May 30 2024 17:18:59
Навигация
Последние статьи
· Большой Джон
· Пустыня в цвету - Те...
· ВПК Аргентины в 1994...
· ГАС или гидроакустич...
· ПКР Penguin Mk 1, Mk...
· Преодоление загражде...
· 1994 - Национальная ...
· Посадка вертолетов В...
· Доставка горючего по...
· РЛС стран НАТО - 198...
· Корабельная РСЗО «Шт...
· Тренировки на выжива...
· Acaua бразильский бе...
· Счетверенный миномет...
· Шведские подводные л...
Иерархия статей
Статьи » Искусство » Случай с Полыниным - о фильме 1970 года
Случай с Полыниным - о фильме 1970 года

Гипноз заданности

 

Константин Симонов написал небольшую повесть «Случай с Полыниным», напомнившую и продолжившую любимую тему его известных военных стихов — тему бескомпромиссной верной любви. Одну из тех доверчивых, точных, по-симоновски «настроенческих» повестей, которые оказались счастливым добавлением к его главной военной эпопее. Режиссер Алексей Сахаров написал (совместно с К. Симоновым) сценарий и поставил фильм под тем же названием.

 

Полынин - Олег Ефремов и Галя - Анастасия Вертинская, советское кино

Полынин (Олег Ефремов) Галя (Анастасия Вертинская)

 

И получилась весьма поверхностная, анемичная картина, лишенная тех психологических сложностей и того особого смысла, ради которых писалась повесть. Пропало главное — осуждение нравственного компромисса, на который решается актриса Галина Петровна, изменяя однолюбу Полынину с откровенным пошляком и трусом режиссером Витенькой Балакиревым. Витеньку в фильме облагородили, его второй, подлой, домашней жизни не показали, и оттого все метания нашей героини «от лучшего к просто хорошему» выглядят в картине не более чем каприз ветреницы ... Смазался конфликт, потерялась тонкая и важная мысль, прошел по кинотеатрам очередной сереньким фильм, не оставивший следа ни на экране, ни в памяти кинозрителя.

 

Давайте заглянем в рецензии некоторых газет на фильм «Случай с Полыниным». Что обещали кинокритики зрителям нового фильма?

 

«Случаи с Полыиииым» — фильм-размышление, фильм-исследование. В нем с необыкновенной силой выведена безжалостная рука войны, соединяющая и тут же разрывающая людские судьбы. Что это действительно трагедия человеческих чувств, не сумевших противопоставить себя стихии, или, наоборот, победа их над этими грозными и страшными силами!

 

Авторы не дают прямого ответа на вопросы, но всем строем развивающегося действия подводят нас к однозначному выводу - непобедимы прекрасные людские порывы души и только новый пульс времени заставляет их биться по-новому, в новом ритме, оголяя и максимализируя всю страстность, всю преданность их идеалам великой Родины». — пишет, не жалея высоких слов, И. Маслова в газете «Ленинская смена» (г. Горький).

 

Ей вторит А. Бельская в «Вечернем Новосибирске»: «С повестью такого не было. Опубликованная полтора года назад в «Знамени», она не казалась каким то важным событием в литературе, большим приобретнием Константина Симонова. Иные пожимали плечами: тоже, мол, «откопал» историю. Другим весь этот «случаи» с Полыниным казался неправдоподобным... Если о повести люди не спрашивали, мол, читал или не читал, то о новом фильме студии «Мосфильм» «Случай с Полыиииым» спрашивают: «Видел!» Потому что тот, кто увидел, непременно захочет, чтобы и другой посмотрел этот фильм, хорошо и добротно сработанный режиссером А. Сахаровым, прекрасно сыгранный актерами».

 

Новые рецензии — и снова восторги: «подлинное целомудрие», «любимые актеры», «зал смотрит этот фильм затаив дыхание»...

 

Ссылка на зал — это спасительный конек-горбунок для некоторых рецензентов. А вот вам голос из зала (письмо группы зрителей, приславших а редакцию свой отзыв).

 

«Конечно, мы благодарны вам, что вы к нам приехали, — пишут создателям картины участники ее просмотра в Доме культуры издательства «Правда», — но хотим вас огорчить: фильм не получился. Как нам обещали, мы должны были увидеть любовь, но ничего подобного — пришлось только ждать».

 

И, предъявив свои претензии к отдельным участникам картины, авторы письма заканчивают: «У нас много выходит фильмов а год, но смотреть их не хочется. Много сейчас фильмов, посвященных войне, разведчикам. Война войной, но жизнь тоже была. Была любовь, была верность, короче говоря, все было. Ничего подобного в этом фильме нет. Фильм получился какой-то серый. Столько было затрачено сил и труда. И очень жаль, что сейчас погоня за количеством, а не за качеством. И жаль, что произведения такого писателя, как К. Симонов, не понимают. На могут, что ли, понять!»

 

Но дело, разумеется, нс в том, кому фильм понравился, а кому — нет. И самая серьезная работа творческого коллектива может оказаться спорной и вызвать различные суждения. Важно лишь, чтобы предметом спора оказалась именно серьезность, глубина творческого поиска, высота и новизна той жизненной позиции, с которой художник обратился к зрителю.

 

Особенно важно, чтобы такая же серьезность и знание жизни руководили рецензентом, анализирующим новый фильм.

 

В данном случае мне понятна (и, честно говора, во многом близка) позиция авторов коллективного письма: и насчет погони «за количествам, а не за качеством» — сколько горьких слов об этом же говорилось с трибун недавних съездов кинематографистов и писателей! И насчет того, что и война есть, и любовь есть, и верность, а «смотреть не хочется». Так неужели и в самом деле наша повседневная пресса порой перестала замечать эту гуляющую по экрану приблизительность, поверхностность, банальность в подходе к важным темам?

 

Но вернемся к «Случаю с Полыииным». Та же И. Маслова (газета «Ленинская смена») заметила коренной просчет режиссера — неблагополучие с Витенькой: «...Вот здесь, как мне думается, авторы несколько диссонируют в подаче образа. Разглагольствования Виктора о поездке с бригадой артистов на фронт, не идущие дальше общих слов и обильной жестикуляции, несколько утрированные, и упрощенно-дезертирское отношение к войне такого умного человека, как Балакирев, кажутся надуманными».

 

Итак, ни много ни мало — надуманна одна из вершин в том любовном треугольнике, на котором держится весь сюжет. Что отсюда следует? А ничего. Ведь ответ был заявлен в начале — «фильм-размышление, фильм-исследование», — а посему и в конце рецензии «Взрезая скальпелем сознания пласты человеческой жизни, мы будем еще долгие и долгие годы...»

 

Беду с Витенькой почувствовала и А. Бельская («Вечерний Новосибирск»): «В повести, пожалуй, на него потрачено больше красок, нежели в фильме. Читатели знают, почему и какой ценой он остался в тылу, о чем печется, как эгоистичен в своих побуждениях. В фильме все проще: просто работает, а не воюет, «оказался нужнее здесь». Хорошенькая простота! Значит, вся проблема и все мучения нашей героини — это всего лишь любить ли фронтовика-орденоносца или того, кто «просто работает, а не воюет»? Странная, фальшивая проблема. Но рецензент не замечает возникшего противоречия, ему важен вывод: «...Она (героиня) выдержала этот поединок с самой собой, ушла, потому что обман для нее горше разлуки». Так какой же обман, какие компромиссы и «поединок с самой собой», если речь идет всего лишь о скромном простачке-работяге, а вовсе не о подлеце? Над тем, как связать начало и конец в рецензии, ни автор, ни редакция уже не думают, главное, чтоб сошлось с ответом: «Создатели фильма сумели от частного случая перейти к общему...»

 

Откуда же самым разным рецензентам и редакциям известен заранее положительный ответ? Пожалуй, откровеннее других на этот счет высказалась Л. Петрова в «Вечерней Уфе»:

 

«В титрах этого фильма — имя Константина Симонова. Автор сценария. (Правда, только соавтор, но какое это имеет значение? — В. С.). Значит, фильм о войне. И еще это значит, что мы увидим не только события, но и живых, интересных людей, простые и сложные их судьбы».

 

Я всячески поддерживаю и разделяю веру рецензента «Вечерней Уфы» в талант Константина Симонова, сам давно и горячо люблю его стихи, прозу, пьесы, но значит ли это, что всякая новая экранизация симоновских сюжетов — заведомая и обязательная удача? Не меньше мы любим Чехова, а разве мало видели и видим до сих пор плохих экранизаций чеховских произведений? А сколько раз не везло в кино таланту Веры Пановой, Эммануила Казакевича, сколько раз вообще случались и случаются плохие фильмы по хорошим литературным первоисточникам?

 

Почему так бывает — это вопрос серьезный, в нем надо разбираться, как в одной из важнейших проблем кинотеории и кинокритики, а не отмахиваться легко и просто: «Раз Симонов, значит, мы увидим...» Да еще при этом поддерживать кино как раз в тот момент, когда оно явно испортило, а не улучшило писательское произведение, как это делает в своей рецензии С. Кардаш (пятигорская газета «Кавказская здравница»): «Авторы фильма углубили линию взаимоотношений главных героев... Они увеличили количество эпизодов, рассказывающих о жизни авиаполка, которым командует Полынин (его играет Олег Ефремов), и театра, где работает Галина Петровна». Вот те раз: кажется, все (в том числе и С. Кардаш) единодушно договорились — фильм о любви. Так хорошо ли этот главный мотив «углублять» за счет добавки эпизодов из жизни авиаполка и театра? Может быть, лучше все-таки постараться поточнее, полнее перенести на экран подлинную сложность уже написанных взаимоотношений литературных героев?

 

Фильм «Случай с Полыниным» прошел по экранам, не нанеся каких-либо ощутимых потерь сегодняшнему искусству и сегодняшнему зрителю, — обычный и, к сожалению, слишком частый за последнее время проходной фильм. Но если верить восторженным рецензиям, нам предстояла встреча с выдающимся событием. Успеху фильма такое захваливание едва ли помогло, а вот авторитету рецензентов наверняка повредило. Читатель наших рецензий вправе надеяться и верить: когда критик смотрит вместе с другими зрителями новый фильм, никто и ничто нс может помешать его чуткому и требовательному пониманию художественного произведения, его сопереживанию с искусством. О профессиональности и талантливости любой нашей рецензии, о состоянии критики в целом читатель и судит по глубине трактовки общественных проблем, по логике и свежести авторского анализа, по справедливости и объективности продуманных, прочувствованных оценок.

 

Вадим Соколов

 

• СЛУЧАЙ С ПОЛЫНИНЫМ

КИНОСТУДИЯ МОСФИЛЬМ

Сценарий К. Симонова. А. Сахарова

Постановка А. Сахарова

Операторы-постановщики Г. Абрамян Н. Немоляев

Художник-постановщик Ф. Ясюневич

Композитор Ю. Левитин

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Ох уж эти игры - прямо...
Не - это все унылые иг...
Системные требования с...
Президент Турции Редже...
Что-то ни черта не нак...
Статьи
Разумеется, есть негод...
В коробочке лежат эти ...
Непонятно - что делает...
Да я думаю все это ска...
Хорошая игра - кто спо...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Ну, сейчас лекарства е...
Статья чистая антисове...
Счетчики

Яндекс.Метрика
14,092,801 уникальных посетителей