Американская корабельная система безопасной посадки вертолетов
По свидетельству американской военной печати, командование ВМС США считает вертолет универсальным средством для решения многих боевых задач в море. В связи с этим оно расширяет сферу его применения не только со специальных вертолетоносцев, но и почти со всех кораблей основных классов и вспомогательных судов (оборудованных взлетно-посадочными площадками), на борту которых базируется одна или две машины. Такая площадка обычно располагается в корме, имеет соответствующую разметку, осветительную систему посадки для обеспечения ночных полетов, ограничительные огни, а также огни разрешения взлета и посадки и т. д. Ангар, как правило, размещается сразу же за ней, ближе к носовой части корабля, куда вручную или с помощью лебедки перемещается вертолет со сложенными лопастями несущего винта и хвостовой штангой.
Как известно, взлет и посадка вертолета на палубу в неблагоприятных гидрометеорологических условиях затруднены, а порой и вообще невозможны. В настоящее время корабли оснащаются устройствами для обеспечения безопасной посадки вертолетов в штормовую погоду.
В США на базе канадского устройства (используется с 1968 года) создали систему RAST — Recovery Assist Secure and Traverse, устанавливаемую на новых фрегатах УРО типа «Оливер X. Перри», оснащенных противолодочными вертолетами системы ЛЭМПС Мk3. Ее испытания проводились в 1981 году испытательным центром авиации ВМС США (Патаксент-Ривер, штат Мэриленд) в лабораторных условиях на специально оборудованных вертолетных площадках, а также в море на новом фрегате УРО «Мак Инерни».
Основные элементы системы RAST, размещенные на корабле, показаны на рис. 1.
![Схема размещения основных элементов системы RAST на корабле Схема размещения основных элементов системы RAST на корабле](/24/6-history-army-usa-red-locr.jpg) Рис. 1. Схема размещения основных элементов системы RAST на корабле
На вертолете имеются две выдвижные телескопические стопорные штанги и бросательный конец, проходящий через основную штангу.
Принцип работы системы заключается в принудительном притягивании зависшего над кораблем вертолета к устройству быстрой швартовки посредством силового троса с последующим перемещением его в ангар по специальным направляющим трекам.
Применение RAST требует четкого взаимодействия между летчиком и руководителем посадки с сохранением за первым права принимать окончательное решение на ее выполнение или немедленную отцепку силового троса. Сначала летчик должен осуществить нормальный заход и зависнуть над палубой на высоте около 4,5 м. Затем с вертолета подается бросательный конец, к которому на палубе крепят силовой трос. Один его конец соединен с гидравлической лебедкой на корабле, а другой при помощи бросательного конца поднимается на вертолет и автоматически запирается специальным замком в основной штанге (рис. 2).
![Посадка вертолета на палубу корабля с помощью системы RAST Посадка вертолета на палубу корабля с помощью системы RAST](/24/7-history-army-usa-red-locr.jpg) Рис. 2. Посадка вертолета на палубу корабля с помощью системы RAST
Убедившись, что все системы вертолета работают нормально, летчик запрашивает у офицера — руководителя посадки «натяжение». Тот с поста управления создает расчетное натяжение силового троса около 900 кг (RAST обеспечивает натяжение 400—1800 кг), при котором вертолет находится в режиме устойчивого висения. Далее летчик снижает его над устройством быстрой швартовки до высоты 2,5 м и докладывает руководителю: «К посадке готов». Последний, подкорректировав действия пилота по радио для точного занятия машиной места над устройством, дает команду: «Посадка», а затем натягивает трос с усилием 1800 кг. При этом происходят центрирование вертолета и стабилизация его в режиме висения. Летчик в случае необходимости может немедленно отсоединить силовой трос.
Силовой трос втягивает основную штангу вертолета в устройство быстрой швартовки, зажимное приспособление которого захватывает и стопорит ее. Благодаря этому устройству вертолет жестко связал с кораблем, а хвостовая штанга опускается в решетку на посадочной палубе, что предохраняет машину от разворачивания относительно вертикальной оси.
По данным иностранной печати, в процессе испытаний скорость снижения вертолета достигала 1,8—2,4 м/с при высоте волны 3,6 м и скорости ветра 90 км/ч, однако он выполнял посадку мягко.
С помощью устройства быстрой швартовки вертолет по команде с поста управления может быть перемещен в правый или левый ангар в зависимости от того, где он осуществил посадку.
Иностранные военные специалисты считают, что без системы RAST при сильной качке невозможно вручную передвигать вертолет (вес 9 т) в ангар с зазором между ним и проемом дверей 20 см.
По данным зарубежной прессы, система RAST обеспечивает безопасную посадку вертолета в море на корабль при бортовой качке до 28°, килевой 6°и скорости подъема палубы 4,6 м/с.
При испытаниях выполнялись также посадки без притягивания вертолета силовым тросом, которые показали, что без принудительного притягивания летчику трудно попасть основной штангой в пространство между зажимами устройства быстрой швартовки размером 105 х 90 см даже в штилевую погоду.
Ветер и создаваемый несущим винтом воздушный поток, отраженный от ангара и посадочной площадки, вызывают перемещение вертолета в режиме висения. Для устранения этого явления летчик должен проделать несколько незначительных (хотя и частых) движений ручкой управления. В момент внезапного ослабления натяжения силового троса машина легко поддается управлению.
Для облегчения посадки на корабле размещены дополнительные устройства и нанесена разметка палубы. Продольная белая полоса начинается с кормы, пересекает посадочную площадку и продолжается на вертикальной переборке ангара. Это сделано для того, чтобы точнее определить амплитуду килевой качки корабля при заходе на посадку с кормы. Освещение на крыше ангара, а также разметка краской на крыше, дверях и посадочной площадке помогают летчику удерживать вертолет над палубой точно на высоте 4,5 м для зацепления силового троса. Кроме того, на крыше ангара расположена горизонтальная рампа огней истинного горизонта для ориентировки летчиков при посадке ночью и плохой видимости.
Безопасность палубных команд, работающих под вертолетом в условиях качки и сильного ветра, обеспечивается страховочными поясами, свободно скользящими вдоль шпрюйта, который натянут над палубой.
Хотя система RAST обладает многими преимуществами, летчикам, проводящим испытательные полеты, рекомендуется выполнять посадку в момент уменьшения амплитуды раскачивания палубы, что имеет место при любом волнении моря.
В целом, как показали испытания, RAST, несмотря на простоту конструкции, значительно повысила боевые возможности корабельной системы ЛЭМПС МkЗ и позволила использовать противолодочный вертолет в сложных гидрометеорологических условиях.
Полковник М. Панин «Зарубежное военное обозрение» 1982 г.
*** |