November 21 2024 12:45:06
Навигация
Последние статьи
· Александр Рекемчук –...
· Батуми - Аджария - о...
· Борьба с пьяницами -...
· IP-телефония, мир со...
· Родство балтийский я...
Иерархия статей
Статьи » Авиация » Лекари серебряных птиц
Лекари серебряных птиц

360-й авиационный ремонтный завод

 

О популярном ранее романтическом сравнении самолетов с серебряными птицами сегодня можно вспомнить разве что при виде тяжелых машин Дальней авиации, некоторых транспортных самолетов и пассажирских авиалайнеров - остальные поменяли свою окраску на камуфляжную, да и очертания их все меньше напоминают птицу. В те вдохновенные для отечественной авиации годы людей, неутомимо и любовно возвращающих самолетам способность к полету, поэты именовали лекарями серебряных птиц. Эти забытые словосочетания приходят на память при посещении одного из немногих предприятий, оставшихся в теперешних пределах России. Люди, работающие здесь, сохранили удивительное свойство, без которого авиация не могла бы существовать: не уставать радоваться каждому прикосновению к прекраснейшему из человеческих творений - самолету. Впрочем, они имеют и все остальное, чтобы такими лекарями именоваться: современную, в чем-то даже уникальную, производственную базу, передовые технологии, опыт, мастерство и знания, заботливое и компетентное руководство. Не имеют только уверенности в правильности того, что вынуждены пребывать в отпусках, в то время как лишь одному самолету из шести-семи ожидающих суждено продлить ремонтом летную жизнь.

 

Свою 55-летнюю историю 360-й авиационный ремонтный завод, что расположен ныне в Рязани, ведет с авиаремонтных мастерских в степном забайкальском Укурее. При слове Укурей (это, видимо, подтвердят многие летчики ВТА) ассоциации возникают противоположные, нежели от слова курорт. Поэтому и характер у заводчан традиционно стойкий. В годы Великой Отечественной труженики мастерских вернули в боевой строй более 1200 самолетов Пе-2, Ил-2, Ил-10, По-2 и около 500 авиадвигателей.

 

В послевоенные годы мастерские выросли до стационарной ремонтной базы фронтовых бомбардировщиков Ил-28. В 1958-м она была передислоцирована в Рязань, где и получила наименование - 360-й авиационный ремонтный завод. С этого времени он стал базовым ремонтным предприятием для самолетов Дальней авиации. Здесь восстанавливали Ту-16, Ту-22, 3М, М-4.

 

Начиная с 1985 года заводчане в короткие сроки освоили ремонт авиационной техники третьего поколения: Ту-22М2, Ту-22М3, Ил-76, Ту-95МС. О том времени нам рассказывали как о постоянном празднике - каждые девять дней завод возвращал в боевой строй самолет. Всего на рязанской земле отремонтировано более 700 тяжелых самолетов различных модификаций и выполнено множество доработок, которые зачастую превосходили по сложности средний ремонт. Чего стоило, например, превращение Ту-22Р в Ту-22РДМ!

 

За многие годы у предприятия сложились прочные деловые отношения с Заводом имени Хруничева, Казанским АПО имени С. Горбунова, Ташкентским АПО имени В. Чкалова, Самарским АПО (АО АВИАКОР) и другими гигантами авиастроения. Здесь неоднократно проводился ремонт экспериментальной техники. Подтверждение тому - самолет ВМ-Т Атлант на площадке летно-испытательной станции. Плохо другое - заказчику нечем оплатить вложенные в ремонт средства и труд. По этой же причине очередной Атлант даже не претендует занять место своего предшественника.

 

Особенное отношение на заводе к Ил-76. Видимо потому, что освоение его ремонта проведено без целевого финансирования, по инициативе руководства предприятия. После тщательного анализа возможных путей конверсии на 360-м АРЗ было принято решение ремонтировать гражданскую авиационную технику, а не делать ширпотреб. Время показало его правильность: сегодня передовое авиаремонтное предприятие не озабочено тем, как прельстить своими кастрюлями избалованного разнообразными импортными товарами разборчивого соотечественника.

 

Получить возможность ремонта гражданских самолетов, одновременно подготовив производство к освоению самолетов-заправщиков Ил-78 Дальней авиации, стало основной целью коллектива в 1990 - 1991 гг. Первый Ил-76 после выполнения среднего ремонта был поднят в воздух в конце 1991-го. На сегодня АРЗ имеет подготовленное производство для ремонта как военных, так и гражданских модификаций самолета. Последнее потребовало тщательной подготовки, ведь гражданский Ил-76 ремонтируется по другой документации, при соответствующих наработках, имеет отличия в оборудовании. Скрупулезно изучался опыт работы ремпредприятий ГА, налаживалось взаимодействие со многими ее учреждениями и эксплуатирующими организациями. Заказчик может быть уверен - на 360-м АРЗ обеспечат самое высокое качество ремонта при достаточно низких ценах.

 

Завод способен выполнять работы по ремонту комплектующих агрегатов, изготовлению запасных частей, в том числе резино- технических изделий. Участок РТИ оснащен оборудованием, позволяющим изготавливать всю номенклатуру резино-технических изделий для Ил-76... и не только. При необходимости может быть оперативно пополнен обширный банк пресс-форм и фильер. Вряд ли специалисты участка шутят, что запросто изготовят комплект и для любого автомобиля-иномарки. Предприятие имеет также большой опыт в покраске различных типов самолетов и вертолетов акриловыми красителями.

 

Не только в этом проявляется стремление разрубать узлы, если их долго или дорого развязывать. Например, на 360-м заводе воздухо-воздушный радиатор перестал быть неремонтируемым объектом. Методом пайки заводские умельцы восстанавливают ВВР всех типов. Для справки: новый радиатор стоит около 5 млн. рублей, его ремонт - менее одного. Здесь освоили ремонт стоек шасси Ил-76 - теперь нет необходимости направлять их в Ташкент. И это далеко не все изделия, которые уже не надо сразу менять на новые или отправлять в ремонт на завод- изготовитель. В наше время психология изготовителя - все заменять на новое - слишком разорительна, и оплата ему ремонта до 70% от стоимости изделия 1-й категории - тоже не по карману.

 

Однако не только Ил-76 окружен здесь таким вниманием. После суверенизации Украины Дальняя авиация лишилась крупнейшего своего завода в Белой Церкви по ремонту стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Поэтому в 1993 году рязанскому АРЗ поручили освоить его ремонт. Как всегда отвели минимум времени и средств. В условиях, когда и самолет, и многое его бортовое оборудование уже сняты с производства, были внедрены новые технологические процессы и налажены дополнительные хозяйственные связи. О последнем начальнику завода Сергею Ивановичу Соколу, судя по всему, тяжело вспоминать: почти парализованные предприятия оборонного комплекса изо всех сил стремились за счет заказов АРЗ облегчить свое материальное положение.

 

Как бы там ни было, ремонт сложнейшего авиационного ударного комплекса стратегического самолета в основном освоили в кратчайшие сроки, и в декабре прошлого года первый Ту- 95МС облетан после ремонта в Рязани. Этот успех обусловлен нестандартным подходом к решению проблем - разработкой двух-трех вариантов их преодоления, при обязательных минимизации затрат и оценке труда по конечному результату. Свою неоценимую роль сыграла помощь со стороны инженерно-авиационной службы Дальней авиации.

 

А масштаб решаемых здесь задач вполне соизмерим с масштабами гигантских самолетов, со сложностью автоматизированных комплексов, ремонт которых освоен в Рязани. Взять хотя бы восстановление многофункционального навигационного пилотажного комплекса (НПК) и систем подготовки наведения и пуска крылатых ракет. На ремзаводах ГА даже не подозревают, насколько сложные системы по плечу их военным коллегам. Непосвященным в их таинства, наверное, удивительно будет узнать, что в цехе РЭО имеются подшивки журнала Радио с его самого первого (1924 года) и до последнего номера.

 

Нельзя не сказать и о том, что завод ремонтирует несколько типов крылатых машин, экипажи которых составляют четыре - семь человек. А летчикам ЛИС завода никак не позволительно терять летные навыки. Они постоянно выезжают в строевые части для выполнения тренировочных полетов. Можно представить себе, что там их не очень-то привечают - для самих топлива и ресурса кот наплакал.

 

После разговоров в теплых цехах (при -15°С за окнами) со спокойными и деловитыми людьми становится ясно, что оставшиеся проблемы освоения ремонта Ту-95МС вот-вот перейдут в разряд рабочих вопросов. На заводе вовсю планируют себе новые... проблемы: уже возводится очередной ангарный комплекс, где можно будет разместить несколько самолетов любых типов и обеспечить при этом культуру производства на мировом уровне. Надо сказать, что и в имеющихся цехах, в которых одновременно свободно помещается пара Ил-76, найти какие-либо недостатки трудно даже при желании: везде чистота и порядок, все съемное оборудование и агрегаты планера проходят ремонт и ожидают возвращения на борт в специальных помещениях.

 

Залогом благополучия завода является творческая активность его руководства и забота не только о перспективах производства. Детский комбинат, 24 жилых дома, гостиница, готовый к сдаче лечебно-оздоровительный комплекс и другие бытовые сооружения завода обеспечены своим теплом, водой, а аварийно и электричеством. О воде надо сказать особо. Добываемая из артезианской скважины, она является предметом зависти всех остальных рязанцев. Пожалуй, не случайно в полуторатысячном коллективе тружеников - 20 рабочих династий с более чем 40-летним стажем. Не забывают здесь и об окружающей среде. По утверждению главного инженера завода Владимира Николаевича Савченко, на предприятии - надежные сооружения для очистки стоков гальванического производства, а экологическая лаборатория ведет регулярный контроль за содержанием вредных веществ в воде и в воздухе.

 

Все, что можно сейчас увидеть, услышать и почувствовать на 360-м авиационном ремонтном заводе действует, образно говоря, как бальзам на раны. Действительно, на что еще остается уповать неравнодушным к военной авиации людям, если в боевой состав уже практически прекратилось поступление новой авиатехники? Только на ремонт самолетов, выпущенных в лучшие времена. Для справки: бывший главный конструктор нашей национальной гордости - ракетоносца Ту-160 - уже занят гражданским Ту-230, а многие ОКБ исключили из своих планов военную тематику напрочь. И не их в этом вина.

 

Будущее завода, по глубокому убеждению его руководителей, в безусловном сохранении авиационной направленности основного производства, в совмещении планового ремонта военных самолетов с ремонтом гражданских воздушных судов. Дело за разрешением заводу устанавливать приемлемые для потенциальных заказчиков ставки накладных расходов. На время, до восстановления финансирования ремонта техники ВВС. Это единственное, что необходимо 360-му авиационному ремонтному для его конкурентоспособности среди самых передовых предприятий гражданской авиации.

 

Павел ИВАНОВ,
кандидат технических наук
Издательский дом Авиация и космонавтика

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Брызги шампанского, ил...
Лжемедицина все это......
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Фотогалерея
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Отдельные страницы
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,124,270 уникальных посетителей