Происходящие в России экономические преобразования в основном обусловлены изменением отношений собственности. Осуществление приватизации государственной и общественной собственности вводит общество в новое экономическое измерение, способное вывести страну из глубокого социально-экономического кризиса. Данные статистики указывают на активное развитие и углубление этого процесса. Начиная с 1991 г., по России приватизировано более 20 000 различных предприятий. В наибольшей степени процесс приватизации затронул предприятия торговли и общественного питания, но в значительной степени - и промышленные предприятия. Вместе с тем, и отечественный, и зарубежный опыт приватизации показывает, что этот процесс, имея позитивные цели, провоцирует активизацию антиобщественных проявлений непосредственно в сфере приватизации, приводит к росту традиционных преступлений в сфере экономики (хищения, злоупотребления служебным положением, взяточничество) и появлению новых, связанных с деятельностью коммерческих структур и их взаимодействием с государственными предприятиями, банками, властными структурами.
Рост корыстных преступлений обусловлен и такими факторами, как снижение жизненного уровня большой части населения, вызванное спадом производства, ростом инфляции, безработицы. Несмотря на это, начиная с 1988 г. произошла смена устойчивой тенденции роста выявляемых преступлений в сфере экономики на последовательное их снижение. Так, в 1992 г. число выявленных преступлений в сфере экономики снизилось на 10 % по сравнению с 1988 г. Такое снижение статистических показателей совпало с реформированием экономики и может быть объяснено не снижением уровня реальной преступности, а увеличением ее латентности. По данным экспресс-исследования, проведенного НИИ МВД РФ, социально-психологическое неприятие коммерческих структур в среде государственных служащих коррупцию, взяточничество, массовые поборы. Об этом заявили 38 % опрошенных предпринимателей. В некоторых регионах в коррумпированные отношения вовлечено до двух третей коммерсантов. Выявляется большое число сделок о переходе права на государственную или муниципальную собственность или на пользование ею к коммерческим структурам на неоправданно льготных условиях, широкое участие государственных органов и должностных лиц в бизнесе.
Экономические преступления, совершаемые в сфере приватизации, используемые преступниками способы обогащения разнообразны, но все же среди них можно выделить ряд основных, наиболее распространенных, а именно:
1. Хищения государственного имущества, замаскированные под приватизацию, и должностные преступления (взяточничество и злоупотребление служебным положением), связанные с занижением стоимости имущества, подлежащего приватизации:
2. Массовые хищения приватизационных чеков, денежных средств и иностранной валюты вкладчиков руководителями инвестиционных фондов, банков и других коммерческих структур путем мошенничества.
Методика расследования этих преступлений будет рассмотрена в качестве вопросов настоящей лекции.
Порядок приватизации государственной и муниципальной собственности регламентируется довольно значительным числом актов, принятых органами как законодательной, так и исполнительной власти. К их числу относятся: Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации", Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, Указы Президента N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", N1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду".
Приведенный перечень является далеко не полным. Следует отметить, что расследование различных преступлений, связанных с процессами приватизации, существенно осложняется множественностью, бессистемностью правового регулирования этих вопросов, почти все нормативные акты и акты применения права по вопросам, связанным с распоряжением собственностью и приватизацией, либо противоречат конституции и соответствующим законам, поскольку опираются на указы президента, либо расходятся с указами, поскольку основываются на действующих и не отмененных законах, а подчас правовые акты вообще отсутствуют, например, по приватизации собственности общественных объединений. Правовой контроль за приватизацией существенно сужен и многоуровневым характером законодательства - законы, указы Президента РФ, акты правительства и других органов представительной и исполнительной власти, их внутренней противоречивостью, предоставлением дополнительных полномочий некоторым местным органам управления на проведение ускоренной приватизации по самостоятельно разработанным планам.
Но, в то же время, результаты изучения уголовных дел и материалов доследственной проверки о нарушениях при приватизации предприятий дают основание утверждать, что уголовная юстиция является одним из тех инструментов, при помощи которых могут корректироваться процессы разгосударствливания экономики. Противоправные действия в процессе приватизации и маскировка их под законные действия практически не могут осуществляться в одиночку, поэтому объективно происходит объединение преступных элементов с должностными лицами в организованные группы, способные к масштабным преступлениям против собственности.
Должностные лица являются основными участниками процесса приватизации: они имеют право распоряжаться государственным имуществом по должности, принимают участие в разработке планов приватизации, подготовке, регистрации и утверждении документов, их контроле. Уже выявлены многочисленные факты совершения ими корыстных преступлений, в частности, получения взяток и злоупотребления служебным положением, прямого хищения государственного имущества, замаскированного под приватизацию.
Способы хищений государственного имущества, замаскированных под приватизацию, или злоупотребления служебных положением с корыстной целью, следующие:
1. Прямое завладение государственной или муниципальной собственностью, подлежащей приватизации. Например, ГУВД г.Санкт-Петербурга расследуется уголовное дело в отношении бывшего начальника управления механизации Незабудкина В.Э., который, используя свое служебное положение, при приватизации возглавляемого им управления организовал товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) "Орион", в которое перечислил свыше 30 млн. руб. государственных средств и стал его единоличным учредителем. Действия Незабудкина квалифицированы по ст.147-1 УК РФ, однако следует заметить, что квалификация не является окончательной, т.к.уголовное дело еще не рассмотрено в суде.
2. Незаконное получение прав на управление и распоряжение государственным имуществом с нарушением порядка приватизации путем злоупотребления служебным положением. Так, руководитель муниципального предприятия "Ресторан Русь" С., в г. Павловске Нижегородской обл. представила в регистрационные органы в числе прочих учредительных документов поддельный протокол общего собрания трудового коллектива предприятия, из которого следовало, что все члены коллектива согласны с приватизацией. Затем она вместе с двумя знакомыми учредила частное предприятие - ТОО, которое выкупило все имущество ресторана. Работники же ресторана не были информированы о приватизации и не выкупили часть его имущества, на что имели преимущественное перед другими гражданами право. Действия С. квалифицированы по ст.170 ч.2 УК РФ.
Кроме того, выявляются достаточно многочисленные факты взяточничества как со стороны руководителей приватизируемых предприятий, так и представителей федеральных и местных властей. В тех случаях, когда сведения о нарушениях в сфере приватизации получены из официальных источников, например, из публикаций в средствах массовой информации, или вызывает сомнение объявленная стоимость выставляемого на аукцион имущества и т.п., на стадии доследственной проверки необходимо выяснить следующие обстоятельства.
1. Факт и правильность проведения собрания трудового коллектива, где рассматривались варианты приватизации и принимался ее план, утверждался устав АО или ТОО.
2. Порядок согласования акционирования с вышестоящей организацией, местным комитетом по управлению имуществом и Госкомимуществом.
3. Соблюдение правил регистрации АО.
4. Имели ли место нарушения при распределении и продаже акций (проводилась ли продажа акций на инвестиционных торгах, реализовано ли 51 % акций работникам предприятия).
5. Соблюдение условий особого режима для части государственного имущества, которое при приватизации не должно становиться имуществом АО.
6. Правильность акта оценки имущества.
7. Наличие каких-либо данных о злоупотреблениях со стороны должностных лиц, решающих вопросы, связанные с приватизацией, и руководителей приватизируемого предприятия, в частности, о получении ими взяток.
Таким образом, первоначальные проверочные действия складываются из:
- получения объяснений от членов трудового коллектива по вопросам о проведении общего собрания и рассмотренных на нем вопросах, порядке продажи акций, наличии или отсутствии фактов злоупотреблений со стороны должностных лиц;
- изучения документов, принятых на общем собрании;
- изучения регистрационных документов в комитетах по управлению имуществом;
- проведение бухгалтерской полной или выборочной проверки правильности подсчета выкупаемого имущества для установления разницы между первоначальной стоимостью, фактическим износом основных средств и соответствии фактической остаточной стоимости, указанной в документах. Следует иметь в виду, что первоначальная стоимость должна определяться в текущих ценах на аналогичное оборудование, а не по ценам на год монтажа.
При наличии оснований возбуждается уголовное дело, при расследовании которого можно использовать традиционные методики. Оптимальная последовательность первоначальных следственных действий в таких случаях следующая:
- производство выемки приватизационных документов в комитете по имуществу и в АО и их осмотр:
- допросы подозреваемых, при необходимости - решение вопроса об избрании мер пресечения:
- допросы потерпевших и свидетелей:
- проведение почерковедческих экспертиз и технического исследования документов:
- проведение комплексной экономической экспертизы для определения стоимости приватизируемого имущества.
Как уже указывалось, процесс приватизации сопровождается взяточничеством со стороны различных должностных лиц. Методика расследования уголовных дел о взяточничестве достаточно глубоко проработана и мы можем на нее опираться, хотя расследование эпизодов взяточничества, связанных с приватизацией, имеет свои специфические черты.
Как черту, в какой-то мере упрощающей процесс доказывания по уголовному делу, можно отметить то обстоятельство, что по делам этой категории должностное лицо оставляет значительное число документов, составленных, подписанных или завизированных им и по своему содержанию эти документы прямо указывают на те действия, которые выполнялись в интересах взяткодателя, являясь, тем самым, доказательствами, позволяющими, наряду с другими, изобличить взяточника. С другой стороны, по таким делам очень невелико число случаев заявлений о вымогательстве взятки, что затрудняет использование такого эффективного приема, как задержание с поличным. Зачастую сотрудники БЭП и РУОП располагают обильной и подробной информацией о взяточнике, известны "таксы" за оказание различных "услуг" должностным лицом, однако лица, у которых вымогаются взятки, скрывают такие факты, т.к.сами, в свою очередь, являются участниками других противоправных действий.
Типичными следственными ситуациями при расследовании взяточничества являются следующие:
1. Имеются конкретные факты о том, что должностным лицом получена взятка.
2. Имеются данные о том, что должностному лицу обещана и будет дана взятка.
3. Имеются факты вымогательства взятки.
Наиболее труднодоказуемой и распространенной по делам, связанным с приватизацией, является первая. В этом случае проводятся следующие первоначальные следственные действия: допрос свидетеля, выемка и осмотр документов, свидетельствующих о выполнении должностным лицом действий в пользу взяткодателя, задержание и допрос взяткодателя, задержание и допрос взяткополучателя, его личный обыск, обыски по месту жительства и работы, осмотр предметов взятки, проведение очных ставок и при необходимости - почерковедческой экспертизы и криминалистического исследования документов. Оптимальная последовательность первоначальных следственных действий по последующим двум ситуациям примерно одинакова. Возбуждению уголовного дела предшествует проверка сообщения, главной целью при этом является установить, нет ли провокации должностного лица. Далее обычно выполняются: допросы свидетелей и заявителя, если таковой имеется, задержание взяточника с поличным, его личный обыск, обыски по месту его задержания и жительства, допрос задержанного, осмотр предметов взятки, выемка и осмотр документов, проведение очных ставок и экспертиз, указанных выше.
Естественно, что наиболее эффективным приемом изобличения взяточника является его задержание с поличным. Наряду с правильным выбором момента задержания важное значение имеет применение криминалистической техники, особенно видеозаписи и прослушивания помещения. Использование фактора внезапности приводит к тому, что взяткополучатель непосредственно после задержания в силу растерянности зачастую правдиво рассказывает о происшедшем, а если и пытается привести вымышленные сведения, то весьма неубедительные, что и фиксируется видеозаписью. Кроме того, видеозапись позволяет исключить в будущем попытки объяснить дачей в момент задержания показаний оказанием физического или психологического давления. Так, в Тульской обл. работник фонда муниципального имущества путем вымогательства получил взятку за выдачу удостоверения на приватизацию магазина. Хорошее оперативное обеспечение и тщательность при разработке операции по задержанию с поличным, в частности, умелое использование криминалистической техники, позволило собрать доказательства, на основании которых сессия горсовета дала согласие на привлечение взяточника, являвшегося депутатом, к уголовной ответственности.
Приватизация государственного и муниципального имущества, начало деятельности коммерческих структур в сфере банковской деятельности, создание акционерных обществ и акционерных обществ закрытого типа (АО и АОЗТ), некоторые из которых стали аккумулировать денежные средства юридических и физических лиц, в том числе и государственных предприятий, привело в последнее время к появлению нового вида преступлений - массовых хищений денежных средств вкладчиков руководителями коммерческих структур. Так, в течение 1994 г. следственными подразделениями ГУВД г. Москвы расследовалось свыше 50 уголовных дел этой категории, потерпевшими по которым являются свыше 10 тыс.юридических лиц, в том числе и государственные предприятия, и несколько сотен тысяч граждан. Эти преступления вызывают большой общественный резонанс и прослеживается тенденция к их росту. В 1993 г.число таких уголовных дел было менее 50 по всей Российской Федерации, то в 1994 г.их более 50 только по г. Москве. Например, 3-им отделом СУ ГУВД г. Москвы расследуется уголовное дело в отношении генерального директора АОЗТ "Независимый нефтяной концерн" Мельникова А.Р. Мельников, его заместители Яров и Абалмасов в период с января по март 1994 г. через сеть фондовых магазинов г. Москвы организовали продажу населению необеспеченных векселей этого АОЗТ, сняли со счетов полученные деньги и скрылись. Установлено 17 тыс. потерпевших, причиненный им ущерб составляет около 10 млрд руб. СО 3-го РУВД расследуется уголовное дело в отношении руководителей финансово-инвестиционной компании (ФИК) Л.Е.Н.И.Н., которые, обещая выплату высоких процентов по вкладам в рублях и валюте, получили от вкладчиков - физических и юридических лиц деньги в сумме 3,5 млн долларов США, похитили их и скрылись. Генеральный директор концерна "Тибет" Дрямов, обещая выплату высоких процентов по вкладам и не имея лицензии на проведение банковских операций, организовал сбор приватизационных чеков и свободных денежных средств у граждан и юридических лиц, похитил свыше 10 млрд рублей и скрылся. Установлено более 10 тыс. потерпевших. Деятельность концерна "Тибет" продолжалась с июля 1993 по август 1994 г. Аналогичные уголовные дела расследуются практически во всех регионах России. Анализ материалов этих уголовных дел позволяет установить некоторые закономерности.
Обращает на себя внимание тот факт, что все без исключения дела возбуждались только по официально полученным материалам и ни одно преступление не было выявлено оперативным путем. В основном поводами к возбуждению дел были заявления рядовых сотрудников ЧИФ, АО и т.д. о том, что руководители этих учреждений скрылись, деньги на счетах отсутствуют, работа учреждений фактически прекратилась, или просто фактическое прекращение деятельности учреждений. Это обстоятельство указывает на слабое оперативное обслуживание коммерческих структур аппаратами БЭП и РУОП. С другой стороны, следует отметить, что до внесения изменений и дополнений в УК и УПК 7 июля 1994 г., в частности, ст.147-1 УК, уголовно-правовая оценка деятельности коммерческих структур была неопределенной, что суживало возможности и поле деятельности оперативных подразделений.
Из общего числа уголовных дел этой категории для рассмотрения в суд направлено только 17 %, т.е.в среднем, одно дело из шести. Остальные дела приостанавливаются по основаниям ст. 195 п.п.1 и 3 УПК, в одинаковой пропорции, т.е.в связи с тем, что обвиняемые скрылись от следствия и суда и в связи с неустановлением личности виновных. Иными словами, раскрываемость этого вида преступлений невысокая. Это объясняется тем обстоятельством, что владельцы таких коммерческих структур, зная о сроках массовых выплат процентов по вкладам, заранее принимают меры по изъятию денежных средств и скрываются с похищенным примерно за 10-15 дней до этого срока. Деньги ими изымаются или наличными, если сумма относительно невелика, или переводятся на счета в банках стран дальнего зарубежья, не являющихся членами Интерпола, в связи с чем становится практически невозможно проследить их дальнейшее движение. В основном деньги переводились в банки Сингапура, Таиланда и Тайваня.
Еще одной особенностью уголовных дел данной категории является то обстоятельство, что хищения средств совершаются с использованием коммерческих структур, как правило, не имеющих лицензий на банковкую деятельность и проведение банковских операций. Это связано с тем, что наличие лицензии на проведение банковских операций означает и более строгий контроль со стороны Центробанка, что делает невозможной продолжительную преступную деятельность. Так, чековый инвестиционный фонд (ЧИФ) Приват-Инвест действовал только 2 месяца и причиненный потерпевшим ущерб оказался не столь велик - около 150 млн рублей.
С точки зрения методики расследования уголовные дела о массовых хищениях приватизационных чеков и денежных средств руководителями коммерческих структур имеют ту особенность, что хотя действия виновных квалифицируются как мошенничество по ст.147 ч.3 УК, расследование этих дел содержит в себе черты, свойственные как делам о мошенничестве, так и делам об экономических преступлениях. Доследственная проверка по этим делам сводится, по существу, к установлению фактов снятия денежных средств со счетов АО, АОЗТ и т.п. и переводе их на счета владельцев или за рубеж. Установление этого обстоятельства не представляет трудности, т.к. эти сведения охотно сообщают бухгалтеры коммерческой структуры, не являющиеся сообщниками расхитителей. Необходимо проверить также, не явились ли руководители коммерческой структуры жертвами насильственных преступлений. После возбуждения уголовного дела оптимальная последовательность первоначальных следственных действий следующая:
1. Наложение ареста на счета коммерческой структуры с полным прекращением движения средств.
2. Принятие мер к задержанию подозреваемых и их допросу.
3. Наложение ареста на корреспонденцию коммерческой структуры и ее владельцев.
4. Проведение обысков в служебных помещениях и по месту жительства подозреваемых.
5. Наложение ареста на имущество коммерческой структуры в целом, а также имущество подозреваемых, в том числе и недвижимое.
6. Решить вопрос о прослушивании телефонов в служебных помещениях и по месту жительства подозреваемых.
7. Проведение допросов сотрудников коммерческой структуры.
8. Проведение допросов сотрудников юридических лиц, имевших счета в данной коммерческой структуре.
Следует иметь в виду, что по 80% дел данной категории владельцы АО, АОЗТ, ЧИФов регистрировали их по подложным документам на другие имена, а в тех случаях, когда регистрировали по подлинным документам на свое имя, всегда скрывались от следствия и установить их местонахождения на первоначальном этапе расследования не удавалось. Уголовное дело по АО МММ в отношении Мавроди является практически единственным исключением. По этой причине эффективным методом получения сведений о личности и местонахождении подозреваемых может явиться наложение ареста на корреспонденцию, неотключение факсов, прослушивание телефонов.
При производстве обысков в помещениях АО, АОЗТ, ЧИФа одной из целей является обнаружение и изъятие любых документов, черновых записей, фотографий и т.п.,из которых могут быть получены сведения о личности и местонахождении подозреваемых. Своевременное изьятие ценностей и наложение ареста на имущество, в том числе на недвижимое, позволяет в значительной мере обеспечить возмещение ущерба потерпевшим. Так, 15 августа 1994 г.возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных следствием лиц, которые, используя подложные документы на имя Котова, Альшанцева, Лобанова и других, зарегистрировали профессиональный союз "Россия", лжепредприятия "Строймонтажинвест", "Бизнес-информ", "Транзит-техсервис" и другие, в течение июня-июля 1994 г. заключили договоры с юридическими и физическими лицами на поставку товаров и оказание услуг и получив предоплату в сумме 1,5 млрд. рублей, скрылись. Несмотря на то, что преступление остается нераскрытым, своевременное наложение ареста на имущество и изъятие ценностей на сумму 788 млн. рублей обеспечивает возмещение ущерба более чем на 50 %.
Во всех случаях следует изымать и накладывать арест на орг и компьютерную технику. Кроме того, что сама по себе дорогостоящая техника может быть впоследствии реализована в целях погашения ущерба, содержащаяся на магнитных носителях ЭВМ информация может быть использована для изобличения виновных.
Наиболее информативными с точки зрения получения информации о личности подозреваемых и их местонахождении являются допросы сотрудников коммерческой структуры и представителей юридических лиц. Они не принимали участия в умышленных мошеннических действиях, но длительное время контактировали с подозреваемыми в спокойной обстановке и могут сообщить сведения о внешности подозреваемых, манере поведения, общения, случайных обмолвках в именах в разговорах, с их участием могут быть составлены рисованные портреты и фотороботы подозреваемых. Поскольку подозреваемые неизбежно оставляют документы, написанные, подписанные или завизированные ими, на последующем этапе расследования необходимо производство почерковедческих экспертиз и исследования документов. В необходимых случаях проводится документальная ревизия деятельности коммерческой структуры. Поскольку по делам данной категории очень велико число потерпевших, их число достигает нескольких десятков тысяч, возникают трудности в организации расследования. По всем делам создавались следственно-оперативные группы. Кроме того, с целью сокращения сроков и обеспечения полноты расследования по всем делам при допросах потерпевших использовались формализованные специально разработанные бланки на одном листе, состоящие из следующих разделов:
1. Заявление потерпевшего:
2. Анкетные данные:
3. Протокол допроса, представляющий собой краткие ответы на указанные в бланке вопросы:
- место оформления договора:
- дата оформления договора:
- количество сданных ваучеров:
- номера ваучеров:
- сумма сданных денег:
- срок, на который заключен договор:
- условия договора (В % от суммы сданных денег или номинальной стоимости ваучеров):
- фамилия лица, принявшего деньги или ваучер, или его краткие приметы:
- имущественное положение потерпевшего:
- имеется ли документ, подтверждающий заключение договора, если нет, то по какой причине:
-з аключал ли договор ранее, были ли выполнены его условия:
4. Постановление о признании потерпевшим и гражданским истцом:
5. Сведения о лице, проведшем допрос и обьявившем постановление.
Для проведения этих следственных действий широко используются помощники следователя, подбираемые из числа студентов юридических ВУЗов или слушателей ВУЗов МВД РФ.
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ УНК КРИМИНАЛИСТИКИ И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
С.А. Катков