Итало-бразильский легкий тактический истребитель АМХ
Продолжая наращивать мощь своих ВВС в рамках постоянно усиливающейся гонки вооружений в НАТО, правительство Италии наряду с участием в межнациональной (совместно с Великобританией и ФРГ) программе создания дорогостоящего многоцелевого самолета «Торнадо» в 1978 году приняло решение о разработке более дешевого легкого тактического истребителя, получившего условное обозначение АМХ. Согласно сообщениям зарубежной печати, основным его предназначением будет непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и изоляция района боевых действий. Кроме того, его планируется использовать для решения ограниченных задач ПВО и ведения воздушной разведки. Истребителями АМХ во второй половине 80-х годов предполагается заменить состоящие на вооружении ВВС Италии устаревшие самолеты типов G.91 и F-104.
Как свидетельствует иностранная пресса, первоначальные исследования в области создания нового самолета проводились фирмой «Аэриталия» в 1973—1974 годах. Затем, в 1977 году, когда командование ВВС Италии сформулировало свои требования к легкому перспективному тактическому истребителю, оптимизированному для борьбы с наземными целями, фирма возобновила эти работы. По мнению итальянских военных экспертов, новый самолет должен обладать достаточной огневой мощью, высокой живучестью, хорошими маневренными, взлетно-посадочными и эксплуатационными характеристиками, иметь достаточно большой радиус действия при полете на малых и предельно малых высотах.
В это же время другая итальянская фирма — «Аэрмакки» вела аналогичные исследования вместе с бразильской фирмой ЭМБРАЕР с учетом требований как итальянских, так и бразильских ВВС.
В середине 1978 года правительство Италии пришло к выводу, что параллельная разработка в стране двух весьма похожих самолетов экономически невыгодна, и настояло на заключении соглашения между фирмами «Аэриталия» и «Аэрмакки» о совместном проектировании и производстве самолета АМХ (Aerilalia — Macchi — Xperimental). Спустя 18 месяцев после начала работ командование ВВС Бразилии, внимательно проанализировав их и убедившись, что АМХ почти полностью отвечает предъявляемым требованиям, решило принять участие в этой программе. В результате в марте 1980 года в Риме между ВВС Италии и Бразилии было подписано соглашение о разработке и производстве самолета АМХ.
Конструктивно этот самолет предполагается выполнить по нормальной аэродинамической схеме с крылом неизменяемой в полете стреловидности и полностью управляемым стабилизатором. Крыло трехлонжеронное (его площадь 21 м2, стреловидность по передней кромке 31°, относительная толщина профиля 12%). Внутренний объем каждой консоли будет занят интегральным топливным баком. Механизация крыла включает предкрылки, расположенные вдоль всей передней кромки, двухщелевые закрылки, занимающие ¾ задней кромки, и четыре интерцептора (по два на консоль), которые имеют достаточно большие размеры и находятся перед закрылками. Предкрылки и закрылки, помимо их основного предназначения (улучшение взлетно-посадочных характеристик), предусматривается использовать для повышения маневренности самолета при скорости полета М=0,5-0,6.
Кроме того, крыло предполагается оснастить сравнительно небольшими элеронами, управление которыми будет осуществляться с помощью механической проводки и силовых приводов. При отказе последних, управление элеронами (в силу своих малых размеров) может производиться вручную. Внешние и внутренние интерцепторы попарно управляются электрически (ручное управление ими не предусмотрено).
Созданию наименьшего лобового сопротивления самолета в целом способствует то, что фюзеляж в сечении имеет овальную форму. Он изготавливается в основном из алюминиевого сплава. Чтобы летчик имел лучший обзор в нижней полусфере, носовая часть фюзеляжа, которая выполнена в виде конуса, находится ниже относительно оси остальной части фюзеляжа. Одноместная кабина экипажа оснащается легким катапультируемым креслом MKIOL фирмы «Мартин- Бейкер». Бескаркасные полукруглой формы козырек и фонарь кабины, по мнению итальянских специалистов, должны обеспечить летчику хорошую круговую видимость. Сразу же за фонарем по бокам фюзеляжа располагаются воздухозаборники двигателя, оптимизированные для высоких дозвуковых скоростей полета. Хвостовая часть фюзеляжа соединяется с центральной с помощью наклонного шпангоута, являющегося как бы продолжением руля направления. При техническом обслуживании она будет отстыковываться вместе со стабилизатором, что позволит осуществлять демонтаж и установку двигателя. Предполагается, что управление рулем направления будет электродиставционное дублированное. В случае отказа обеих электрических систем руль направления фиксируется в нейтральном положении. Управлять стабилизатором предусматривается с помощью механической проводки и сдвоенного гидропривода при полностью ручном дублировании.
Шасси самолета трехстоечное. Все стойки рычажного типа, убираются внутрь фюзеляжа, давление в пневматиках колес 9,8 кг/см2. Колея шасси, как отмечает английский журнал «Флайт», сравнительно узкая (2,15 м), но в связи с тем, что эксплуатация самолета АМХ с грунта требованиями командования ВВС Италии не предусмотрена, такая ширина колеи считается достаточной даже для руления самолета по траве.
В качестве силовой установки предполагается использовать английский двухконтурный турбореактивный двигатель «Спей-Мк807» фирмы «Роллс-Ройс». По мнению разработчиков, несмотря на такие недостатки, как довольно большие размеры и вес, а также низкая экономичность, он считается сравнительно мощным и надежным, способным выдерживать значительные нагрузки. Кроме того, отмечается, что на выбор двигателя «Спей» повлиял тот факт, что он уже выпускается в Италии по лицензии фирмой «Альфа Ромео». Максимальная тяга двигателя 5000 кг, удельный расход топлива около 0,66 кг/кг ч, степень двухконтурности 0,85, степень повышения давления воздуха в компрессоре 16,5, отношение тяги к весу 2,09:1.
В состав бортового радиолокационного оборудования самолетов АМХ предполагается включить радиолокационный дальномер. Выдвинуто также предложение разработать комплексную прицельно-навигационную систему истребителя, в состав которой войдут инерциальное навигационное оборудование, две центральные ЭВМ с блоком согласования, аппаратура управления оружием, электронно-оптический индикатор с системой отображения на фоне лобового стекла и многофункциональный индикатор на приборной доске летчика. Сообщается, что самолет будет оснащен современным радиосвязным оборудованием. Изучаются также вопросы установки на нем активных и пассивных средств РЭБ. С целью обеспечения решения задач тактической разведки по правому борту самолета впереди основной стойки предусматривается иметь отсек фотооборудования.
Как отмечается в зарубежной печати, по составу и маркам бортового оборудования итальянский и бразильский варианты самолета АМХ будут существенно различаться, что объясняется как спецификой применения истребителя в данных странах, так и тем, что по договорным обязательствам Италии в НАТО, некоторые образцы оборудования не могут экспортироваться в Бразилию. Это же относится и к вооружению. В частности, на итальянском варианте предполагается установить (в носовой части фюзеляжа перед отсеком кабины летчика) 20-мм шестиствольную пушку «Вулкан», а на бразильском — спаренную 30-мм пушку «Дефа».
На самолете АМХ предусмотрено применение подвесного оружия класса «воздух—поверхность», которое разместится на четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах подвески, причем внутренние подкрыльевые и подфюзеляжный рассчитаны на нагрузку 910 кг, а внешние подкрыльевые — на 455 кг. Кроме того, на концах консолей крыла должны располагаться две УР «Сайдвиндер» AIM-9L класса «воздух—воздух». Не исключено также, что эти самолеты будут привлекаться к участию в боевых действиях на море. В таком случае в состав вооружения АМХ войдут противокорабельные УР «Корморан» и дополнительная РЛС поиска и слежения за целью.
Основные проектные характеристики самолета АМХ: экипаж один человек, максимальный взлетный вес 12 000 кг, максимальный вес боевой нагрузки 3800 кг, максимальная скорость полета М=0,95, длина самолета 13,57 м, высота 4,58 м, размах крыла 8,88 м.
Согласно сообщениям западной прессы, главное требование, выдвинутое командованием итальянских ВВС, заключалось в обеспечении тактического радиуса действия самолета, равного 335 км, при полете по профилю «малая—малая—малая высота» (с боевой нагрузкой 1360 кг на подфюзеляжном и внутренних подкрыльевых узлах подвески и двумя 455-л сбрасываемыми подвесными баками на внешних подкрыльевых узлах) со скоростью М=0,75—0,8, включая пролет 90-км участка со скоростью М=0,95. При выполнении боевой задачи по изоляции района боевых действий (полет на меньшую дальность) было выдвинуто условие, чтобы максимальная боевая нагрузка была не менее 3800 кг. Самолет должен взлетать и совершать посадку на ВПП длиной около 900 м. В соответствии с требованиями командования ВВС Бразилии, дальность полета самолета с боевой нагрузкой 1360 кг и двумя 1000-л сбрасываемыми подвесными топливными баками па внутренних подкрыльевых узлах должна быть не менее 965 км.
Летные испытания первого из семи намеченных к постройке опытных образцов истребителя АМХ планируется начать в конце 1983 года. Поставки серийных самолетов итальянским и бразильским ВВС, потребности которых, как отмечается в иностранной печати, составляют соответственно 187 и более 100 машин, ожидаются в 1987 году.
Майор-инженер В. Юрцев Зарубежное военное обозрение, №9 1982 год
Дополнение от 2024 года: В ВВС Бразилии принят на вооружение под наименованием A-1 Centauro (двухместный вариант — A-1B) - первые самолеты поступили 17 октября 1989 года. А ВВС Италии приняли их в 1988 году под именем Ghibli (Гибли) - начали поступать в войска в апреле 1989 года. Самолет производился с 1986 по 1999 годы, всего было построено 211 единиц. В Бразилию было поставлено 60 единиц, в Италию 136 единиц. Кроме того 12 экземпляров по контракту должны были поступить в ВВС Венесуэлы - но эти поставки не состоялись. В апреле 2024 года Италия сняла эти самолеты с вооружения, в ВВС Бразилии находится 24 единицы на вооружении. Официально объявлено о 19 самолетах разбившихся в катастрофах. Есть сведения, что Италия выразила желание поставить эти самолеты (отремонтировав прежде) в ВВС Украины, в рамках «сброс неликвидного и списанного хлама для ВСУ»… Но это вряд ли осуществимо в виду катастрофической нехватки в ВВС Украины военных летчиков, да и очевидной слабости этого самолета вообще.
*** |