«Силы быстрого развертывания» США – Часть1
Часть 1 – Часть 2
Правящие круги США в осуществлении своих гегемонистских планов руководствуются взятыми на вооружение еще в первые послевоенные годы долгосрочными концепциями «глобального сдерживания», а затем и «отбрасывания коммунизма». В качестве одного из путей достижения этих целей и в настоящее время они считают неограниченное, открытое и «узаконенное» (с точки зрения США) вмешательство, в том числе и военное, в дела развивающихся стран. Вашингтон стремится любой ценой не только удержать эти государства в сфере своего влияния и обеспечить тем самым свободный доступ к сырьевым ресурсам, но и использовать их территории как плацдарм для достижения далеко идущих военно-политических целей, направленных прежде всего против СССР, особенно в стратегически важных регионах мира, таких, как Ближний Восток, Северо-Восточная Африка и прилегающие к ним акватории морей и океанов. В качестве главного инструмента для реализации этих замыслов теперь уже в соответствии с «доктриной неоглобализма» правящие круги США рассматривают созданные ими так называемые «силы быстрого развертывания» (СБР).
Идея создания мобильных сил для «защиты жизненно важных американских интересов» путем военного вмешательства в дела «непослушных» Вашингтону государств возникла среди воинствующих представителей правящих кругов США еще в конце 50-х годов. Окончательно она выкристаллизовалась, обрела реальные очертания и материальную основу во второй половине 70-х годов. Тогда, как сообщала газета «Нью-Йорк таймс», на основании подготовленного Пентагоном в 1978 году специального доклада под названием «Военные варианты в Персидском заливе» бывший президент США Картер издал «президентскую директиву № 18», положившую начало практическим мероприятиям американского военного ведомства по созданию «сил быстрого развертывания». Об этом было объявлено в июле 1979 года бывшим в то время начальником штаба армии США генералом Роджерсом. Войска, к созданию которых приступил Пентагон, первоначально назывались «силами быстрого реагирования». Под этим подразумевались быстрое планирование оперативного использования этих сил, переброска и развертывание их в районе оперативного предназначения, а также непосредственное боевое применение.
1 марта 1980 года министерство обороны США объявило, что на авиабазе Мак-Дилл в штате Флорида сформирован штаб особого контингента войск, которые теперь уже назывались «силами быстрого развертывания» (Rapid Deployment Forces), и назначен командующий. Несмотря на замену более широкого по значению термина «реагирование» на «развертывание», суть и задачи СБР остались прежними — «защита» так называемых «жизненно важных интересов» США в любом районе мира за пределами «зоны ответственности» главного агрессивного блока империализма — НАТО. Им, как и прежде, отводилась роль «пожарной команды» Пентагона, обладающей гибкостью в использовании, стратегической мобильностью, достаточной мощью и автономностью, необходимыми для ведения длительных по времени военных действий различного масштаба — от участия в небольших локальных конфликтах одного или нескольких батальонов до крупномасштабных операций в регионе силами корпуса и более крупными формированиями, включающими контингента всех видов вооруженных сил США, а также стран с проамериканскими режимами, расположенных в пределах данного района мира.
Командование СБР (командующий со своим штабом, насчитывавшим около 300 человек — представителей от сухопутных войск, ВВС, флота и морской пехоты) до октября 1981 года непосредственно подчинялось главнокомандующему объединенным командованием войск готовности (ОКВГ). Оно располагалось территориально совместно со штабом ОКВГ и фактически являлось его составной частью, имея лишь небольшую группу связи при объединенном штабе комитета начальников штабов (КНШ) специально для координации вопросов оперативного планирования и боевого использования выделяемых в СВР соединений и частей всех видов вооруженных сил. Эти контингенты, численность которых была определена примерно в 200 тыс. человек регулярных войск (сил) и до 100 тыс. из состава резервных компонентов (главным образом для решения задач боевого и тылового обеспечения), организационно в СВР на постоянной основе не включались. В мирное время они не были подчинены штабу СВР даже оперативно, а выделялись в них по указанию КНШ в случае необходимости. Однако известно, что конкретные части и соединения, боевой и численный состав СВР в целом определялись КНШ в каждом конкретном случае, в зависимости от целей и предполагаемого масштаба конфликта, в котором им предстояло принимать участие.
После прихода к власти в США в 1980 году нынешней администрации роль и место СВР в системе американских вооруженных сил, а также взгляды на их строительство и боевое использование претерпели заметные изменения. В октябре 1981 года они были выделены из ОКВГ и подчинены непосредственно верховному главнокомандующему вооруженными силами США через КНШ. а на их базе было создано объединенное соединение СВР, в оперативное подчинение которого на постоянной основе были выделены 82-я воздушно-десантная и 101-я воздушно-штурмовая дивизии сухопутных войск и 11 авиаэскадрилий тактической авиации. В случае необходимости для решения более крупномасштабных задач, а также для действий на приморских направлениях ему могло быть выделено в оперативное подчинение на время операции до двух авианосных групп, экспедиционная дивизия морской пехоты (эдмп) и до двух авиаэскадрилий стратегических бомбардировщиков В-52. В интересах обеспечения операции такой группировки предусматривалось привлекать также стратегические самолеты-разведчики, воздушные командные пункты (ВКП) и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления Е-3 системы АВАКС.
На командующего и штаб СВР возлагались задачи по разработке оперативных планов использования СВР в Юго-Западной Азии, организации и проведению боевой подготовки и контролю за состоянием боеготовности выделяемых в их состав частей и соединений.
В январе 1983 года на базе существующих «сил быстрого развертывания» было создано объединенное центральное командование (ОЦК, в печати известно еще под названием СЕНТКОМ), правовой статус которого, сфера ответственности, объем задач и контингенты выделяемых сил значительно расширились по сравнению со всеми прежними вариантами их применения. Оно выделено как важная самостоятельная структурная единица (рис. 1) в системе оперативной организации вооруженных сил США, которой нарезана географическая «зона ответственности», а СВР — это определенный комитетом начальников штабов в качестве основы для планирования военного вмешательства специальный контингент, включающий наиболее боеготовые и высокомобильные части (корабли) и соединения всех видов вооруженных сил. На их базе в «зоне ответственности» командования могут создаваться и развертываться различные по составу группировки войск (сил) для ведения боевых действий. Судя по высказываниям зарубежных специалистов, ОЦК (СВИТКОМ) и СВР — это двуединое понятие. Поэтому оба эти выражения в американской военной терминологии зачастую используются как равнозначные.
Рис. 1. Принципиальная схема организации объединенного центрального командования
Штаб объединенного центрального командования дислоцируется па авиабазе Мак-Дилл и представляет собой развернутый вариант штаба СБР, существовавшего там же до создания ОЦК. Он укомплектован личным составом, представляющим все виды вооруженных сил, и насчитывает около 1000 человек. Организационно в его состав входят шесть управлений (военной политики, оперативное, разведывательное, личного состава, связи и электроники, тыла) и выделены группы связи (взаимодействия) с объединенным штабом КНШ и штабом вооруженных сил США в Европейской зоне, которые постоянно находятся при этих органах военного управления.
Основными задачами главнокомандующего (генерал Дж. Крист) и штаба ОЦК являются: разработка планов оперативного использования СБР в «зоне ответственности» командования; планирование, организация и проведение оперативной и боевой подготовки частей и соединений, предназначенных для выделения в состав этих сил; проверка состояния их боевой и мобилизационной готовности; руководство операциями группировки СВР, переброшенной в район военного конфликта. Кроме того, им вменяется в обязанность выработка рекомендаций для военно-политического руководства США по вопросам оказания военной помощи, включал продажу оружия и подготовку личного состава вооруженных сил стран — сателлитов Вашингтона, расположенных в «зоне ответственности» командования, а также организация и контроль за мероприятиями, проводимыми американскими военными специалистами и инженерными частями по совершенствованию оперативного оборудования территории этих государств в интересах боевого использования СВР.
Официально «зоной ответственности» ОЦК объявлен регион Юго-Западной Азии, включающий Ближний и Средний Восток, Северную и Северо-Восточную Африку, а также прибрежные акватории прилегающих к ним морей и Индийского океана, в которых Пентагон стремится создать заблаговременно различные военные объекты (рис. 2). Конкретно в эту зону входят 19 государств — Афганистан, Бахрейн, Джибути, Египет, Ирак, Иран, Иордания, Йеменская Арабская Республика, Народно-Демократическая Республика Йемен, Катар, Кения, Кувейт, Объединенные Арабские Змираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сомали, Судан и Эфиопия. Общая площадь их территории составляет около 13 млн. км2, на которой проживает более 350 млн. человек. Протяженность «зоны ответственности» ОЦК с севера на юг около 5 тыс. км, а с востока на запад — почти 4,5 тыс. Относящиеся к указанному региону территории Израиля, Сирии и Ливана в «зону ответственности» ОЦК не включены. Военно-политическое руководство США рассматривает их как район особенно взрывоопасный и требующий более повышенного внимания и контроля со стороны Вашингтона.
Рис. 2. Основные объекты в «зоне ответственности» ОЦН, постоянно или периодически используемые Пентагоном
Принцип комплектования боевого состава СБР, выделяемых для действий в «зоне ответственности» командования, заключается в том, что в обычных (мирных) условиях в распоряжении штаба ОЦК конкретных соединений и частей (кораблей) нет, за исключением 82-й воздушно-десантной и 101-й воздушно-штурмовой дивизий сухопутных войск и 11 авиаэскадрилий тактической авиации, которые подчинены ему оперативно. КНШ определяет конкретные соединения сухопутных войск, морской пехоты, а также количественный уровень контингентов других видов вооруженных сил, которые могут быть выделены в состав СБР для решения задач в «зоне ответственности» командования в случае возникновения там военного конфликта. Причем этот состав может варьироваться от батальона до оперативного объединения, включающего ряд соединений, частей и подразделений сухопутных войск, ВВС, флота и морской пехоты, а также сил специального назначения. Боевой и численный состав группировки определяет КНШ в каждом конкретном случае в зависимости от характера и масштаба военного конфликта, в котором ей предстоит нести боевые, действия. По максимальному варианту, судя по сообщениям иностранной печати, в нее могут быть включены следующие штабы, соединения и части.
От сухопутных войск — штаб 3-й армии, 18-й воздушно-десантный корпус (82 вдд, 101 вшд, 24 мд и 1-е корпусное командование тыла). 9-я моторизованная (мтд) и 7-я легкая пехотная (лид) дивизии, а также 6-я отдельная противотанковая вертолетная бригада (6 оптвбр), одна группа войск специального назначения («зеленые береты») и до двух батальонов «рейнджеров» (всего более 135 тыс. человек, включая 3,5 тыс. военнослужащих специальных частей).
От ВВС — штаб 9-й воздушной армии (ВА), семь авиакрыльев тактической авиации, включая одно крыло ВВС национальной гвардии, четыре группы и одна отдельная авиаэскадрилья истребительной авиации, авиагруппа разведывательной авиации и авиагруппа РЭБ авиации ВВС национальной гвардии, авиакрыло ДРЛО и управления (самолеты Е-3), авиакрыло авиации специального назначения, а также две авиаэскадрильи стратегических бомбардировщиков В-52 (всего 33 тыс. человек).
От ВМС (флота и морской пехоты) — оперативная группа штаба 7-го флота, до трех авианосных и одна корабельная ударная группы, амфибийно-десантные группы, пять авиаэскадрилий самолетов Р-ЗС «Орион» базовой патрульной авиации (БПА), группа судов-складов с тяжелым оружием, военной техникой и средствами МТО, находящихся обычно в районе о. Диего-Гарсия (для одной экспедиционной бригады морской пехоты и ряда передовых частей сухопутных войск и ВВС), одна экспедиционная дивизия и одна экспедиционная бригада морской пехоты (всего около 120 тыс. человек, в том числе 70 тыс. морских пехотинцев).
Общая численность СВР с учетом штаба ОЦК может составить около 300 тыс. человек регулярных сил. На вооружении такой группировки может быть более 450 танков, около 1500 орудий полевой артиллерии и минометов, свыше 3 тыс. единиц противотанковых и примерно 600 зенитных ракетных средств, до 1000 боевых самолетов ВВС и авиации ВМС, свыше 1300 вертолетов, 40 и более боевых кораблей основных классов, включая три авианосца, один линкор и ряд других кораблей и подводных лодок, оснащенных крылатыми ракетами «Томагавк». Сообщалось, что в зависимости от складывающейся военно-стратегической обстановки в мире, часть этих сил, предназначенных для действий в «зове ответственности» ОЦК, может быть использована и на других ТВД, в частности в районах Тихого океана, Центральной и Южной Америки, а также в Европе.
Для решения задач боевого и тылового обеспечения основной группировки СБР в их состав, как считают зарубежные спепиалисты, может быть выделено еще примерно 100 тыс. военнослужащих из частей и подразделений резервных компонентов вооруженных сил США. Таким образом, общая численность контингента войск (сил), предназначенных для СБР, может превысить 400 тыс. человек.
Все соединения, части (корабли) и подразделения, предназначенные для использования в «зоне ответственности» ОЦК, как оценивают иностранные специалисты, являются наиболее боеготовыми, достаточно укомплектованными и обученными. По их мнению, они содержатся в высокой степени готовности, обладают достаточной мобильностью и боевой устойчивостью. Сообщалось, например, что 7 лид и 9 мтд — это качественно новые соединения, созданные в последние годы по программе модернизации сухопутных войск под названием «Армия-90». Они имеют гибкую организационную структуру, аэротранспортабельны, приспособлены, обучены и соответствующим образом оснащены для ведения маневренных боевых действий на слабо оборудованных в оперативном отношении ТВД и в сложных физико-географических условиях. Аналогичными качествами Пентагон стремится наделить и ранее сформированные 82 вдд, 101 вшд, а также 6 оптвбр. Эти соединения, кроме того, обладают высокой тактической мобильностью за счет наличия в их составе большого количества вертолетов (82 вдд — около 220, 101 вшд — свыше 400 и 6 оптвбр — около 340).
Экспедиционная дивизия морской пехоты (эдмп) является основным оперативным соединением, предназначенным для проведения крупных морских десантных операций в «зоне ответственности» ОЦК самостоятельно или во взаимодействии с корабельными группировками ВМС и частями других видов вооруженных сил, выделяемыми в состав СВР. Кроме собственно дивизии морской пехоты, в эдмп входят авиакрыло морской пехоты, группа тылового обеспечения и другие подразделения. Численность соединения может достигать 50 тыс. человек, а на его вооружении насчитывается до 70 танков, свыше 270 орудий полевой артиллерии и минометов, более 400 единиц противотанковых и до 100 зенитных ракетных средств, свыше 400 самолетов и вертолетов, а также более 350 БМП и плавающих БТР. Такое соединение может быть переброшено по морю в Юго-Западную Азию за 30 сут с момента получения приказа и самостоятельно вести боевые действия в течение месяца.
Экспедиционная бригада морской пехоты (эбрмп) является оперативно-тактическим соединением и так же, как и эдмп, предназначена для проведения морской десантной операции в «зоне ответственности» ОЦЕ самостоятельно или во взаимодействии с кораблями ВМС и частями других видов вооруженных сил, выделяемыми в состав СБР. Численность личного состава бригады может достигать 16 тыс. человек. В нее обычно включаются полковая десантная группа морской пехоты, смешанная авиагруппа и бригадная группа тылового обеспечения. На вооружении такого соединения может быть более 50 танков, свыше 120 орудий и минометов, около 200 ПТРК «Тоу» и «Дракон» и других противотанковых средств, до 100 единиц зенитно-ракетных средств, более 100 БМП и плавающих БТР, около 200 боевых самолетов и вертолетов. Перебрасывать личный состав эбрмп с личным оружием в район оперативного предназначения «зоны ответственности» ОЦК планируется в случае необходимости и по воздуху самолетами ВТАК ВВС США. На это требуется до 5-7 сут, а полная ее готовность к ведению боевых действий может быть достигнута примерно через 10 сут с момента получения приказа. Считается, что такие сроки обусловлены временем переброски в район конфликта судов-складов с тяжелым оружием, военной техникой и средствами МТО, которых должно быть достаточно примерно на 30 сут ведения боевых действий.
По мнению зарубежных военных специалистов, высадке эдмп или эбрмп в «зоне ответственности» ОЦК может предшествовать десантная операция по захвату плацдарма (портов, аэродромов) силами экспедиционного батальона морской пехоты (эбми), который, как известно, уже в мирное время постоянно размещается на кораблях амфибийно-десантной группы, курсирующей вблизи района предполагаемой морской десантной операции. Он является основным тактическим подразделением (насчитывает до 2,5 тыс. человек) морской пехоты США и включает батальонную десантную группу, смешанную авиационную эскадрилью и батальонную группу тылового обеспечения. В его составе может быть до пяти средних танков, шесть 155-мм гаубиц, 40 ПТРК, около 20 минометов, примерно 20 ПЗРК «Стингер», почти 30 десантных вертолетов и 15 плавающих БТР. На высадку такого батальона для захвата плацдарма в районе морской десантной операции может потребоваться до 2 сут.
Соединения и части сухопутных войск и морской пехоты, предназначенные для действий в составе СВР имеют на своем вооружении танки Ml «Абрамс» и М60А1, которые по своим боевым возможностям в 1,5-2 раза превосходят машины старых модификаций, БМП М2 «Брэдли», БРМ М3 и боевые машины морской пехоты LAV, противотанковые (ПТРК «Тоу» и «Дракон» в возимом в переносном вариантах) и зенитные (ПЗРК «Стингер») средства, противотанковые вертолеты (оснащены ПТУР «Тоу» и «Хеллфайр»), самоходные и на механической тяге (модернизированные) гаубицы, способные применять наряду с обычными ядерные (в том числе нейтронные), химические, активно-реактивные (дальность около 30 км), кассетные и управляемые с лазерной головкой самонаведения снаряды, а также реактивные системы залпового огня MLRS. Части и подразделения армейской авиации и авиации морской пехоты, выделяемые в состав СБР, оснащены вертолетами огневой поддержки (АН-1 «Кобра-Тоу» и АН-64 «Апач»), универсальными вертолетами общего назначения (UH-60 «Блэк Хок»), транспортно-десантными средними и тяжелыми вертолетами (СН-47 «Чинук» и СH-53 «Супер Стэльен»).
На вооружении тактической авиации ВВС и ВМС (палубной и морской пехоты), выделяемых в состав СБР, находятся тактические истребители F-111, F-4, F-14, F-15, F-16, штурмовики А-10, А-6Е, А-7Е, AV-8A и истребители-штурмовики F/A-18, которые оснащены управляемыми ракетами классов «воздух—земля (поверхность)» и «воздух — воздух». Они способны решать широкий крут задач, возлагаемых на авиацию в современном бою и операции (завоевание превосходства в воздухе и на море, изоляция района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка наземных войск и другие).
Основной ударной силой флота США в составе СВР являются авианосные группы, в каждой до десяти боевых кораблей (авианосец, крейсера, эсминцы, фрегаты, рис. 3). На авианосце базируется авиакрыло палубной авиации, насчитывающее 90 и более самолетов (штурмовиков, истребителей, противолодочных) и вертолетов, из них до 40 носителей ядерного оружия.
Рис. 3. Авианосная многоцелевая группа выдвигается в район оперативного развертывания
Корабельная ударная группа может включать до пяти боевых кораблей во главе с линкором, вооруженных современным ракетным оружием, в том числе крылатыми ракетами «Томагавк», оснащенными как ядерными, так и обычными боеголовками для нанесения ударов не только по морским, но и по наземным (береговым) объектам и противокорабельными ракетами «Гарпун».
Амфибийные десантные группы, выделяемые в состав СВР (до трех), предназначены для быстрой переброски морской пехоты в район оперативного предназначения и высадки морских десантов. В группе может быть до восьми десантных кораблей, включая один вертолетоносец и один-два универсальных десантных корабля.
Эскадрильи базовой патрульной авиации ВМС, имеющие в своем составе до девяти самолетов Р-ЗС «Орион», могут быть использованы для обеспечения действий морского компонента СВР на океанских и морских театрах. Они способны решать задачи поиска и уничтожения подводных лодок на больших пространствах .Мирового океана, участвовать в защите корабельных соединений, выделяемых в состав СВР, и морских коммуникаций, по которым осуществляется переброска войск усиления и всестороннее материально-техническое обеспечение группировки в «зоне ответственности» ОЦК.
Для обеспечения стратегических перебросок войск и военных грузов в «зону ответственности» ОЦК по воздуху и морем в случае возникновения там военного конфликта планируется первоначально задействовать часть сил военно-транспортной авиации ВТАК ВВС, а затем и морские транспортные суда командования морских перевозок (КМП) ВМС США. По данным американской печати, самолетами С-5А «Гэлекси» и С-141 «Старлифтор» ВТАК ВВС с началом военного конфликта легкая пехотная дивизия может быть переброшена из США в Юго-Западную Азию за 4 сут, воздушно-десантная — за 8,5, воздушно-штурмовая — за 9,5 и моторизованная дивизия — за 11 сут. В последующем в случае необходимости к воздушным переброскам предполагается привлечь дополнительное количество транспортных самолетов за счет мобилизации гражданской авиации резерва ВТАК (широкофюзеляжные самолеты Боинг-747, DC-10, Боинг-707, L-1011 и другие).
Для осуществления морских перебросок в зону ОЦК из штатного состава КМП (до 80 судов) непосредственно в интересах СВР может быть задействовано более 30 единиц. В это число входят 17 судов-складов, находящихся в районе о. Диего-Гарсия с запасами тяжелого оружия, военной техники и средств МТО (предназначены прежде всего для 7 эбрмп и передовых частей сухопутных войск и ВВС, выделяемых в состав СВР). Остальные суда (до 15) могут быть использованы для переброски из США в район Персидского залива в полном составе 24-й механизированной или 101-й воздушно-штурмовой дивизии, а также 6 оптвбр, на что по оценкам зарубежных специалистов, потребуется 30-35 сут.
Для приема перебрасываемых из США в «зону ответственности» ОЦК войск и военных грузов, а также для обеспечения развертывания и ведения боевых действий СВР в этом районе мира военно-политическое руководство США рассчитывает использовать более 40 военных объектов (баз, аэродромов, портов, пунктов базирования ВМС) и других объектов, расположенных на территориях ряда стран этого региона (см. рис. 2). В частности, в 1980 году оно добилось согласия правительств Омана. Сомали и Кении, а в 1982-м и Марокко на использование в интересах СВР воздушного пространства, военных и гражданских объектов на их территориях. В этих же целях Пентагону периодически предоставляют свои территории и военные объекты Египет, Израиль, Иордания, Джибути, Саудовская Аравия, Пакистан, Бахрейн, Кувейт. В последнее время Вашингтон предпринимал энергичные усилия с целью достижения с указанными странами, а также с Португалией соглашений об использовании их объектов инфраструктуры и воздушного пространства над территориями в интересах СБР на постоянной основе.
Зарубежная печать подчеркивает, что, несмотря на отсутствие пока официальных соглашений с большинством вышеназванных стран, Пентагон уже и в мирное время периодически использует в качестве передовых баз для своих ВВС аэродромы на о. Диего-Гарсия (владения Великобритании), в Марказ-Тамарид и Масира (Оман), Каир (Западный) и Вади-Кена (Египет). В качестве ВМБ и пунктов базирования флота, а также аэродромов базовой патрульной авиации ВМС США периодически задействуют военные объекты в Карачи (Пакистан), Масира (Оман), Найроби, Наньюки и Момбаса (Кения), Могадишо и Бербера (Сомали) и других городах. На большинстве вышеназванных объектов на средства США и при участии американских специалистов ведутся работы по их совершенствованию и расширению. На них удлиняются и реконструируются ВПП, строятся склады ГСМ, боеприпасов и других средств МТО, а также казармы для личного состава, совершенствуется навигационное и аэродромное оборудование. Аэродромы на о. Диего-Гарсия, в Каир (Западный) и Марказ-Тамарид уже переоборудованы и способны обеспечить прием стратегических бомбардировщиков В-52. Всего на модернизацию военных баз и других объектов в интересах ОЦК конгрессом США на 1987-1991 финансовые годы выделены ассигнования в размере более 100 млн. долларов.
(Окончание следует)
Полковник С. Семенов - 1987 год |