Управляемая ракета AMRААM класса «Воздух-Воздух» - США
Взяв курс на достижение военного превосходства над СССР, агрессивные империалистические круги создают и совершенствуют высокоточное оружие, в том числе авиационные управляемые ракеты.
По сообщениям иностранной печати, в США в настоящее время ведется разработка новой управляемой ракеты средней дальности класса «воздух—воздух» Amraam, являющейся дальнейшей модернизацией УР «Спарроу». Ею предполагается вооружать палубные истребители F-14 и F-18 ВМС США, а также истребители ВВС F-15 и F-16.
Главным недостатком существующих модификаций УР «Спарроу», обусловливающим их несоответствие требованиям современного воздушного боя, считают полуактивную систему наведения, требующую непрерывной подсветки цели РЛС самолета от момента пуска ракеты до ее попадания в цель. В это время истребитель ограничен в маневрировании и не может атаковать другую цель.
В связи с этим была разработана принципиально новая система наведения, обеспечивающая самолету-носителю свободу маневра после пуска и позволяющая ему вести огонь ракетами по нескольким целям практически одновременно. Отмечается их высокая боевая эффективность в условиях преднамеренных и естественных помех.
Ожидается, что масса новой ракеты будет на 1/3 меньше, чем у ближайшей ее предшественницы AIM-7. Это позволит палубным самолетам нести до 7 ракет на подкрыльевых пилонах и под фюзеляжем. Несколько меньший, чем у прототипов, диаметр корпуса и видоизмененная форма крестообразных крыльев ракеты потребовали реконструкции пусковых установок принудительного сбрасывания. Пусковые установки с рельсовой направляющей истребителей F-14 и F-18 с началом проектирования новой ракеты были полностью переделаны с тем, чтобы на них можно было подвешивать либо Amraam, либо «Сайдуиндер».
Комбинированная система наведения может работать в трех режимах: командном, автономном инерциальном, активном радиолокационном.
На среднем участке полета ракета наводится с использованием одного из первых двух режимов. Командный инерциальный решим наведения применяется при стрельбе по маневрирующей цели. Он предполагает автоматический, без участия пилота, периодический ввод последних данных о цели в бортовую аппаратуру УР. Наиболее совершенной считается система управления оружием самолета F-18. В ней данные об обнаруженных целях обрабатываются ЭВМ с последующим отображением информации о восьми наиболее важных целях (по двум критериям — дистанции до цели и ее скорости) на дисплее РЛС AN/APG-65 для принятия оптимального решения по применению ракет. После их пуска на дисплее высвечивается время до включения активной радиолокационной ГСН и перехода их в режим самонаведения.
Автономный инерциальный режим используется, если цель не маневрирует. Управление ракетой до точки включения ГСН при этом осуществляется с использованием бортовой автономной инерциальной платформы, в которую перед пуском вводится программа полета. Предусмотрен также автоматический перевод системы наведения ракеты, уже находящейся в полете, из командного в автономный инерциальный режим в том случае, если цель прекращает маневрировать.
На третий режим — самонаведения с помощью активной ГСН Х-диапазона ракета, как уже указывалось, переходит на конечном участке полета. При стрельбе по целям с малых дистанций ЗУР благодаря наличию активной ГСН используется как полностью автономное оружие ближнего боя. Пуск ракеты при этом производится по линии визирования цели.
Конструктивно ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме.
В конце 1982 г. начались испытания Amraam. Серийный выпуск ее планируется начать в конце 1985 г. и довести производство до 3 тыс. в год.
Европейские страны НАТО, в частности Великобритания и ФРГ, в настоящее время изучают вопрос возможного вооружения данной ракетой своих самолетов «Торнадо» и «Фантом».
Ракета AIM-120 Amraam в разрезе. Дальность стрельбы 70 км, радиус самонаведения 5-7 км, стартовая масса УР 148 кг, длина 3,45 м, диаметр корпуса 0,17 м
Материал из "Зарубежного военного обозрения", ~ 1983 год
PRETICH.ru
*** |