Летно-методическом отделе МАП СССР. В 1983 году сюда обратились ветераны-планеристы и конструкторы-самодельщики с просьбой о проведении всесоюзного смотра-конкурса СЛА. Решить их проблему тогда было сложно, но в 1984 году МАП поддержал энтузиастов. Вся проблема заключалась в том, кто возьмет на себя ответственность и подпишет полетный лист, даст разрешение на вылет на самоделке без всяких гарантий, что она не развалится в воздухе. Министр, в ту пору И. С. Силаев, пошел ребятам навстречу. Был назначен председатель технической комиссии — зам. начальника Сибирского НИИА Лисунов.
Конкурс с большими натугами и неурядицами, на грани фола, все-таки провели. Самоделки в руках опытнейших летчиков- испытателей залетали.
Следующий, более крупный смотр-конкурс состоялся, как помните, в Киеве. Организатором стало ОКБ О. К. Антонова, который активно поддерживал самодельщиков. На этом конкурсе начал летать и Горбунов. Не одну аварийную ситуацию предотвратил. Поднял с десяток новых, никем не облетанных машинок. Среди них: «Антис», «Кристалл» и другие.
 Летчик-испытатель В. Горбунов
Особенно «везло» на отказы Володе на следующем смотре-конкурсе — в Москве в Тушине: и двигатель останавливался в полете, с последующим сваливанием машины, удачным выводом ее. Была посадка с полуперебитой хвостовой балкой, отлетевшей в полете лопастью металлического винта. Покорил экзотический тогда аппарат — параплан.
В смотрах СЛА в Риге и Чернигове принять участия не мог. Плотно загрузили работой «микояновцы»: почти не вылезал из командировок, даже в отпуск съездить было некогда.
А это случилось 9 августа прошлого года... Горбунов выполнял полет для определения характеристик устойчивости и управляемости опытной машины ОКБ им. А. И. Микояна. Вдруг оборвалась тяга управления элеронами. Постепенно они ушли от нейтрального положения в сторону создания левого крена. Самолет удерживался в горизонтальном положении отклонением педалей и ручки управления вправо.
Горбунов решил приземлиться на аэродроме. С большим трудом вывел машину на посадочную прямую и пошел на снижение.
На высоте около 30 метров почти перед выравниванием возникла энергичная раскачка самолета в поперечном канале. Горбунов парировал ее. Прекратил снижение и обнаружил: полного отклонения рулей вправо уже не хватает.- Произошло дополнительное самопроизвольное отклонение элеронов. Тогда увеличил обороты двигателей до максимальных, попытался уйти от земли. Самолет прошел над ВПП с постепенно развивающимся левым креном. Он развился до 45°. На высоте 80—100 м машина опустила нос. Катапультироваться стало невозможно: вокруг аэродромные постройки, жилые дома.
Горбунов мгновенно дал рули в сторону крена с отдачей ручки от себя, перевернул машину через «спину». Установилось нормальное положение. Теперь — рули полностью вправо. Замедлил вращение и одновременно сумел поднять нос машины вверх. Включил форсаж обоих двигателей. Перевел левый на полный, правый — на минимальный. Таким же способом продолжал выполнять «бочки», чтобы была возможность периодически подтягивать угол тангажа для набора высоты.
Самолет, вращаясь, отклонился по траектории влево, набирая высоту... А вот и район, безопасный для катапультирования. Средства спасения сработали четко.
Еще хочу рассказать о Горбунове. Родился он 14 июня 1946 года в г. Вятские Поляны Кировской области. Окончил среднюю школу в Туле, мечтал о небе, поступил в Московский авиационный институт. Все-таки пробился в «Качу», сразу на 2-й курс. Служил в ВВС МВО, поступил в Центр подготовки летчиков-испытателей ВВС, работал в НИИ ВВС им. Чкалова. А в 1978 году окончил и МАИ. Сейчас — летчик-испытатель 1-го класса Летно-исследовательского института, к тому же и инспектор летчик-испытатель.
Горбунов выполняет испытательные полеты практически на всех современных истребителях, транспортных машинах и вертолетах днем, ночью, при установленном метеоминимуме погоды. Провел в воздухе 3500 часов, из них испытательных более 2000. Освоил более 70 типов и модификаций летательных аппаратов. Награжден двумя ореднами Красной звезды. Имеет почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
Еще и еще раз возвращаюсь в мыслях к случаю 9 августа. Да, конструкции систем управления при отказах нуждаются в особом внимании. Но не менее важен опыт обратного пилотажа. Ведь для истребителей, особенно испытателей, ознакомительные полеты на такой пилотаж — не блажь. Но они, увы, редкость.
Виталий Селиванов, летчик-испытатель |