March 19 2024 03:46:46
Навигация
Последние статьи
· Два классических кро...
· Как струны, строки в...
· ZTE S183 обзор и раз...
· Устройство ультразву...
· Хлеб и соль водка ос...
· Колбаса с маслицем и...
· Шур Александр Борисо...
· Шур А.Б - Метод стру...
· Шур А.Б. Мои отношен...
· Yi Zhi Hua желтые ре...
· Тиристор - описание ...
· Триод - в чем отличи...
· Чем отличается диод ...
· Цесна макароны Ракуш...
· Что такое диод?
Иерархия статей
Статьи » Приборы и инструменты » Ремонт КМД - часть 1
Ремонт КМД - часть 1

Ремонт концевых плоскопараллельных мер длинны

 

Еще с глубокой древности человечество испытывало острую необходимость в единых общепризнанных мерах, основанных на средствах измерений, доступных и единообразных. Палец, ладонь, локоть, шаг... Разные измерительные инструменты давали разные результаты, что, несомненно, препятствовало успешной торговле, особенно международной, приводило к конфликтам и даже войнам. Метрология рождалась и формировалась долго и непросто, можно сказать она и по сей день не закончила процесс формирования. Одно их незыблемых правил метрологии - любое измерение есть сравнение. Соответственно нужен эталон.

 

В линейно-угловых измерениях одним из основных эталонов служат концевые плоскопараллельные меры длины - КМД. Это рабочий инструмент, соответственно он подвержен внешним воздействиям и как результат - выход из строя...

 

Некогда "плитки", как называют в заводской среде КМД, делались в единичных экземплярах, вручную. Сложный, дорогостоящий процесс… Затем в производство начали вводить один за другим специализированные станки, и на сегодняшний день это полностью автоматическая, механизированная технология, с минимальным участием человека. А секрет ручной работы – позабыт…

 

Концевые меры длины, все о ремонте и доводкеВо времена Советского Союза отношение к метрологии и средствам измерений было во много раз внимательней, достойней, требовательней. Заводы, выпускающие серьёзную «военку» хорошо обеспечивались приборами и средствами измерений, но с КМД практически на всех предприятиях была «напряжёнка». Далеко не на всех заводах производился ремонт простого измерительного инструмента – микрометров, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов и прочего, ремонт же КМД, в полном смысле этого слова производился лишь на единицах предприятий и руководители, соответственно, весьма дорожили такими мастерами (что, однако, никак не отражалось на их зарплате). Мастеров, умеющих доводить угловые меры я за всю свою практику (с 1983 г.) видел всего двоих. На весь Союз их был десяток-полтора... все пожилые люди...

 

Сегодня, после разрухи конца 80-х и разгрома 90-х годов, машиностроение в России и в некоторых странах СНГ постепенно начинает оживать. Но порою, даже на весьма крупных предприятиях руководители совершенно не осознают роль метрологии в процессе производства качественного продукта. Можно сказать, что с приходом западных, так называемых «высоких технологий», продукцию просто объявляют качественной (а чтоб никто не мог проверить этого качества, полностью ликвидируют как ОТК, так и отделы Главного Метролога). Давно уж идут разговоры об смягчении, дескать отсталых и через чур жёстких требований советских ГОСТов, а то и о полной замене их на некие «забугорные» сертификаты качества. Но даже и там, где вроде бы соблюдаются лучшие традиции советского машиностроения, не всё гладко. Должность Главного Метролога, некогда равную по значению должности Главного Инженера (второе лицо после директора на предприятии), сегодня в подавляющем большинстве занимают случайные люди со стороны, порою не имеющие даже технического образования! Естественно, такой руководитель совершенно не понимает задач стандартизации и метрологии. Более того, он считает совершенно лишней как госповерку мерительного инструмента, так и поддержание оного в надлежащем состоянии.

 

Однако, рано или поздно любому мало-мальски серьёзному предприятию, чтобы выжить придётся задуматься о реальном качестве продукции и тогда уж придётся обратиться к Госстандарту и тут некомпетентность «Главного Метролога» влетит в копеечку собственнику предприятия.

 

Покупка нового измерительного инструмента в условиях нашего времени занятие не дешевое. Россия после 91-года утратила большую часть производства средств измерений, и восполнить дефицит своими силами уже не может. Закупка зарубежного инструмента ощутимо сказывается на конечной себестоимости изделий, да и импортные СИ далеко не всегда качественные, как принято думать...

 

Поэтому, рачительные хозяйственники, начальники соответствующих отделов и подразделений предприятий, должны всеми силами сохранять имеющийся, еще времён СССР контрольно-измерительный инструмент. Не секрет, что запасы подобных вещей на просторах бывшего СССР всё ещё огромны, но в ряде случаев состояние приборов и инструмента плачевное. И если тепловые, электрические приборы, весы, динамометры, разрывные машины и др., отремонтировать не так уж и сложно, то в области линейно-угловых измерений ситуация практически безнадёжная. Нет специалистов которые умеют квалифицировано работать со сложными измерительными приборами, контролеров нет! Не говоря уж об ремонтниках, слесарях-лекальщиках и юстировщиках... В Госстандартах России и СНГ современные «специалисты» зачастую не умеют поверить даже штангенциркуль! А как пользоваться микрометром - смотрят в интернете...

 

Конечно, всему своё время – есть методики, научаться. Но ремонту большинства линейно-угловых средств измерений не научишься – нет ни литературы, ни рекомендаций, ни курсов, нет даже такой специальности! Ведь слесарь-лекальщик, или слесарь-КИПиА (как обычно раньше писали специальность в трудовой книжке), это не совсем те профессии. Но мастера были, немного осталось их и сейчас. Это вымирающее племя, как мамонты. А спросите любого знающего машиностроителя – нужен ли ремонт измерительного инструмента, и он ответит: «Да!» и тут же поинтересуется: «А где есть такой спец? Подскажите!»

 

Набор концевых мер профилактика, поверка и ремонт, пособиеМногие руководители, особенно новых поколений зачастую не знают, что ремонт инструмента ВОЗМОЖЕН. Более того, они уверены, что, например, такую вещь, как концевые меры длины отремонтировать вообще, принципиально невозможно.

 

Однако практика всего машиностроения Советского союза свидетельствует, что ремонт практически любого измерительного инструмента и приборов возможен - это позволяет сэкономить огромные средства предприятию, повысить качество и надёжность продукции. А неоспоримые успехи СССР в областях военной и космической техники тому подтверждение.

 

Я в этой книге выложил свой и частично чужой опыт ремонта концевых мер длины, а также прочих элементов, с такими же требованиями... В первых главах будет описана организация рабочего места - это не совсем обычная мастерская... затем необходимые материалы и инструменты... Затем собственно ремонт (доводка), просьба не путать с «проглаживанием», концевых плоскопараллельных мер длины из обычной стали. Доводка твёрдосплавных концевых мер описана в отдельной главе.

 

Ремонт других средств измерений - штангенциркулей, микрометров, нутромеров, глубиномеров, рейсмусов, индикаторов, скоб, поверочных плит нулевого класса и другое - я уже начал описывать отдельными статьями, которые вы можете прочесть на нашем сайте. Может быть, отдельно будут написаны книги-пособия по обслуживанию, ремонту и юстировке оптико-механических средств измерений – микроскопы, длиномеры, оптиметры, многокоординатные измерительные машины и прочее.

 

Все пособия снабжены схемами, рисунками и фотографиями большей частью сделанными самим автором - мною (прошу извинить за непрофессионализм).

 

Некогда выходила одна или две книги на эту тему (и тогда они были уже раритетом). Я, если найду у себя подобное, постараюсь отсканировать, привести в божий вид и в виде приложения добавлю к этой, своей книге. Например, это известная книга Е.А. Первушина "Ремонт мер и измерительных приборов" 1974 года - она у меня где-то лежит, и ее можно найти в интернете... но по ней ремонтировать КМД практически невозможно.

 

- Здесь на нашем Форуме обсуждение ремонта КМД, и один из черновиков этой книги...

 

Далее: Часть 2 - организация рабочего места для ремонта КМД

 

 

Михаил Дмитриенко
Алма-Ата ©2000-2006 / 2017-2020

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Ох уж эти игры - прямо...
Не - это все унылые иг...
Системные требования с...
Президент Турции Редже...
Что-то ни черта не нак...
Статьи
СССР индусам корабли и...
Да - это нужная статья...
Сейчас почти вся колба...
К нас такие стоят мног...
Да сейчас и заводов-то...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Ну, сейчас лекарства е...
Статья чистая антисове...
В Германии ведь много ...
Счетчики

Яндекс.Метрика
13,602,627 уникальных посетителей