Попытка создать сухопутный линкор - танк Т-35...
Предисловие редакции Претич. В Советском Союзе в предвоенный период велась интенсивная, творческая и масштабная работа по созданию новейших и максимально совершенных образцов вооружений. Нападать ни на кого наша страна не собиралась, но защитить себя, защитить союзников и друзей - это мы должны были сделать безупречно.
В стране шла электрофикация, индустриализация, механизация... не без оснований это виделось основой благополучного светлого будущего. Танки в Красной армии - это предмет особой гордости, как и авиация. Здесь работа кипела и день и ночь. И было создано множества интересных экземпляров... сегодня мы поговорим о мощи РККА, как она задумывалась - тяжелый и неуязвимый, танк прорыва, с колоссальной огневой мощью! Это должен был стать Т-35... как и его младший собрат средний многобашенный танк Т-28... идея оказалась неудачной. Но танки все же приняли участие в начале Великой Отечественной войне. Не сказать, чтобы они особенно отличились - но свою задачу выполнили. Командование просто не знало точно, как их применять и просто кидало в бой, чтобы заткнуть дыры... и эти танки погибали либо под огнем неприятеля, либо израсходовав боезапас, а потом и запас топлива, бросались экипажами...
Так закончилась их служба... На сегодня сохранилось всего 5 экземпляров танка Т-28 и один танк Т-35... увы.
***
Под редакцией
генерал-полковника инженерно-технической службы Ж. КОТИНА,
доктора технических наук профессора Б. ШПИТАЛЬНОГО,
генерал-полковника технических войск В. ГРАБИНА

Ночью 6 декабря 1941 года войска Западного фронта заканчивали последние приготовления к наступлению. На исходных позициях — громады гигантских танков. Их было всего несколько, этих многобашенных крепостей, но внушительный вид и многочисленные орудийные стволы каждой машины прибавляли уверенности пехотинцам. На рассвете канонада и сигнальные ракеты возвестили о выступлении. Танки, увлекая за собой солдат, двинулись в атаку. Так Т-35, самые тяжелые боевые машины Красной Армии, почетно завершили службу, приняв участие в контрнаступлении под Москвой. Ветеранов сменили более современные танки — им и довелось с боями дойти до Берлина.
В начале 30-х годов, когда в нашей стране велись широкие исследования в области бронетанковой техники, машинам типа Т-35 отводилась роль ударной силы при прорыве оборонительных линий врага. Это определило громадные размеры «броненосцев» и незаурядную мощь огня. При весе в 37 т прототип Т-35 располагал целым арсеналом артиллерийского и пулеметного вооружения; одной 76-мм и двумя 37-мм пушками, четырьмя пулеметами. Бортовую «батарею» обслуживал экипаж из 11 человек. Машина могла рассредоточить огонь вперед, назад и по сторонам.
Т-35 — типичный представитель семейства многобашенных танков, которые в 20—30-х годах казались весьма перспективным видом оружия. Свою дань этому увлечению отдали французы, англичане, немцы. Много внимания «супертанкам» уделяли и в нашей стране. Даже в 1933 году специалисты из КБ Ж. Котина спроектировали многобашенную машину — СМК. Бронированная крепость поставила своеобразный рекорд: весила больше, чем любой из когда-либо построенных советских танков.
Но однобашенные танки оказались перспективнее, и с СМК дело не пошло дальше постройки одного опытного образца. В строю продолжал оставаться Т-35. Впрочем, и ему не суждена была долгая служба. Боевой опыт показал несостоятельность идеи рассредоточения огня. Ведь в отличие от многобашенной корабельной артиллерии в танке нельзя установить единый пост управления огнем. Командир не в состоянии своевременно дать указания всем стрелкам. Плохой обзор затрудняет выбор какой-то одной, главной цели для пулеметчиков. Вдобавок прицельную стрельбу можно, было вести в момент коротких остановок танка. Вот и выходит, что за точность огня приходилось расплачиваться собственной безопасностью: часто и надолго замирающий танк — прекрасная мишень. Ответный обстрел врага обнаруживал второй недостаток Т-35 — слабость бронирования. Оно могло составить серьезную защиту лишь от пуль. На первый взгляд проблему решить просто — стоит утолстить уязвимые листы стали. Но мешала конфигурация танка — слишком сложна и причудлива. Укрепление «панциря» вызвало бы чрезмерное утяжеление и без того неповоротливой и тихоходной махины.
Т-35 выпускался в нескольких модификациях. Менялись очертания лобовых элементов корпуса, типы и калибр орудий. На базе танка конструировались экспериментальные самоходные установки (СУ-14-1, СУ-14-2). Но самый главный результат постройки этого гиганта — производственный опыт; советская промышленность доказала, что ей по плечу создание тяжелых и сложных боевых машин.


Танк Т-35 на первомайском параде в Москве, 1934 год

Единственный экземпляр танка Т-35 в музее Кубинки
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Техника Молодежи
*** |