March 27 2025 21:34:35
Навигация
Последние статьи
· Крестовая гора в Литве
· Эволюция женщин от А...
· Как правильно растит...
· Весна - огород, дача...
· Русские летчики в ос...
Иерархия статей
Статьи » История России и СССР » 1943 ноябрь - в бою под Киевом погибли...
1943 ноябрь - в бою под Киевом погибли...

С боевого задания не вернулись...

В канун двадцать шестой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 6 ноября 1943 года, днем в районе села Лип-Скиток Васильковского района Киевской области в неравном воздушном бою советский летчик сбил четыре самолета противника. Его истребитель был подбит, упал и взорвался в лесу возле села. Летчик погиб.

Летчик Романенко А.С. погиб в 1943 году в бою под Киевом
Герой Советского Союза летчик Романенко Александр Сергеевич.
Фото военных лет.

Ветеранам войны, местным жителям, следопытам сельских школ удалось установить имя погибшего летчика. Им оказался командир 91-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза майор Романенко Александр Сергеевич.

В тот же день совершил подвиг и летчик этого полка младший лейтенант Гревцов Василий Васильевич. Прикрывая своего ведущего, он в лобовой атаке таранил истребитель противника. Сам вместе с самолетом упал в лес на окраине села Плесецкое Васильковского района Киевской области.

Партийные и советские органы города Василькова приняли решение увековечить имена героев: установить в их честь памятник, где указать места их гибели, дату и краткое описание подвигов.

Сын железнодорожного рабочего из города Миллерово Ростовской области Александр Романенко пришел в авиацию по путевке комсомола. Было ему тогда девятнадцать лет. Он настойчиво овладевал техникой пилотирования и, когда началась Великая Отечественная война, был уже опытным летчиком-истребителем. Воспитанный комсомолом, беззаветно преданный Родине, Александр понимал меру своей ответственности за судьбу народа, подвергшегося фашистской агрессии, поэтому с первых дней войны рвался в бой с ненавистным врагом.

...Это было под Москвой. Противник рвался к сердцу нашей Родины. Советские истребители получили приказ прикрыть с воздуха кавалерийский корпус генерала Доватора. В районе Наро-Фоминска пятерка самолетов под командованием лейтенанта Романенко вступила в бой с сорока вражескими бомбардировщиками Ю-87, шедшими в сопровождении двенадцати истребителей. Большой численный перевес противника не смутил советских летчиков. Набрав высоту, они врезались во вражеский строй. Романенко сразу же сбил ведущего первой группы «юнкерсов». Разворот, и снова стремительная атака. Оставляя в небе шлейфы дыма, упали на землю еще две машины врага. В том бою отличились все летчики пятерки Романенко. Фашисты вынуждены были сбросить бомбы куда попало и поспешно повернуть назад. Наши же соколы возвратились на свой аэродром без потерь. Александр тогда был награжден орденом Красного Знамени. А вскоре за мужество, проявленное в боях на можайском и звенигородском направлениях, он удостоился второго ордена Красного Знамени.

После разгрома фашистских войск под Москвой отважный советский летчик сражался с врагом над Крымом и был награжден третьим орденом Красного Знамени. Летом 1942 года Романенко, будучи уже капитаном, бил фашистов под Ленинградом. За два с половиной месяца он уничтожил пять самолетов противника. Отважный летчик был представлен к званию Героя Советского Союза.

В сентябре 1942 года его машину сбили над вражеской территорией. При вынужденной посадке от сильного удара самолета о землю летчик потерял сознание. Очнулся в плену.

Первая попытка бежать из лагеря военнопленных не удалась. Романенко настигли эсэсовцы, натравили на него собак, жестоко истязали. Пытки не сломили волю советского летчика. При отправке в другой концлагерь он ночью на ходу выпрыгнул из вагона поезда и скрылся в лесу. Ему повезло — он попал к калининским партизанам. Вместе с народными мстителями Романенко взрывал железнодорожные пути и мосты в тылу врага, пускал под откосы железнодорожные составы с войсками и техникой противника.

Партизаны помогли Александру перейти линию фронта; в апреле 1943 года капитан Романенко прибыл в 91-й истребительный авиационный полк. Летчики этого полка летали на новых по тому времени самолетах Як-9.

Романенко сразу обратил на себя внимание товарищей. Стройный, подтянутый, крепкого телосложения, всегда веселый, неунывающий, он пользовался всеобщей любовью и уважением. В бою все его мысли и действия были подчинены одному — победе над врагом. И он одерживал одну победу за другой. Летчики полка старались во всем подражать ему, учились у него тактике воздушного боя. Как правило, группы, которые водил в бой Романенко, возвращались домой без потерь и с победой.

19 октября 1943 года командир авиационного полка майор Романенко повел группу из восьми самолетов. Задание — патрулирование севернее Киева. Придя в заданный район, сразу увидели группу из девяти бомбардировщиков Ю-87. Романенко умело рассредоточил силы, и летчики вступили в бой. Ведущий не только умело дрался сам, но и не упускал из поля зрения ни одного летчика. В результате этого воздушного боя советские истребители сбили шесть бомбардировщиков и организованно, без потерь пришли домой.

Что же произошло в тот роковой день 6 ноября 1943 года? Во второй половине дня двенадцать «яков» под командованием майора Романенко вылетели на очередное задание — прикрытие наступавших войск от ударов с воздуха. Барражировали юго-западнее Киева.

Романенко летел во главе ударной грурпы, другую группу истребителей вел И. Цыганов, ныне полковник в отставке. Это была группа прикрытия. Кроме того, пара — старший лейтенант М. Чижиков и младший лейтенант Г. Козин — имела задание от командира 256-й авиационной дивизии: прикрывать майора Романенко.

Придя в район барражирования, пролетели до Василькова, затем развернулись и взяли курс на Киев. Внезапно Романенко скомандовал:

— Всем следовать прежним курсом.

И тут же сделал энергичный разворот. Все увидели внизу фашистский разведчик-корректировщик ФВ-189. Майор молниеносно, не дав врагу опомниться, с первой атаки сбил его и боевым разворотом занял свое место в строю.

Вскоре группа развернулась в юго-западном направлении. Вдали виднелся Киев. И в это время на горизонте показалась большая группа самолетов. Это были бомбардировщики Ю-87 под прикрытием истребителей ФВ-190 и Ме-109. Дав команду рассредоточиться, Романенко передал:

— Атакуем бомберов! Цыганову сковать боем истребители!

Завязалась жестокая неравная схватка. Все видели, как командир полка сбил ведущего первой группы, а затем и ведущего второй. В наушниках летчиков постоянно слышался голос Романенко. Командир кого-то подбадривал, кому-то подсказывал цель. Вскоре, удачным маневром зайдя в хвост, он поджег и самолет ведущего третьей группы бомбардировщиков противника. Вот тут-то случилась беда. Оказавшись в зоне интенсивного огня вражеских стрелков, машина командира внезапно загорелась.

Погиб смертью храбрых летчик Гревцов В.В. в 1943 году
Младший лейтенант Гревцов Василий Васильевич
Фото 1943 года

На аэродром группа вернулась без ведущего, сбившего четыре фашистских самолета. Тот воздушный бой был последним и для летчика младшего лейтенанта Гревцова.

Василий Гревцов с детства мечтал о подвигах, с упоением читал о челюскинцах, беспримерных сверхдальних перелетах советских авиаторов. Идеалом для него был Валерий Павлович Чкалов. Ну а дальше — аэроклуб, учеба в школе военных летчиков.

В 91-й истребительный авиационный полк Гревцов прибыл в разгар Курской битвы и сразу включился в боевую работу. Вскоре полк передислоцировался в окрестности столицы советской Украины. Письма Василия домой в те дни были наполнены оптимизмом, верой в победу. И он исполнил свой долг перед Родиной, перед товарищами по оружию. В том памятном жарком бою не дрогнул перед смертельной опасностью, выстоял до конца. Сойдясь с врагом в лобовой атаке, отважный советский летчик не свернул...

Прошло немало времени, прежде чем благодаря усилиям многих людей в архивных документах против фамилии Гревцова и Романенко исчезла запись: «6 ноября 1943 года не вернулся с боевого задания, пропал без вести».

Гвардии майор в отставке А. КУЗИН,
руководитель группы «Поиск» 2-й воздушной армии
«Авиация и космонавтика» № 11 1983 г.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
В 1967 г. на платформе...
Султанат Окуси Амбено ...
В 1948 году житель шта...
В чем секрет самовозго...
Может ли таракан жить ...
Фотогалерея
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
В 1970 г. Леонард Хасл...
Есть ли в природе люди...
Почему уходящие вдаль ...
Отдельные страницы
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,698,022 уникальных посетителей