Извилист путь к прилавку
Ничто не ранит земледельца больнее, чем пренебрежение к плодам его труда.
Совхоз «Кенеш» — крупнейшее в Ошской области хозяйство, специализируется в основном на выращивании овощей — дает около 70 процентов областного плана этой продукции.
Высокая культура земледелия, современный уровень агротехники, комплексная механизация позволяют получить высокие урожаи: в среднем здесь снимают с гектара более 270 центнеров, а на отдельных участках и за 300 центнеров овощей. В прошлой пятилетке сверх плана было продано около шести тысяч тонн овощей, к концу нынешней цифра эта возрастет почти вдвое. С каждым годом растет прибыль совхоза — сейчас она приближается к 700 тысячам рублей.
За последние годы «Кенеш» полностью решил проблему орошения. Сеть каналов позволила освоить сотни гектаров бросовой земли, разбить там фруктовые сады. Сейчас 1640 гектаров земли поливаются. Строятся теплицы, заложен крупный холодильник. рассчитанный на хранение 500 тонн овощей и фруктов.
Асфальтированные улицы центральной усадьбы утопают в зелени, добротные дома с гаражами, «стекляшки» магазинов и столовых, школы, больницы, детские сады (все — во множественном числе), украшенная по-восточному чайхана, внушительное здание Дворца культуры и множество алых роз на ухоженных клумбах. А вокруг — бескрайние поля и сады, пересеченные каналами и канальчиками, тянутся до самого горизонта, упираясь в острую, зубчатую линию гор.
...Я была в «Кенеше» в августе прошлого года — в самое помидорное время. Этот нежный овощ грубого обращения не выносит. К тому же всем известно, что томаты надо собирать утром — каждый лишний час на солнцепеке сказывается на, их качестве. И в самом деле, день еще только занимался, а в совхозе уже были собраны первые ящики помидоров (вчера на планерке намечено сдать их 70 тонн, и еще 30 — других овощей: огурцов, перцев, баклажанов, капусты).
Но когда доберутся помидоры до прилавка?
Я видела, во что превращаются за ночь оставленные в ящиках еще накануне налитые соком, лакированно-красные плоды. Такие помидоры, как мы все знаем, на рынке продают втридорога. Выходит, путь до прилавка с грядок личного подсобного хозяйства короче и проще, чем с огорода государственного. Вырастил — собрал — продал. В совхозе между «вырастил» и «собрал», а главное — между «собрал» и «отвез» в лучшем случае проходят долгие часы.
Вот уже третий год действует в Ошской области аграрно-промышленное объединение плодоовощного хозяйства, в распоряжение которого передано более ста машин, специально предназначенных для первозки овощей и фруктов из совхозов в магазин. На одной из этих машин вместе с водителем Бахадыром Джаллаловым мы и проделали путь от поля до прилавка.
Бахадыр пришел на работу в 8 утра. Пока принял машину, оформил путевой лист, добрался до совхоза, заехав по дороге в несколько мест за порожней тарой (ящики с помидорами дают только в обмен на пустые), стрелки часов перешагнули цифру 11.
На поле нас уже ждали, помидоры погрузили быстро, дружно. 110 ящиков общим весом около 1,5 тонны.
— Поедешь в район хлопчато-бумажного комбината, — распорядился в весовой, где оформляли груз, представитель магазина. — Там сгрузишь половину, остальное вези на ярмарку.
В 12.10 мы доехали до первого ларька: увы, закрыт! Во втором помидоры не взяли, не успели распродать вчерашние. В третьем повезло: выгрузили 35 ящиков. Вернулись к первому, к счастью, он открылся: сдали еще 35 ящиков. А вот на ярмарке наш товар отвергли категорически: помидоров завал. Куда везти оставшиеся 40 ящиков? Бахадыр вспомнил, что утром, когда собирал порожнюю тару, слышал — мол, давно нет помидоров в Черемушках. Путь не близкий, но мы рискнули. И не зря! Стараюсь не думать о машине, которая по наряду придет сюда с помидорами после нас.
К двум часам, прихватив по дороге пустые ящики, мы вернулись в совхоз. «Молодцы, оперативно обернулись», — похвалил диспетчер.
Бахадыр — один из лучших шоферов автобазы. Не отдыхает, как я сама убедилась, в тенечке, пока другие работают, если надо — сам погрузит, сам на ходу скорректирует маршрут, хоть это и не входит в его непосредственные обязанности. Потому и успевает до вечера сделать три, а то и четыре ездки. Это — почти рекорд. Большинство водителей еле-еле справляются с одной.
Арифметическая задачка для первоклассников. Что выгоднее: на одной машине съездить в город и обратно четыре раза или на четырех — по разу? Один раз нагрузить кузов полностью или дважды — до половины? С точки зрения работников торговли, пользующихся услугами автобазы, главное, чтобы машина была под рукой: вдруг понадобится! Причем выясняется это, как правило, в самую последнюю минуту. Что же касается простоев, недогруза, порожних рейсов, перерасхода бензина и тому подобных транспортных проблем, то это к делам торговли не имеет отношения.
Основные потребители продукции совхоза «Кенеш» — два крупных хозрасчетных магазина с обширной сетью филиалов, ларьков и лотков, а также областная заготовительно-перерабатывающая база, занимающаяся снабжением остальных магазинов, ОРСов, общепита, больниц, детских учреждений. В их распоряжение ежедневно поступает 10-15 грузовиков с эмблемой плодоовощного объединения (рефрижератор в области всего один, и для ближних перевозок его не используют). И база, и оба магазина, естественно, прежде всего блюдут свои интересы, стараются всеми способами перехватить товар получше, посвежее и зорко следят, чтобы «их» машина не завернула по пути в «точку», приписанную другому торговому предприятию. Нужна одному магазину полсотня ящиков баклажанов — столько и грузят. И гремят они в пустом кузове, а следом идет другая машина, везущая такие же 50 ящиков другому торговому предприятию.
При мне хозрасчетный магазин № 1 обслуживали четыре грузовика. Один за весь рабочий день перевез 5,5 тонн картофеля, три другие — около шести тонн. С таким количеством справилась бы одна-единственная машина, если бы была загружена полностью и сделала хотя бы четыре ездки (это вполне возможно, расстояния-то небольшие, около 25 километров в один конец).
Выходит, только при обслуживании одного магазина, если подойти к делу по-хозяйски, можно отказаться от трех «лишних» машин. Трех — из четырех! Десяти из пятнадцати, ежедневно приезжающих за овощами в «Кенеш». А сколько из всех ста, принадлежащих автобазе объединения? Не говорим о том, что хозяйское отношение к транспорту позволило бы экономить за день не одну сотню рублей (зарплата шоферов, бензин, масло и так далее — пусть точные подсчеты сделают экономисты). Главное, имея свободные машины, можно маневрировать ими, направлять оперативно туда, где они больше всего нужны, где в ожидании перевозок «плачут» собранные помидоры и гниют персики...
Напрашивается вопрос, может быть, имеет смысл хотя бы часть транспорта закрепить за совхозами, чтобы они сами решали, что, когда и в каких количествах перевозить?
Пока же на вечерней планерке специалисты совхоза «Кенеш» досконально определяют, сколько завтра каждая бригада должна собрать тех или иных овощей, пытаются даже предусмотреть, какая партия пойдет в магазин (получше, покрупнее!), какая — на переработку. Но представителей магазинов на этих планерках нет. Они появятся завтра где-то к полудню, и только тогда выяснится, что, скажем, в болгарском перце городская торговая сеть не нуждается (а его уже успели собрать!), помидоров нужно вдвое меньше, чем заказывали вчера (куда же девать вторую половину?), а вот картошку возьмут в любом количестве (ее собирались копать только через несколько дней, все заняты помидорами...).
Директор совхоза Хамрахон Каримова не раз ставила вопрос о необходимости предварительного сбора заявок. Причем заявок не «на глазок», а точных, основанных на изучении спроса населения. Тогда можно будет составить единый кольцевой маршрут, по которому с утра (именно с утра, это очень важно) поедут машины. Одна из них, скажем, завезет во все магазины города по нескольку ящиков перца, другая — помидоров и так далее. А после обеда — уже для вечерних покупателей, которые заходят в магазины по пути с работы, еще один кольцевой завоз, чтобы целый день была на прилавке свежая продукция. Выгодно всем — и совхозу, и автобазе, и торговле. На словах руководители городской торговли горячо поддерживают это предложение. Но менять что-то в устоявшейся системе планирования, к сожалению, пока не торопятся.
Вот и ездят взад-вперед полупустые машины, а на обочине поля остаются «лишние» овощи, которые завтра, может быть, будут остро нужны. Сегодня же у них одна дорога — на консервный завод.
Почему-то принято считать, что там сгодится все: мятые, гнилые помидоры, желтые огурцы устрашающих размеров. Не берет торговля — возьмет промышленность. Правильно ли это? Мы, покупатели, морщимся, когда в банке с маринованными помидорами еле умещаются два-три лопнувших от зрелости переростка, а вместо маленьких, крепких огурчиков желтеют ломти с почти тыквенными семечками. Любой хозяйке известно: хорошие консервы получаются только из хороших продуктов. Нужна продуманная, прицельная селекция, чтобы на переработку попадали не отбросы, а специально выращенные, предназначенные для консервирования сорта. Тогда, естественно, придется менять и расценки. При тех, что существуют сейчас, не заставишь директора совхоза при всей его сознательности снимать с куста крохотные помидоры и огурчики-корнишоны: он подождет, пока они подрастут, и чем больше, чем лучше — засчитывают в план и оплачивают товар по весу.
— Было бы правильно передать нам если не завод целиком, то хотя бы перерабатывающий цех. — говорит Каримова. — Скопились лишние помидоры, собрали яблоки-падалицу — тут же пускать их в работу. Уверена, продукция получится самого высокого качества.
Идея заманчивая. Но то, что удобно и выгодно совхозу, не всегда на пользу консервному заводу. Как совместить четкий производственный график, ежедневный план завода с естественными сезонными колебаниями в поставках сырья? «Если накопились помидоры...» А если не успели накопиться?
Вот уже больше года в порядке эксперимента объединили плодоовощной совхоз в райцентре Кызыл-Кия с местным консервным заводом: завод-совхоз. Звучит современно. На практике же...
Завод довольно крупный: он выпускает в год 6 миллионов условных банок консервов, причем половина — из томатов. Предприятие хорошо, по-современному оборудовано, многие операции полностью механизированы, продукция разнообразная и высокого качества. Но с тех пор как завод объединили с совхозом, точнее, перевели на преимущественное снабжение выращиваемыми именно в этом совхозе овощами, его беспрерывно лихорадит. Привезли помидоры — завод работает. Не привезли — машины стоят, рабочие маются от безделья. За день здесь могут переработать более 60 тонн помидоров. Совхоз же дает в лучшем случае половину. В день, когда мы были на заводе, в течение всей первой смены пришла лишь одна машина, к тому же полупустая — привезла тонну помидоров явно вчерашнего сбора, мятых, пустивших сок. Но как винить совхоз, если поставлять овощи на переработку ему невыгодно — они оплачиваются вдвое дешевле, чем те, что идут в торговлю? Да он и не обязан это делать.
Из семи тысяч тонн, которые производит совхоз, только 1800 идут на переработку. Увеличивать эту цифру по своей инициативе совхоз не будет. И завод вынужден «охотиться» по соседним совхозам и колхозам, забирая у них излишки, чтобы хоть как-то обеспечить себя сырьем. Эксперимент-то оказался бумажным. В отношениях совхоза и завода ничего не изменилось. Даже их планы не скорректированы, не увязаны между собой. О каких прямых связях может идти речь в таких условиях?
Мы говорили обо всем этом с генеральным директором Ошского областного аграрно-промышленного объединения плодоовощного хозяйства А. С. Сатыбалдыевым и его первым заместителем М. Э. Эргашевым.
— Все правильно, — соглашаются они, — нужно круче менять систему отношений совхозов с магазинами и перерабатывающими производствами, налаживать выгодные для всех прямые связи, по-хозяйски использовать транспорт. Такие крепкие хозяйства, как «Кенеш», могут самостоятельно формировать ассортимент, сами отвечать за качество и сроки поставки товара. Мы это понимаем, но, к сожалению, до многого еще руки не дошли. Даже важнейшие проб немы, от которых зависит работа объединения, не решены до конца. Самое главное — не завершена специализация. Как следует из самого названия объединения, оно должно заниматься исключительно производством, продажей и переработкой овощей и фруктов. Но в планах переданных нам совхозов, а значит, и в наших планах значительное место занимает производство молока и мяса, табака и хлопка. Есть совхозы, которые вовсе не сажают овощи, разве что несколько гектаров. Это ведет к распылению сил и средств, мешает лучшей организации труда, использованию последних достижений агрономической науки.
Уже сейчас видно, как благотворно сказалось создание объединения на снабжении города овощами. Все жители Оша, с которыми пришлось разговаривать, утверждают, что такого фруктово-овощного изобилия, как прошлым летом, город еще не знал. В магазинах выбор ненамного меньше, чем на рынке (а что такое знаменитый Ошский рынок — словами не расскажешь, это надо видеть!), причем всего достаточно, никаких очередей. Качество, правда, подчас похуже рыночного, зато цены подходящие.
Мы оцениваем труд аграрников по тому, что видим на прилавках магазинов. Если крупные, брызжущие сладким соком помидоры свежими попадают на стол, значит, система сбработала без брака, все детали, все звенья хозяйственного механизма пригнаны и отлажены на славу. Если же плоды бессильно истекают кровавым соком в ящике на обочине поля, в кузове грузовика, в подсобке магазина или на дворе консервного завода — что-то недоработали, недосмотрели.
...И снова — «помидорная пора». Извлекли ли в Ошской области уроки из прошлых ошибок? Не повторятся ли они, вновь и вновь, «за кадром» нашего рассказа — в других регионах страны? Мы надеемся, что наше повествование сослужит службу, пусть самую скромную, делу огромной важности — выпрямлению извилистых путей к прилавку.
Т. Костыгова Киргизская ССР 1984 год |