360-й авиационный ремонтный завод
  
О популярном ранее романтическом  сравнении самолетов с серебряными птицами сегодня можно вспомнить разве что при  виде тяжелых машин Дальней авиации, некоторых транспортных самолетов и  пассажирских авиалайнеров - остальные поменяли свою окраску на камуфляжную, да и  очертания их все меньше напоминают птицу. В те вдохновенные для отечественной  авиации годы людей, неутомимо и любовно возвращающих самолетам способность к  полету, поэты именовали лекарями серебряных птиц. Эти забытые словосочетания  приходят на память при посещении одного из немногих предприятий, оставшихся в  теперешних пределах России. Люди, работающие здесь, сохранили удивительное  свойство, без которого авиация не могла бы существовать: не уставать радоваться  каждому прикосновению к прекраснейшему из человеческих творений - самолету.  Впрочем, они имеют и все остальное, чтобы такими лекарями именоваться:  современную, в чем-то даже уникальную, производственную базу, передовые  технологии, опыт, мастерство и знания, заботливое и компетентное руководство. Не  имеют только уверенности в правильности того, что вынуждены пребывать в  отпусках, в то время как лишь одному самолету из шести-семи ожидающих суждено  продлить ремонтом летную жизнь. 
  
Свою 55-летнюю историю 360-й  авиационный ремонтный завод, что расположен ныне в Рязани, ведет с авиаремонтных  мастерских в степном забайкальском Укурее. При слове Укурей (это, видимо,  подтвердят многие летчики ВТА) ассоциации возникают противоположные, нежели от  слова курорт. Поэтому и характер у заводчан традиционно стойкий. В годы Великой  Отечественной труженики мастерских вернули в боевой строй более 1200 самолетов  Пе-2, Ил-2, Ил-10, По-2 и около 500 авиадвигателей. 
  
В послевоенные годы мастерские  выросли до стационарной ремонтной базы фронтовых бомбардировщиков Ил-28. В  1958-м она была передислоцирована в Рязань, где и получила наименование - 360-й  авиационный ремонтный завод. С этого времени он стал базовым ремонтным  предприятием для самолетов Дальней авиации. Здесь восстанавливали Ту-16, Ту-22,  3М, М-4. 
  
Начиная с 1985 года заводчане в  короткие сроки освоили ремонт авиационной техники третьего поколения: Ту-22М2,  Ту-22М3, Ил-76, Ту-95МС. О том времени нам рассказывали как о постоянном  празднике - каждые девять дней завод возвращал в боевой строй самолет. Всего на  рязанской земле отремонтировано более 700 тяжелых самолетов различных  модификаций и выполнено множество доработок, которые зачастую превосходили по  сложности средний ремонт. Чего стоило, например, превращение Ту-22Р в Ту-22РДМ! 
  
За многие годы у предприятия  сложились прочные деловые отношения с Заводом имени Хруничева, Казанским АПО  имени С. Горбунова, Ташкентским АПО имени В. Чкалова, Самарским АПО (АО АВИАКОР)  и другими гигантами авиастроения. Здесь неоднократно проводился ремонт  экспериментальной техники. Подтверждение тому - самолет ВМ-Т Атлант на площадке  летно-испытательной станции. Плохо другое - заказчику нечем оплатить вложенные в  ремонт средства и труд. По этой же причине очередной Атлант даже не претендует  занять место своего предшественника. 
  
Особенное отношение на заводе к  Ил-76. Видимо потому, что освоение его ремонта проведено без целевого  финансирования, по инициативе руководства предприятия. После тщательного анализа  возможных путей конверсии на 360-м АРЗ было принято решение ремонтировать  гражданскую авиационную технику, а не делать ширпотреб. Время показало его  правильность: сегодня передовое авиаремонтное предприятие не озабочено тем, как  прельстить своими кастрюлями избалованного разнообразными импортными товарами  разборчивого соотечественника. 
  
Получить возможность ремонта  гражданских самолетов, одновременно подготовив производство к освоению  самолетов-заправщиков Ил-78 Дальней авиации, стало основной целью коллектива в  1990 - 1991 гг. Первый Ил-76 после выполнения среднего ремонта был поднят в  воздух в конце 1991-го. На сегодня АРЗ имеет подготовленное производство для  ремонта как военных, так и гражданских модификаций самолета. Последнее  потребовало тщательной подготовки, ведь гражданский Ил-76 ремонтируется по  другой документации, при соответствующих наработках, имеет отличия в  оборудовании. Скрупулезно изучался опыт работы ремпредприятий ГА, налаживалось  взаимодействие со многими ее учреждениями и эксплуатирующими организациями.  Заказчик может быть уверен - на 360-м АРЗ обеспечат самое высокое качество  ремонта при достаточно низких ценах. 
  
Завод способен выполнять работы по  ремонту комплектующих агрегатов, изготовлению запасных частей, в том числе  резино- технических изделий. Участок РТИ оснащен оборудованием, позволяющим  изготавливать всю номенклатуру резино-технических изделий для Ил-76... и не  только. При необходимости может быть оперативно пополнен обширный банк  пресс-форм и фильер. Вряд ли специалисты участка шутят, что запросто изготовят  комплект и для любого автомобиля-иномарки. Предприятие имеет также большой опыт  в покраске различных типов самолетов и вертолетов акриловыми красителями. 
  
Не только в этом проявляется  стремление разрубать узлы, если их долго или дорого развязывать. Например, на  360-м заводе воздухо-воздушный радиатор перестал быть неремонтируемым объектом.  Методом пайки заводские умельцы восстанавливают ВВР всех типов. Для справки:  новый радиатор стоит около 5 млн. рублей, его ремонт - менее одного. Здесь  освоили ремонт стоек шасси Ил-76 - теперь нет необходимости направлять их в  Ташкент. И это далеко не все изделия, которые уже не надо сразу менять на новые  или отправлять в ремонт на завод- изготовитель. В наше время психология  изготовителя - все заменять на новое - слишком разорительна, и оплата ему  ремонта до 70% от стоимости изделия 1-й категории - тоже не по карману. 
  
Однако не только Ил-76 окружен здесь  таким вниманием. После суверенизации Украины Дальняя авиация лишилась  крупнейшего своего завода в Белой Церкви по ремонту стратегических  бомбардировщиков Ту-95МС. Поэтому в 1993 году рязанскому АРЗ поручили освоить  его ремонт. Как всегда отвели минимум времени и средств. В условиях, когда и  самолет, и многое его бортовое оборудование уже сняты с производства, были  внедрены новые технологические процессы и налажены дополнительные хозяйственные  связи. О последнем начальнику завода Сергею Ивановичу Соколу, судя по всему,  тяжело вспоминать: почти парализованные предприятия оборонного комплекса изо  всех сил стремились за счет заказов АРЗ облегчить свое материальное положение. 
  
Как бы там ни было, ремонт  сложнейшего авиационного ударного комплекса стратегического самолета в основном  освоили в кратчайшие сроки, и в декабре прошлого года первый Ту- 95МС облетан  после ремонта в Рязани. Этот успех обусловлен нестандартным подходом к решению  проблем - разработкой двух-трех вариантов их преодоления, при обязательных  минимизации затрат и оценке труда по конечному результату. Свою неоценимую роль  сыграла помощь со стороны инженерно-авиационной службы Дальней авиации. 
  
А масштаб решаемых здесь задач вполне  соизмерим с масштабами гигантских самолетов, со сложностью автоматизированных  комплексов, ремонт которых освоен в Рязани. Взять хотя бы восстановление  многофункционального навигационного пилотажного комплекса (НПК) и систем  подготовки наведения и пуска крылатых ракет. На ремзаводах ГА даже не  подозревают, насколько сложные системы по плечу их военным коллегам.  Непосвященным в их таинства, наверное, удивительно будет узнать, что в цехе РЭО  имеются подшивки журнала Радио с его самого первого (1924 года) и до последнего  номера. 
  
Нельзя не сказать и о том, что завод  ремонтирует несколько типов крылатых машин, экипажи которых составляют четыре -  семь человек. А летчикам ЛИС завода никак не позволительно терять летные навыки.  Они постоянно выезжают в строевые части для выполнения тренировочных полетов.  Можно представить себе, что там их не очень-то привечают - для самих топлива и  ресурса кот наплакал. 
  
После разговоров в теплых цехах (при  -15°С за окнами) со спокойными и деловитыми людьми становится ясно, что  оставшиеся проблемы освоения ремонта Ту-95МС вот-вот перейдут в разряд рабочих  вопросов. На заводе вовсю планируют себе новые... проблемы: уже возводится  очередной ангарный комплекс, где можно будет разместить несколько самолетов  любых типов и обеспечить при этом культуру производства на мировом уровне. Надо  сказать, что и в имеющихся цехах, в которых одновременно свободно помещается  пара Ил-76, найти какие-либо недостатки трудно даже при желании: везде чистота и  порядок, все съемное оборудование и агрегаты планера проходят ремонт и ожидают  возвращения на борт в специальных помещениях. 
  
Залогом благополучия завода является  творческая активность его руководства и забота не только о перспективах  производства. Детский комбинат, 24 жилых дома, гостиница, готовый к сдаче  лечебно-оздоровительный комплекс и другие бытовые сооружения завода обеспечены  своим теплом, водой, а аварийно и электричеством. О воде надо сказать особо.  Добываемая из артезианской скважины, она является предметом зависти всех  остальных рязанцев. Пожалуй, не случайно в полуторатысячном коллективе  тружеников - 20 рабочих династий с более чем 40-летним стажем. Не забывают здесь  и об окружающей среде. По утверждению главного инженера завода Владимира  Николаевича Савченко, на предприятии - надежные сооружения для очистки стоков  гальванического производства, а экологическая лаборатория ведет регулярный  контроль за содержанием вредных веществ в воде и в воздухе. 
  
Все, что можно сейчас увидеть,  услышать и почувствовать на 360-м авиационном ремонтном заводе действует,  образно говоря, как бальзам на раны. Действительно, на что еще остается уповать  неравнодушным к военной авиации людям, если в боевой состав уже практически  прекратилось поступление новой авиатехники? Только на ремонт самолетов,  выпущенных в лучшие времена. Для справки: бывший главный конструктор нашей  национальной гордости - ракетоносца Ту-160 - уже занят гражданским Ту-230, а  многие ОКБ исключили из своих планов военную тематику напрочь. И не их в этом  вина. 
  
Будущее завода, по глубокому  убеждению его руководителей, в безусловном сохранении авиационной направленности  основного производства, в совмещении планового ремонта военных самолетов с  ремонтом гражданских воздушных судов. Дело за разрешением заводу устанавливать  приемлемые для потенциальных заказчиков ставки накладных расходов. На время, до  восстановления финансирования ремонта техники ВВС. Это единственное, что  необходимо 360-му авиационному ремонтному для его конкурентоспособности среди  самых передовых предприятий гражданской авиации. 
  
Павел ИВАНОВ,  кандидат технических наук  Издательский дом Авиация и космонавтика  |