ПАРОВОЗ № 293
Примечательна история этого небольшого локомотива — реликвии великих лет. Он был построен за границей в 1900 году и куплен управлением Финляндской железной дороги.
За паровозом была закреплена бригада машиниста Г. Э. Ялавы. На нем еще задолго до Октябрьской революции Ялава выполнял различные задания большевиков: доставлял революционную литературу, типографские шрифты, оружие и боеприпасы, перевозил большевиков-подпольщиков.
После июльских событий 1917 года, когда Временное буржуазное правительство установило режим кровавого террора, Владимир Ильич Ленин перешел на нелегальное положение. Более месяца он скрывался у рабочих в Петрограде и в окрестностях Сестрорецка. В начале августа ЦК РСДРП(б) принял решение переправить Ленина в Финляндию.
В один из вечеров начала августа Владимир Ильич Ленин в сопровождении А. В. Шотмана, Э. А. Рахья и финской работницы Л. П. Парвиайнен пришел на станцию Удельная. Ленин остановился в затемненном месте. Один из его спутников курил у переезда, другой возле фонаря читал газету. Для машиниста паровоза № 293 Гуго Ялавы это означало, что все в порядке.
— Я стал внимательно всматриваться в темноту, — вспоминает Г. Э. Ялава, — и вдруг увидел среднего роста коренастого человека, быстро идущего к паровозу. Человек был в кепке, в старой «тройке» — обычной одежде питерского рабочего. Он подбежал к паровозу, не говоря ни слова, схватился за поручни и поднялся в паровозную будку.
Сняв пальто, Владимир Ильич вскочил на тендер, взобрался на дровяной штабель и с необычайной сноровкой и ловкостью начал аккуратно укладывать дрова.
До контрольной станции Белоостров доехали благополучно. Здесь началась проверка документов у пассажиров поезда. Могла быть проверка и на паровозе. Но опытный и находчивый Ялава избавил Ленина от этой опасности. Он отцепил паровоз и полным ходом поехал «набирать воду». Лишь с третьим звонком он быстро прицепил паровоз к поезду, дал резкий свисток и немедленно поехал. Через несколько минут Владимир Ильич был в Финляндии.
Оттуда он вел оживленную переписку с членами ЦК партии и другими руководящими деятелями, посылал в Питер статьи, записки, директивы, указания. Многие из них доставлялись Г. Ялавой на паровозе № 293. В начале октября в Выборг по поручению ЦК партии приехал Э. А. Рахья, чтобы с Лениным вернуться в Петроград и помочь ему скрыться на новой конспиративной квартире.
Ленин в парике, очках и фетровой шляпе походил на финского пастора. Рахья приобрел два железнодорожных билета до Петрограда. В тот же день доехали в пригородном поезде до станции Райвола, где Владимира Ильича на паровозе №293 поджидал Г. Э. Ялава. Локомотив загружался дровами. Потом пошел к поезду для сцепки. Ленин на ходу быстро поднялся в будку. Все прошло удачно. Э. Рахья сел в первый вагон, держа два револьвера... Благополучно переехали контрольный пункт. Остановка в Белоострове, наводненном сыщиками Временного правительства, проверка документов. Машинист Ялава повторил тот же маневр, что и летом: он угнал свой паровоз к водокачке и вернулся только к самому отходу поезда... (см. схему)
На станции Удельная под Петроградом Ленин покинул паровоз № 293, скрывшись на своей последней конспиративной квартире, подготовленной Н. К. Крупской. Здесь он жил и работал до своего выхода из подполья — до вечера 24 октября (6 ноября) 1917 года — и прибытия в Смольный для непосредственного руководства вооруженным восстанием.
Еще несколько месяцев водил Г. Э. Ялава паровоз №293, а в 1918 году передал его другому машинисту. Как-то локомотив шел с пассажирским поездом из Петрограда и на перегоне столкнулся с маневровым паровозом. Легендарный локомотив нуждался в ремонте, и его отправили на товарную станцию Финляндского вокзала, где было «кладбище паровозов».
1920-й начал новый этап истории этого паровоза. По примеру московских железнодорожников, положивших в 1919 году начало коммунистическим субботникам, четыре машиниста железнодорожного депо Петроград Финляндского отделения Октябрьской дороги решили провести свой субботник. Один из них, В. М. Виролайнен, предложил прежде всего отремонтировать паровоз № 293. «Мы, — рассказывает он, — внимательно осмотрели паровоз, установили, что котел и экипажная часть в хорошем состоянии. Требовалось только изготовить трубу, провести ремонт некоторых узлов, и машину можно было успешно эксплуатировать».
К энтузиастам присоединились еще трое. Ремонт закончили 1 мая 1920 года. На собрании В. М. Виролайнен был избран машинистом паровоза № 293 как инициатор его ремонта и как самый молодой машинист депо.
С утра 1 мая паровоз № 293 украсили гирляндами из хвои, кумачовыми лозунгами и флагами. На тендере крупными буквами сделали надпись: «Первомайский паровоз», «1/V—20 г.». Перед выходом из депо три машиниста, которые его ремонтировали, были сфотографированы.
1 мая 1920 года 293-й после возрождения совершил свой первый пробег — доставил с Финляндского вокзала за город на отдых поезд с питерцами. Снова он стал водить пассажирские составы.
...В траурные дни января 1924 года на митинге в железнодорожном депо выступил Г. Э. Ялава, рассказавший, как на паровозе №293 в августе и октябре 1917 года В. И. Ленин под видом кочегара нелегально переправился в Финляндию и обратно. Затем он опубликовал ряд статей на эту тему. Вся страна узнала об исторической реликвии.
Однако в 1924 году Советский Союз по договору передал Финляндии вместе с имуществом Финляндской железной дороги и паровоз №293. До 1947 года сведений о нем не было. Тогда на празднование 40-летия финского сейма выехала делегация Верховного Совета СССР, в состав которой вошел В. М. Виролайнен, начальник Кировской железной дороги. С ним был памятный снимок паровоза, сделанный 1 мая 1920 года. Начались поиски. Наконец в управлении Финляндской железной дороги сообщили, что паровоз № 293 находится в строю и работает на железнодорожном узле Тампере.
Прошло еще десять лет. В Финляндию выехала советская правительственная делегация. Накануне ее приезда легендарную машину капитально отремонтировали в главных паровозных мастерских Финляндии (местечко Хювинкя в 60 километрах от Хельсинки) и изготовили мемориальную доску с надписью на финском и русском языках: «Правительство Финляндии подарило паровоз правительству Союза Советских Социалистических Республик в память тех поездок, которые В. И. Ленин на нем совершил в трудное время по территории Финляндии. 13.6.1957».
МАКЕТ ПАРОВОЗА № 293
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
На рисунке 1 показан общий вид паровоза № 293 с тендером, на рисунке 2 вид спереди, сзади и сверху. Рама со скатами дана на рисунке 2, место для котла и внешний вид паровой машины с кулисным механизмом изображены на рисунке 3.
Пользуясь этими чертежами, можно сделать макет паровоза № 293 из тонкого картона, фанеры, дерева. Технология постройки макета похожа на технологию изготовления макета броневика «Враг капитала». Различие состоит лишь в обилии деталей круглого сечения, необходимых для макета паровоза. Эти детали лучше всего изготавливать на токарном станке.
Во второй части статьи - более подробные чертежи этого паровоза и детальное описание, в т.ч. и советы по изготовлению модели
***
|