Средневековое рыцарство - доспехи
Рыцари... закованные в сверкающую сталь воины без страха и упрека! Легендарные символы чистоты помыслов и благородства, верности и самопожертвования! Но... все это литературные персонажи, крайне далекие от реальности... Были ли в реальной действительности такие идеальные рыцари? Вполне вероятно и были, единичные случаи... История не может назвать имена таких героев наверняка. Реальная история рисует крайне неприглядное лицо всего средневекового рыцарства - от рассвета до заката их сопровождали пожары, насилие, грабеж и реки пролитой крови...
Остается лишь чисто внешняя сторона - красивый фантик, обертка - рыцарские доспехи. Детвора во всем мире играла и в рыцарей и в мушкетеров, и в благородного разбойника Робин Гуда, и в неуловимого Зорро... при этом старательно подражая киношным образам. Ниже приводится современная статья об типичных доспехах европейских средневековых рыцарей.
***
Для данного периода характерно большое разнообразие видов защиты, и материалов ее изготовления. Среди последних - кольчатое (кольчуга) и стеганное полотно, кожа, чешуя, пластины, цельнометаллические детали. Для скрепления частей доспеха используются кольчатое плетение, кожаные или матерчатые шнурки, заклепки, крючки и штыри, металлические и кожаные петли и т.п.
Рассмотрим более подробно отдельные детали снаряжения рыцарей. Основой хорошей защиты тела от повреждений является поддоспешник. Это как правило длинный (до колена) с рукавами гамбезон (стеганная куртка) и стеганые чулки различной длины. Часто гамбезон усиливался кожаными накладками на плечах, на поясе и т.д. для предотвращения скорого износа материала. Чулки крепятся к поясу под гамбезоном и могут закрывать как ногу целиком, так и только колено и бедро. Их длина зависит от типа защиты для ног. В качестве последней используются кольчатые чулки с кольчатыми ботинками, пластинчатые на коже, чешуйчатые и цельнометаллические поножи до колена, стеганные, пластинчатые и металлические набедренники, и металлические наколенники. Составная защита для ног выглядит следующим образом: Набедренник - крепится к поясу на ремнях и застегивается или зашнуровывается вокруг бедра. Металлический наколенник - привязывается (приклепывается) к набедреннику. Поножи - непосредственно не соединяются с наколенником, а крепятся отдельно на голени (основной ремень - над икрой). Понож сзади может быть закрыт металлом, кожей или стеганной тканью, или оставаться открытым - в этом случае он притягивался к ноге несколькими ремнями. Ботинок - (кольчатый, пластинчатый или чешуйчатый) съемный, крепится, соответственно, к поножу. Очень часто, как для ног, так и для других частей тела используется комбинированная защита, например, кольчатый чулок с накладным стеганным, кожаным или чешуйчатым поножем, наколенником и стеганным набедренником.
Способы изготовления защиты рук схожи с описанной защитой для ног, с той лишь разницей, что кольчатый рукав (до локтя или до кисти) присутствует всегда. Он может усиливаться наплечниками (поверх рукава) и наручами (поверх рукава и под него). Материал наруча любым - кожа, стеганная материя, металл и их комбинация. Налокотник может отсутствовать. Часто в качестве налокотника использовался круглый слабо-тянутый щиток, привязанный прямо к рукаву шнурком. Пластины для защиты плечевого сустава были различной формы и размеров (но не очень большими), в том числе и составными, и могли также привязываться к кольчуге или к верхнему доспеху (см. ниже). Для защиты кистей рук используются перчатки и рукавицы. Они могут быть целиком кольчатыми, с пластинчатыми вставками, чешуйчатые, и цельнометаллические (собранные на кожу). Вообще, чисто металлические сочленения (скользящие заклепки и т.п.) применялись в то время довольно редко, а сборка преимущественно осуществлялась на кожаных ремнях.
A - Византийский рыцарь10-11 века В - Центрально Европейский рыцарь 13 век С - Германский рыцарь 14 век
Как уже было сказано выше, основной защитой в этот период остается кольчуга. Она покрывает большую часть тела воина, достигая колена или середины бедра (четь короче гамбезона). Все чаще используется дополнительный верхний доспеха, в качестве которого могут использоваться стеганные куртки без рукавов или пластинчатые панцири на коже или ткани (coat-of-plates). Они представляют собой пластинчатый набор приклепанный к жупону (jupon) изнутри. За счет небольшого перекрытия слегка изогнутых пластин достигается высокая подвижность и сопротивляемость ударам. Конструкции жупона и набора пластин сильно варьируются. Сам жупон обтягивается тканью, раскрашивается в гербовые цвета хозяина или покрывается гербовой коттой. На груди у такого рода доспехов часто делались специальные петли (до четырех штук). В них продевались цепи для крепления кинжала, меча, верхнего шлема или щита. Ближе к концу периода появляются небольшие нагрудные пластины, крепящиеся к верхнему доспеху снаружи или изнутри.
Для защиты головы воина используются шлемы типа "кюбель", называемым еще верхний шлем (top helm). По последнему названию не трудно догадаться, что был еще и нижний шлем, использовавшийся обычно в пешем строю. В качестве нижнего шлема применяются небольшие сферические и сфероконические колпаки различной глубины, и бацинеты. Все шлемы снабжаются кольчатой или чешуйчатой бармицей иногда спускающейся ниже плеч воина. Бармица может быть открытой или закрывать низ лица (в этом случае часть закрывавшая лицо отстегивалась с одной или с двух сторон), часто к ним приплетались наносники (особо популярные в Германии). Наносник верхней частью вешался на крючок на шлеме, и поэтому мог откидываться.
Определенное внимание (правда не такое, как в последующие века) уделяется и декорированию доспеха. Обрез жупона или бармицы украшается фестонами, края наручей и поножей обтягиваются цветной кожей или материей, под налокотники, наплечники и наколенники подкладывается также цветная ткань или кожа. Жупон или котта несут на себе гербовые знаки и цвета владельца. На верхнем шлеме крепятся нашлемные украшения в виде перьев, геральдических фигур и наметов.
В заключении стоит сказать несколько слов об оружии рыцарей. Помимо рыцарского меча (слешера) кинжала и копья (для конной атаки), рыцари вооружались различного рода секирами или перначами - служившими основным оружием в пешем строю. Также были популярны двуручные мечи (до полутора метров длиной), клевцы и булавы.
Некоторые характерные детали
Очень часто поножи и наручи изготовлялись по типу пластинчатых панцирей (coat-of-plates). На кожаную основу изнутри наклепывались пластины различной формы (с небольшим перекрытием или без него) так, чтобы обеспечить полное закрытие защищаемой поверхности тела.
Металлические перчатки собирались из цельнометаллического запястья с небольшой сильно отогнутой крагой (раструбом) и чешуйчатых пальцев укрепленных на кожаной основе.
Фестоны на жупоне придавали доспеху особенно нарядный вид. Они были полукруглыми, треугольными, квадратными. В Германии часто вырезали фестоны в виде дубовых листьев. Также фестоны могли делаться на подкладках наплечников и наколенников, и по форме повторять фестоны на жупоне.
Ножны мечей и кинжалов крепились как на рыцарские пояса, так и непосредственно к доспеху, на ремнях или шнурках.
***
Что было на самом деле?
Ну а теперь немного порассуждаем... До наших времен сохранилось крайне мало настоящих боевых рыцарских доспехов. Музеи Европы и мира переполнены латами... но это все - гламурный парадный доспех позднего Средневековья. В крайнем случае - это турнирный доспех.
Это и не удивительно - реальные боевые доспехи достаточно быстро выходили из строя, вследствие интенсивной эксплуатации. Они многократно ремонтировались и переделывались, зачастую первыми попавшимися кузнецами, в боевых условиях... В тотальном большинстве своем они не представляли эстетической или культурной ценности, отдельные доспехи знаменитых воинов или полководцев - опять же были чаще символическими, нежели практическими.
Одна эпоха сменяла другую и "модные веяния" заставляли отказываться от одних доспехов, так как придумали более совершенные, удобные и надежные. Дефицит железа в Средневековье всем известен - старые доспехи безжалостно шли не переплавку! А потом и вовсе на металлолом.
Широкое распространение огнестрельного оружия мгновенно отправило сотни тысяч тонн рыцарских доспехов в приемные пункты вторчермета, как сказали бы сегодня. Правда, расценки тогда были не в пример заманчивы! И долгие годы весь этот металлолом вымывался из замков, из оружейных, и прочих арсеналов. Новые дворяне носили камзолы, а в родовых поместьях, если красовались по углам доспехи рыцарей - это был парадный гламур.
Археологи также немного находят сохранившегося средневекового оружия и доспехов. А то, что находят - далеко не те красивые штучки, словно из Властелина кольца и прочей фэнтази... Это грубые кривые и даже примитивные изделия, из плохой стали... время их не щадит и в большинстве своем все это добро попросту превратилось в ржавую труху...
Так или иначе, но мы вынуждены признать, что "классический" и знаменитый европейский рыцарь в доспехах, которого нам везде рисуют и снимают в кино, демонстрируют в якобы "исторических" реконструкциях - это миф, рожденный в XIX веке. Когда расцвел интерес публики к преданьям старины глубокой, и талантливые писатели, такие как Вальтер Скотт сочинили красивые байки, которые и хотела слышать публика. Там практически не было живодеров и мясников, маньяков и серийных убийц, были отлакированные герои в идеально пошитых доспехах от лучших кутюрье... примерно так!
Такая же картина наблюдается повсеместно, если например, взять самураев и их вооружение, пресловутые катаны... Все это на сегодня - продукт на продажу! Ходовой товар!
Современный гламурный "рыцарский меч"...
А это настоящий меч, найденный археологами...
В реальности все было проще и скромнее (одновременно и функциональнее). Доспехи стоили просто невероятных денег. Большинство рыцарей могло позволить себе лишь очень немногое. Даже элементарная кольчуга - бешенные деньги! Далее, во время боевых походов, при известной удаче и беспринципности, можно было награбить и на что-то более стоящее. Хотя, вся эта походная жизнь загоняла все сословие в страшные долги... История "Скупой рыцарь" не выдумка!
Полировать доспехи до зеркала, украшать шлем, кирасу и прочее тонкой золоченой вязью узоров? Нафиг-нафиг... Конечно, это красиво, и все девушки твои, но... цена этим понтам неимоверная! Лучше пару-тройку запасных кинжалов, или лишнюю кольчужку прикупить! Ну, и не стоит забывать, что на поле боя в первую очередь именно за такими франтами и идет самая настоящая охота - это либо командиры (знатные особы, а то принцы крови), которых надо ликвидировать (рыцари бьются, пока не пало знамя их сеньора)... да и, пленив такую шишку можно рассчитывать на хороший выкуп, одновременно разжиться его доспехами, ну и слава гарантирована!
Металлургия и металловедение в те времена были в примитивном состоянии, отдельные выдающиеся мастера работали исключительно на самых богатых господ - это оружие и доспехи сохранились, чаще всего ни разу не побывав в деле. Для остальных, оружейниками были местные деревенские кузнецы, которые и лошадь подкуют, и серп выкуют, ну и шлем с забралой склепают! Энто мы могём, одной левой! Получите броню!
Эта реальная история не интересует киношников и писателей, а тем более фанатиков средневекового оружия - гораздо приятнее обсуждать сверкающие панцири, нежели кривую ржавую бесформенную железяку, которая... ах ты святотатство, какое - это кираса!
Претич-ру |