April 20 2024 04:35:03
Навигация
Последние статьи
· Emperor: Battle for ...
· Дорогу нацпечати!
· Интернационализм в СССР
· За кадры для нацокра...
· Даешь кадры из нацио...
· Марш на стадион!
· Почему погибла "Эсто...
· Португалия - основны...
· США и угроза Прямого...
· Ближний Восток в 198...
· Молот в космосе - Ba...
· Испано-корейский киб...
· Побег на одиннадцато...
· Были ли американцы н...
· WoW - декларация доб...
Иерархия статей
Статьи » Ракеты и космонавтика » Автоматические межпланетные станции третьего поколения
Автоматические межпланетные станции третьего поколения

Автоматические межпланетные станции третьего поколения

 

В мае 1971 года к Марсу стартовали автоматические межпланетные станции "Марс-2" и "Марс-3". Так же как и их предшественников, эти станции вначале вывели на промежуточную орбиту ИСЗ, откуда уже они стартовали к планете. АМС третьего поколения существенно отличались от уже летавших космических аппаратов. И выводились более мощной ракетой-носителем "Протон". Это позволило существенно увеличить их вес (до 4650 кг) и, следовательно, значительно расширить круг исследуемых проблем.

 

Две основные технически сложные задачи были решены при их запуске - мягкая посадка спускаемого аппарата на поверхность планеты и выведение на орбиты искусственных спутников Марса.

 

Марс издавна привлекал к себе внимание людей. Пожалуй, это самая популярная на Земле планета Солнечной системы. Особенно популярной она стала после сенсационного "открытия" марсианских каналов. Земляне тут же начали "заселять" Марс разумными существами, и в этом "заселении" принимали участие не только фантасты, но и ученые. Конечно, для этого были некоторые основания. Марс по многим своим характеристикам напоминал Землю: сутки на Марсе длятся около 24 часов; наклон экватора к плоскости орбиты тоже близок к земному; у планеты есть атмосфера; вблизи полюсов обнаружены яркие белые пятна, эти "полярные шапки", напоминающие земные, весной и летом уменьшаются, а осенью и зимой увеличиваются; темные области на поверхности Марса меняют свою окраску и размеры в зависимости от сезона. Так появилась гипотеза о существовании на Марсе растительности.

 

Но вот в 1965 году "Маринер-4" сфотографировал планету вблизи. И сразу же многие загадки перестали существовать. Оказалось, что марсианская поверхность очень похожа на лунную: вся покрыта кратерами. Выяснилось, что "каналы", которые когда-то вызвали так много самых различных предположений, всего лишь фикция, обман зрения. Наблюдения с Земли позволили исследовать атмосферу Марса. По уточненным данным, она состоит в основном из углекислого газа и содержит небольшое количество водяного пара. А атмосферное давление на поверхности в 100-200 раз меньше, чем на Земле. Значительно ниже и температура: даже на экваторе +30° С днем и -70° С ночью. Условия суровые и, пожалуй, исключающие наличие высокоорганизованной жизни, хотя и не исключающие жизни вообще.

 

Несмотря на то, что к концу 60-х годов наши знания о Марсе значительно расширились, интерес к нему не уменьшился. И до сих пор ученые не смогли ответить на самый волнующий вопрос: есть ли жизнь на Марсе? Вот почему один за другим отправляются к Марсу космические аппараты, и среди первых разведчиков были советские АМС "Марс-2" и "Марс-3".

 

Как же были устроены эти аппараты? Принципиальная компоновочная схема осталась прежней: орбитальный отсек, спускаемый аппарат, корректирующая двигательная установка, солнечные батареи (источник электроэнергии) и параболическая антенна для связи с Землей. Впрочем, сама конструкция станции была совершенно иной. Основным несущим элементом конструкции стал цилиндрический топливный бак мощной двигательной установки. К баку крепится все остальное. Внизу - приборный отсек в виде тора, "бублика", в котором размещены приборные блоки всех основных систем. В дырке этого "бублика" установили двигатель. Вверху - спускаемый аппарат.

 

На станциях впервые испытывалось много новых систем. Одна из них (автономная навигационная) осуществляла маневры, обеспечивающие мягкую посадку спускаемого аппарата и выведение станции с высокой точностью на орбиту спутника Марса. Причем всеми этими операциями руководила бортовая вычислительная машина без вмешательства Земли.

 

Впервые в истории космонавтики предстояло совершить мягкую посадку на Марс. Была выбрана гибридная схема - торможение за счет лобового аэродинамического щита в верхних слоях атмосферы, спуск на парашюте, а перед самой поверхностью - с помощью ТДЦ. Предусматривалось также использование амортизационного устройства в момент посадки.

 

Весь полет станций по траектории Земля - Марс, проведение заключительных маневров, переход на орбиты спутников планеты и посадка прошли точно по программе. Капсула "Марса-2" 27 ноября 1971 года впервые доставила на поверхность планеты вымпел с изображением Герба Советского Союза. Второго декабря спускаемый аппарат "Марса-3" совершил мягкую посадку. Сами же АМС еще длительное время исследовали планету и фотографировали ее с орбит искусственных спутников. Интересные результаты удалось получить во время наблюдения мощной пылевой бури на поверхности Марса, бушевавшей несколько месяцев, то затихая, то вновь усиливаясь.

 

К планетным станциям третьего поколения относятся и советские станции "Венера-9" и "Венера-10", совершившие полет в 1975 году. Совершенно уникальные результаты были получены от спускаемых аппаратов этих станций, осуществивших мягкую посадку на Венеру и впервые в истории передавших на Землю панорамы поверхности с "планеты загадок". Удивительными и неожиданными оказались эти снимки: острые камни, скалистые обломки (до этого думали, что плотная и горячая атмосфера Венеры превращает камни во что-то вроде морских голышей со сглаженными углами).

 

Конструктивно эти станции были похожи на "Марсы". Отличались лишь спускаемые аппараты, рассчитанные на работу при наружном давлении в 100 атм и температуре около 500° С. Спуск на поверхность шел в три этапа: аэродинамическое торможение в верхних слоях атмосферы, спуск на трехкупольном парашюте и на последнем участке -. плавная посадка с помощью аэродинамического устройства. Станции "Венера-9" и "Венера-10" стали ее первыми искусственными спутниками, которые в течение многих месяцев изучали верхнюю атмосферу и околопланетное пространство, фотографировали облачный покров.

 

Марс-3 автоматическая межпланетная станция, СССР

 

 

К АМС третьего поколения относятся "Марсы" с четвертого по седьмой, "Венера-11" и "Венера-12". Спускаемые аппараты двух последних осуществили мягкую посадку на Венеру в декабре прошлого года, провели тонкий химический анализ атмосферы, зафиксировали грозовые разряды, позволили уточнить модель атмосферы планеты, которая еще и теперь во многом остается загадочной.

 

Полеты автоматических межпланетных станций к Марсу и Венере, прямые измерения в атмосфере планет и на поверхности значительно расширили наши знания о строении Солнечной системы, об условиях в космическом пространстве. И ответ на вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?", очевидно, дело не такого уж далекого будущего.

 

 

Техника молодежи, №7, 1979 г.

 

Марс-3 научный комплекс АМС на орбите планеты

 

Схема работы приборов части научного комплекса «Марса-3» на орбите искусственного спутника Марса

 

Здесь показаны радиометр а для измерения температуры поверхности и 3 фотометра. Один из них б — инфракрасный углекислотный альтиметр, предназначенный для измерения рельефа местности, другой в, также инфракрасный, для определения количества условно осажденной воды в атмосфере и третий — фотометр г для излучения атмосферы и поверхности планеты. Оптические оси всех приборов параллельны. Ось третьего фотометра, кроме того, может перемещаться в плоскости орбиты

 

 

из книги Л.В. Ксанфомалити "Планеты открытые заново", изд. Наука, Москва, 1978

 

Марс-3 чертеж космического корабля

«Марс-3»

 

1 Антенна французской научной аппаратуры «Стерео».

2 Остронаправленная параболическая антенна.

3 СА с коническим тепловым экраном.

4 Малонаправленная антенна.

5 Радиатор системы терморегулирования.

6 Панель солнечной батареи.

7 Блок баков двигательной установки.

8 Датчики автоматической системы навигации.

9 Приборы системы астроориентации.

10 Корректирующая тормозная двигательная установка.

11 Приборный отсек.

 

 

PRETICH.ru

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Ох уж эти игры - прямо...
Не - это все унылые иг...
Системные требования с...
Президент Турции Редже...
Что-то ни черта не нак...
Статьи
Радиация - это и есть ...
СССР индусам корабли и...
Да - это нужная статья...
Сейчас почти вся колба...
К нас такие стоят мног...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Ну, сейчас лекарства е...
Статья чистая антисове...
В Германии ведь много ...
Счетчики

Яндекс.Метрика
13,810,743 уникальных посетителей