Краткая история развития акушерства в России
Акушерство: от древних славян до начала ХХ века
Возникновение зачатков акушерства - помощь рожающей женщине - относится, несомненно, к глубокой древности.
Русское народное акушерство, как и вся народная медицина, также зародилось в отдаленные времена - в период родового строя у древних славян о быте которых имеются весьма скудные сведения. Если медицинскую помощь в то время оказывал знахарь ("балий", "ведун"), то в области акушерской помощи такой фигурой следует считать бабку-повитуху. Опыт повивальных бабок переходил из поколения в поколение.
Это было Интуитивное акушерство, причем, акушерская техника была своя в каждом конкретном ареале обитания людей и даже у каждой бабки-повитухи. Кроме того, выполняя свои основные функции - принятие родов и забота о новорожденном ребенке, бабка-повитуха часто была необходимой помощницей в занятом крестьянском хозяйстве, защитницей и охранительницей матери и ребенка (Русские: семейный и общественный быт, стр.142-171). Естественно, что материнская и детская смертность были в прямой зависимости от их таланта, интуиции и опыта. Распространение акушерских знаний и обмен опытом между акушерками различных районов обитания был весьма слаб. Государство не принимало никакого участия в организации акушерской помощи. Таким образом, в выживании появившегося на свет человечка основную роль играл "естественный отбор".
В течение сотен лет в практике русского народного акушерства накопился ряд полезных приемов и манипуляций, вошедших отчасти в научное акушерство; в то же время применялись бесполезные и нередко опасные приемы, а также обряды и рукодействия, с которыми впоследствии научное акушерство повело усиленную борьбу. Кроме бабок-повитух родовспоможением занимались жившие в монастырях У бабы- вдовицы.
Хочется отметить одно общее, что объединяет акушерский опыт практически всех бабок повитух Древней Руси, особенно в сельских районах,- это русская паровая баня, которая была неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта того времени. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня являлась с бактериологической точки зрения стерильным пространством. Кроме того, это отдельное помещение в отличие от других, переполненных, в которых жили большие семьи. Важно было и то, что в бане было достаточное количество теплой воды. Все это создавало хорошие условия не только для роженицы, но и для новорожденного. Поэтому, наряду со своим прямым назначением, баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным.
Интересно, что во время родов роженицу в то время окружали только женщины: бабка-повитуха, мать, сестра. Мужчины же как бы держались на заднем плане. Они создавали все условия для родов, добывали пищу, несли охрану, но никогда не вмешивались в сам процесс родов. Так происходит у многих животных в природе. Например, когда рождается детеныш дельфина, самцы держатся вне группы самок, всегда готовые отразить нападение акул. Роды - это ключевое событие, традиционно разделяющее мир мужчин и женщин.
От Петра I до Революции 1917 г.
Русская народная медицина отличалась самобытностью - народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских знаний. Да по другому и быть не могло, в связи с ужасающей отсталостью науки в допетровской России. Аптекарский приказ, ведавший вопросами медицины в то время, мало занимался организацией акушерской помощи.
Сами реформы Петра, давшие мощный толчок развитию науки в России, в том числе медицинской, почти не коснулись организации родильной помощи населению. Хотя, именно в это время стали открываться первые госпитальные школы, которые стали началом систематической подготовки отечественных врачей. Правда, обучение в этих школах велось на латинском языке и далеко не все русские могли поступить в эти школы. В них учились преимущественно дети иностранцев и дети духовенства.
"В то же время, велика была материнская и детская смертность, в результате отсутствия акушерской помощи при родах среди широких слоев населения." (Е. Данилишина, с.6). Если женщины из богатых слоев общества имели возможность обращаться к врачам и акушеркам-иностранкам за акушерской помощью, то женщины из народа часто оказывались без всякой помощи и поддержки.
Государство пыталось решить эту проблему с помощью иностранных специалистов (из Голландии для царской семьи специально выписывали "бабок-голландок"), но русская народная медицина отличалась самобытностью, "народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских знаний, поэтому передовые люди России считали необходимым создание отечественных кадров врачей и акушерок, которые бы смогли использовать и знания почерпнутые из зарубежных трудов и отработанный тысячелетиями опыт русского народного акушерства".
Например М.В. Ломоносов в своих трудах уделяя большое внимание вопросам увеличения рождаемости в России рекомендовал целую систему мероприятий, в том числе, для развития повивального искусства в России составить русское руководство по акушерству, положить в основу научные труды западноевропейских ученых и богатый опыт русских повивальных бабок, напечатав его в большом количестве.
Таким образом, обучение акушерству и образование родовспомогательных учреждений на государственных началах в России начались лишь во второй половине XVIII века, когда по предложению первого организатора российского здравоохранения П.З. Кондоиди (1710-1760) в 1757 г. были открыты в Москве и Санкт-Петербурге бабичьи школы, где стали обучаться акушерскому искусству в течении 6 лет повивальные бабки, женщины, оказывающие помощь в родах.
Но во главе этих школ, первоначально, были поставлены иностранцы, почти не знающие русского языка. Обучение носило чисто теоретический характер. Не было современных учебных пособий, а следовательно, достижения европейского акушерства оставались неизвестными. Поэтому уровень подготовки в этих школах был низкий. Имелись существенные трудности и при наборе учениц: так в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, в Москве - 4 повивальные бабки, именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская "бабичья школа" подготовила всего 35 повивальных бабок, из которых только "у 5 были русские фамилии" (Лазаревич, с.27), а остальные - иностранки.
И только с появлением отлично подготовленных русских врачей - преподавателей, искренне заинтересованных в развитии в России родовспоможения, начала осуществляться подготовка акушерских кадров на современном научном уровне. Поэтому "отцом русского акушерства" следует считать не кого-либо из иностранцев, ограниченную роль которых подчеркивал М.В. Ломоносов, а Нестора Максимовича-Амбодика (1744-1812). Получив хорошее образование и защитив диссертацию, он в 1781 г. назначается "профессором повивального искусства" в Петербургскую акушерскую школу, а через 3 года преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме.
В отличие от ряда иностранных акушеров, уже первые представители нашего отечественного акушерства были широко образованными вдумчивыми врачами, которые применяли акушерские операции лишь после критической оценки всех особенностей родов на основе твердого убеждения, что самопроизвольно роды закончиться не могут.
Н.М. Максимовичу-Амбодику принадлежит следующее выражение, которое ярко характеризует осторожный, вдумчивый подход отца отечественного научного акушерства к вопросу о ведении родов:
Искусная и проворная бабка и благоразумный врач не о снискании тщетной себе славы, но о всеобщей пользе пекущиеся, больше могут сделать при родах одними своими руками, чем всеми прочими искусственными фудиями (инструментами). В противоположность этому взгляду уместно вспомнить, что в то же время в Геттингенской клинике Озиандера (1753-1822) операция наложения щипцов применялась в 40% (!) родов (Очерки, с.282). Возглавив Петербургскую бабичью школу Н.М. Максимович-Амбодик ставит перед собой 3 цели:
- Сделать медицинское образование доступным для русских, для этого он первым ввел преподавание на русском языке.
- Поставить преподавание на высокий уровень, соответствующий современному развитию акушерства. Впервые были введены демонстрации акушерских приемов на фантоме, сделанном по его проекту.
- Создать учебное руководство по акушерству на русском языке, отражающее современные знания в области повивального искусства.
Талантливый и образованный переводчик, он перевел на русский язык множество медицинских книг, способствуя этим популяризации этим медицинских и естественнонаучных знаний . Максимович-Амбодик был первым русским ученым-акушером, патриотом, а также общественным деятелем, отстаивавшим авторитет и достоинство русских врачей перед иностранцами: Врач и лекарь единоземец соотич и друг почитаютси для болящего и лучше и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришлец и иноземец, коему и сложение тела и свойство, и род жизни болящего неизвестны. Интересно отметить, что Максимович-Амбодик подчеркивал, что врач должен знакомиться не только с болезнью, но и с родом жизни болящего.
В 1784 г. Максимович-Амбодик издал свой капитальный труд: Искусство повивания или наука о бабичьем деле - лучший учебник XVIII века на русском языке, без которого было бы немыслимо успешное развитие в России акушерства и научная подготовка акушерских кадров. Поэтому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров.
В разных городах России постепенно открывались клиники акушерства и родильные госпитали в которых бедные беременные женщины находили себе убежище и помощь.
В Петербурге уже с 1771 г. при воспитательном доме был основан Родильный госпиталь для бедных рожениц на 20 кроватей. Деньги на постройку этого первого крупного родильного дома пожертвовал заводчик Порфирий Демидов. В 1821 году здесь было уже 45 кроватей, а в 1836 г. Родильный госпиталь и Повивальное училище (бабичья школа) были объединены в единое Родовспомогательное заведение, в котором действовало три отделения:
- для бедных законных рожениц,
- для незаконнорождающих,
- "секретное отделение" (для подследственных, сифилитичек и др.)
В августе 1864 г. заведение было переведено в отдельное здание на Надеждинской улице, где и сейчас находится родильный дом имени Снегирева.
В 1872 г. при Родовспомогательном заведении было открыто гинекологическое отделение на 10 кроватей. Заведение само готовило повивальных бабок 1-го и 2-го разрядов, которых использовало затем как в городе, так и в сельской местности.
Среди руководителей Родовспомогательного заведения (в 1904 г. ему присвоили титул императорского) были такие известные врачи, как лейб-акушеры Я.Я. Шмидт (1852-1870), А.Я. Крассовский (1871-1898), Н.Н. Феноменов (1899-1908).
Повивальное училище (бабичья школа и др., где с 1788 г. преподавал Амбодик) со временем превратилось в императорский клинический повивально-гинекологический институт, носящий ныне имя Д.О. Отто, - подлинную школу акушеров-гинекологов в России.
Начиная с середины XIX века в разных районах страны начали возникать родильные дома на 6-10 кроватей. В Петербурге руководство ими поручалось городским акушерам, должности которых были введены несколько раньше. В Петербурге существовали старший акушер и младшие акушеры. Один из наиболее известных старших акушеров был С.Ф. Хотовицкий, автор Педиятрики - первого русского руководства по детским болезням.
Возникали и частные родильные дома. Один из них открыла в 1872 г. на свои средства В.А. Кашеварова-Руднева - первая женщина, получившая в медико-хирургической академии диплом доктора медицины.
Городские акушеры оказывали помощь роженицам на дому, отвечали каждый за свой район, руководили районными родильными домами и вели занятия с повивальными бабками. В основном это были одаренные, высокообразованные люди. Ведь тогда к акушеру предъявляли очень высокие требования, достаточно полно изложенные, например в Курсе акушерства И.П. Лазаревича (1892 г., с.49):
Желающему быть хорошим акушером должно иметь в виду:
- заботу о развитии и сохранении своей физической силы, гибкость тела и способности к независимым действиям отдельных групп мышц руки и особенно пальцев;
-расширение всех органов чувств и особенно осязательной способности: осязая руками он должен ими видеть, а действуя мышцами своих рук, он должен хорошо ощущать степень их напряжения и таким образом быть в состоянии соображать о количестве употребляемой силы;
- сохранение и развитие способности ясно представлять в мозгу предметы, доступные только осязанию;
- обладание способностью быстрого, всестороннего и глубокого исследования представляющегося случая;
- постепенное совершенствование в искусстве родовспоможения и стремление дойти до обладания в нем такими средствами и способами, на действие которых можно было бы рассчитывать с возможно большей уверенностью.
Русское научное акушерство уже в середине XIX столетия стало самостоятельной и самобытной наукой, освободившейся от иностранной зависимости.
Среди русских акушеров и гинекологов было много видных ученых, возглавляющих многочисленные научные школы, которые получили общее признание как у нас, так и за рубежом.
Однако в силу трудностей, испытываемых учеными в условиях царской России, русские акушеры и гинекологи не могли проявить всю мощь своего таланта. Количество акушерских кафедр было невелико (12), научные съезды были малочисленны и в них участвовали в основном лишь специалисты крупных центров. Огромная территория страны, за исключением крупных городов, оставалась без квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; подавляющее число родов происходило вне медицинских учреждений и даже вне медицинского наблюдения и потребность в такой помощи удовлетворялась лишь в ничтожной степени. Так в 1903 г., по данным литературы 98% женщин в России рожали без всякой акушерской помощи.
Но даже и в таких крупных городах как Санкт-Петербург, несмотря на то, что к концу XIX века в городе было уже достаточно родильных домов, акушерских кадров и специальных институтов, обеспеченные женщины предпочитали рожать дома, хотя и под наблюдением акушерок. До начала Первой мировой войны городские и районные родильные дома служили в основном для бедного городского населения. Только после Революции 1917 г. родильные дома стали основным местом для женщин, готовящихся стать матерями.
Акушерство после 1917 года
После Революции 1917 г., вместе с коренными изменениями в политической жизни страны стали происходить и существенные изменения в области здравоохранения и акушерства в частности. Родовспоможение становится общедоступным и бесплатным, построенным на основе профилактики и проведения широких санитарных мер. В период восстановления народного хозяйства страны (1921-1925 гг.) было положено начало подготовки акушерских кадров для организации акушерской помощи сельскому населению, так как потребность в этой помощи была крайне велика.
Безусловно, то, что широкие массы женщин получили доступ к медицинской помощи, играло огромную роль в профилактике и лечении многих заболеваний, а подчас и в спасении жизни женщины в процессе родов.
И само по себе это явление - когда медицина взяла контроль над процессом родов - прогрессивно. Участие акушеров в осложненном течении беременности и родов спасло тысячи жизней матерей и новорожденных. Уменьшился травматизм и кровопотери матери в родах, снизилось количество послеродовых инфекций и осложнений.
*** |