October 25 2020 12:59:44
Навигация
Последние статьи
· TUNGSRAM - лампочки ...
· Развод во времена СССР
· 2К11 "КРУГ" - ЗРК СССР
· 555 китайский фонарик
· Резка металла ножовк...
· Ремонт КМД - часть 6
· Ремонт КМД - часть 5
· Ремонт КМД - часть 4
· Ремонт КМД - часть 3
· Ремонт КМД - часть 2
· Ремонт КМД - часть 1
· Г. Х. Андерсен Дюймо...
· Фолиевая кислота - т...
· Глицин озон - Glycin...
· Шпора пяточная - деф...
Последние комментарии
Новости
Это коллективное умопо...
Национализм - самое гн...
Где-то читал, что Соко...
[b]ya.os-vika:[/b] Ни...
[b]Морковкин:[/b] В...
Статьи
Сейчас такая поверочна...
Когда наш завод громил...
У вас неплохо... богат...
Тоже полезная статья -...
Хорошая статья - польз...
Фотогалерея
Вот здесь я начал выкл...
Я думаю это не украинц...
Печальное зрелище... д...
Lexa-SU не уподобляйте...
А еще были ништяк - бл...
Отдельные страницы
В 7 дейс есть интересн...
Все профукали - русски...
Толян: — В результа...
Oskar: Вроде бы все ус...
У них другой менталите...
Иерархия статей
Статьи » Криминалистика » Тактика обыска и выемки
Тактика обыска и выемки

Тактика обыска и выемки

 

Понятие и виды обыска и выемки

 

Обыск состоит в принудительном обследовании помещений и иных мест, граждан или их одежды в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов или документов, которые могут иметь значение для дела.

 

Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов. Кроме того, он проводится при необходимости обнаружения вещей и ценностей для обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества.

 

Согласно закону следователь, прежде чем произвести обыск в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица, должен иметь для этого достаточные основания ( ст. 168 УПК РСФСР).

 

Указание законодателя на достаточные основания нельзя рассматривать как нечто субъективное, полностью отданное на усмотрение следователя.

 

ВИДЫ ОБЫСКА

 

Закон различает следующие виды обыска: обыск помещений, обыск на местности, личный обыск.

 

Обыск помещений предполагает принудительное обследование жилых домов, квартир, помещений, находящихся в ведении различных организаций, учреждений, предприятий; всевозможных хранилищ (складов, сараев, погребов и др.), если там могут находиться интересующие следствие объекты. Его разновидностью является обыск в помещениях дипломатических представительств.

 

Обыск на местности состоит в принудительном обследовании приусадебных и иных участков, находящихся в пользовании определенных лиц. В противном случае производится не обыск, а следственный осмотр - по правилам, которые установлены уголовно-процессуальным законом для этого следственного действия.

 

Личный обыск заключается в принудительном обследовании одежды, обуви и тела обыскиваемого. При этом обыскивающий и понятые должны быть одного пола с обыскиваемым.

 

Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора либо его заместителя. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением ему в суточный срок о произведенном обыске (ч. 3 ст. 168 УПК РСФСР). Прокурор должен быть информирован не только о факте обыска и его результатах, но и об обстоятельствах, в силу которых это следственное действие оказалось безотлагательным.

 

К числу безотлагательных относятся случаи, когда:

 

- фактические основания к производству обыска возникли внезапно при производстве других следственных действий (осмотра, выемки);

- неотложность обыска обусловлена обстановкой только что совершенного преступления;

- обыск необходим для пресечения дальнейшей преступной деятельности;

- поступили сведения о том, что лицо, у которого имеются существенные для дела объекты, принимает меры к их уничтожению, и некоторые другие.

 

Без санкции прокурора и без вынесения отдельного постановления следователь может произвести личный обыск только при задержании или заключении под стражу либо при выемке или обыске, если имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производятся эти действия, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела (ч. 2 ст. 172 УПК РСФСР) Требования закона о мотивированности обыска и получении санкции у прокурора на его производство призваны обеспечить законность и обоснованность этого следственного действия, охрану прав и интересов лиц, в отношении которых оно проводится.

 

При необходимости произвести обыск в другом районе следователь вправе сделать это лично либо поручить его проведение соответствующему следователю или органу дознания в порядке, предусмотренном ст. 132 УПК РСФСР. В последнем случае в адрес исполнителя, кроме отдельного поручения, направляется постановление о производстве обыска, санкционированное прокурором или его заместителем.

 

ВЫЕМКА

 

Процессуальные основы выемки и обыска весьма сходны. Многие положения, изложенные применительно к обыску, в равной мере относятся и к выемке. Поэтому они далее, во избежание повторов, не рассматриваются.

 

Сущность выемки состоит в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся. При выемке производятся изъятие строго определенных предметов и документов, индивидуальные признаки которых следователю заранее известны. Целью выемки является изъятие только интересующих следствие объектов. При обыске изъятию объектов предшествует их поиск. Следователь может не знать даже в общих чертах отыскиваемые объекты. Ему неизвестно их точное местонахождение. Именно в этом и состоит основное различие между выемкой и обыском. Являясь одним из способов собирания доказательств, выемка может быть также средством обеспечения гражданского иска и конфискации имущества. Регламентируется она ст. 167, 169-171, 173, 174, 176 и 177 УПК РСФСР. Основанием для производства выемки служат установленные по материалам дела фактические данные, из которых усматривается, где и у кого конкретно находятся определенные интересующие следствие предметы и документы.

 

ВИДЫ ВЫЕМКИ, различаемые уголовно-процессуальным законом: выемка документов, в которых содержатся сведения, являющиеся государственной тайной; выемка в помещениях дипломатических представительств; выемка почтово-телеграфной корреспонденции. Выемка производится по мотивированному постановлению следователя.

 

Выемка документов, в которых содержатся сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения.

 

Особый порядок установлен для выемки почтово-телеграфной корреспонденции. Согласно ст. 174 УПК РСФСР наложение ареста на корреспонденцию м выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях производятся только с санкции прокурора либо по определению или постановлению суда.

 

При необходимости наложить арест на корреспонденцию и произвести ее осмотр и выемку следователь выносит об этом мотивированное постановление и после получения санкции прокурора направляет начальнику соответствующего почтово-телеграфного учреждения. Следователь предлагает ему задерживать требуемую корреспонденцию, а также уведомлять его о времени своего прибытия для ее осмотра и выемки. Осмотр и выемка корреспонденции производятся в присутствии понятых обязательно из числа работников почтово-телеграфного учреждения. В необходимых случаях следователь может пригласить специалиста. Если корреспонденция не имеет значения для дела, то после осмотра она направляется адресату через почтово-телеграфное учреждение. Наложение ареста на корреспонденцию отменяется постановлением следователя, если отпала необходимость в дальнейшем применении этой меры.

 

О производстве выемки составляется протокол, который подписывают следователь, понятые и другие участники этого следственного действия.

 

Протокол должен содержать указание на разъяснение участникам выемки их прав, отражать ход и результаты этого следственного действия.

 

 

Подготовительный этап проведения обыска и выемки

 

При подготовке обыска ( а в большинстве случаев и выемки) следует иметь в виду, что, как правило, в настоящее время данные следственные действия проводятся в рамках тактических операций, под которыми понимаются комплексы следственных действий, оперативно-розыскных, организационно- технических и иных мероприятий, направленных на достижение конкретных тактических целей. Такой комплекс, как правило, состоит из следующих следственных действий:

 

- задержания;

- нескольких обысков в помещении и личных обысков;

- выемки и наложения ареста на имущество;

- оперативно-розыскных мероприятий;

- допроса подозреваемых.

 

Поэтому подготовка к проведению обыска и выемки включает в себя:

 

1. Определение задач обыска.

2. Анализ доказательственной и ориентирующей информации, направленной на выяснение сведений об обыскиваемых лицах, о помещениях, где предполагается провести обыск, изучение расположения зданий, в которых находятся эти помещения.

3. Предварительное определение искомых объектов и возможного их местонахождения.

4. Провоцирование заподозренных на вскрытие хранилищ или на перепрятывание искомого.

5. Получение санкции на проведение обыска.

6. Определение оптимального времени проведения обыска.

7. Формирование и инструктаж следственно-оперативной группы, выезжающей на обыск.

8. Материально-техническое обеспечение проведения обыска и организация его охраны.

9. Подготовка комплекта процессуальных и иных документов.

 

В первую очередь необходимо определить последовательность действий, предшествующих проведению обыска. Так, например, нередка ситуация, когда искомые предметы ( оружие, наркотики, похищенные ценности ) преступники прячут у своих родственников или знакомых, а достаточными доказательствами этого для получения санкции на проведение обыска следователь не располагает. В такой ситуации следователь, вызвав на допрос заподозренного, дал ему возможность увидеть запись на календаре: " обыск у ... 12-го в 6.00". В момент перепрятывания искомых похищенных ценностей заподозренный был задержан.После этого необходимо произвести обыск. Как правило, необходимым условием эффективности обыска является качественная оперативная информация, в которой могут быть данные:

 

- о времени появления в помещении искомых объектов;

- о их местонахождении;

- об их признаках, упаковке;

- о времени перемещения.

 

В настоящее время эффективным источником такой информации является прослушивание телефонных переговоров, а также проведение иных оперативных мероприятий. Если к проведению групповых обысков привлекается значительное количество сил и средств правоохранительных органов, то необходимым условием этого является соблюдение тайны следствия. Так, при реализации материалов в отношении руководящих работников Брянской таможни, которые за взятки оформляли подложные документы о том, что товары на сумму в десятки млрд.долларов проследовали транзитом на Украину, в то время, как они были реализованы в России без уплаты пошлин и налогов, прикрытием специальной тактической операции служила информация о необходимости задержания бандитской группировки с Кавказа.

 

В условиях чрезвычайных ситуаций и в районах боевых действий проведение тактических операций по изъятию оружия, предметов преступного посягательства и т.д. имеет существенные особенности.

 

Руководство следственной группы должно обеспечить регулярное поступление сведений о готовящихся операциях по выявлению и изъятию оружия и своевременно подключать следователей к их проведению. В силу широкомасштабности операций следователи не всегда имеют возможность непосредственно участвовать в работе поисковых групп. В их задачу входит: а) выяснение времени и места проведения операции; б) участие в инструктаже поисковых групп с подробным объяснением нормативных оснований и тактических приемов изъятия оружия, правил упаковки изъятого и документального оформления этих действий; в) снабжение поисковых групп средствами упаковки и типовыми бланками протоколов изъятия; г) поддержание во время операции радиосвязи с поисковыми группами; д) непосредственное участие (по вызову поисковой группы) в отдельных акциях, дающих особо ценную в доказательственном отношении информацию.

 

На практике нередко затрудняются с определением нормативных оснований изъятия оружия, пытаются найти их в уголовно-процессуальном законодательстве, что неправильно. В основе этого действия лежит административно-правовая норма, предусмотренная вначале Законом СССР от 3 апреля 1990 г. "О правовом режиме чрезвычайного положения" (п.5 ст.4), а затем и Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" (п."д" ст.23), о временном изъятии в условиях чрезвычайного положения огнестрельного, холодного оружия и боеприпасов у граждан, предприятий, учреждений и организаций. В подобном случае должны составляться не уголовно-процессуальные акты (обыска, выемки), а административный протокол изъятия (ст. 244 КоАП). В литературе предлагалось установить правовые нормы, регламентирующие компетенцию внутренних войск и органов внутренних дел по изъятию находящегося у населения оружия и боеприпасов, что исключит необходимость проведения специальных мероприятий под прикрытием проверки паспортного режима и дает возможность осуществлять досмотр жилых зданий и прилегающих к ним построек.* В настоящее время подобная норма предусмотрена. В соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" при исполнении обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения внутренним войскам предоставляется право в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия производить их личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.

 

Если войсковые мероприятия носят общепрофилактический характер, следователь может ограничиться инструктированием командиров подразделений. Им разъясняется, как надо документально фиксировать обнаруженное, на какие признаки обратить внимание, кому передать изъятые объекты. Следует оговорить, в каких случаях войсковой наряд может обойтись своими силами, а в каких необходим следователь. Через войсковые наряды проходит значительное число изъятых предметов вооружения, которые имеют важное значение для выяснения обстоятельств совершенных преступлений. Надлежащее их оформление и своевременная передача следователю могут существенно сказаться на ходе и результатах расследования.

 

Руководство следственной группы должно обеспечить регулярное поступление сведений о готовящихся операциях по выявлению и изъятию оружия и своевременно подключать следователей к их проведению. В силу широкомасштабности операций следователи не всегда имеют возможность непосредственно участвовать в работе поисковых групп. В их задачу входит: а) выяснение времени и места проведения операции; б) участие в инструктаже поисковых групп с подробным объяснением нормативных оснований и тактических приемов изъятия оружия, правил упаковки изъятого и документального оформления этих действий; в) снабжение поисковых групп средствами упаковки и типовыми бланками протоколов изъятия; г) поддержание во время операции радиосвязи с поисковыми группами; д) непосредственное участие (по вызову поисковой группы) в отдельных акциях, дающих особо ценную в доказательственном отношении информацию. На практике нередко затрудняются с определением нормативных оснований изъятия оружия, пытаются найти их в уголовно-процессуальном законодательстве, что неправильно. В основе этого действия лежит административно-правовая норма, предусмотренная вначале Законом СССР от 3 апреля 1990 г. "О правовом режиме чрезвычайного положения" (п.5 ст.4), а затем и Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" (п."д" ст.23), о временном изъятии в условиях чрезвычайного положения огнестрельного, холодного оружия и боеприпасов у граждан, предприятий, учреждений и организаций. В подобном случае должны составляться не уголовно-процессуальные акты (обыска, выемки), а административный протокол изъятия (ст. 244 КоАП). В литературе предлагалось установить правовые нормы, регламентирующие компетенцию внутренних войск и органов внутренних дел по изъятию находящегося у населения оружия и боеприпасов, что исключит необходимость проведения специальных мероприятий под прикрытием проверки паспортного режима и дает возможность осуществлять досмотр жилых зданий и прилегающих к ним построек.* В настоящее время подобная норма предусмотрена. В соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" при исполнении обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения внутренним войскам предоставляется право в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия производить их личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.

 

Если войсковые мероприятия носят общепрофилактический характер, следователь может ограничиться инструктированием командиров подразделений. Им разъясняется, как надо документально фиксировать обнаруженное, на какие признаки обратить внимание, кому передать изъятые объекты. Следует оговорить, в каких случаях войсковой наряд может обойтись своими силами, а в каких необходим следователь.

 

Через войсковые наряды проходит значительное число изъятых предметов вооружения, которые имеют важное значение для выяснения обстоятельств совершенных преступлений. Надлежащее их оформление и своевременная передача следователю могут существенно сказаться на ходе и результатах расследования.

 

При привлечении к производству обыска значительного количества оперативных групп члены следственно-оперативной группы обычно заранее готовят по числу формируемых для выезда на обыски групп пакеты документов, куда включаются:

 

- задание группе в порядке ст.127 УПК РСФСР на проведение комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- в задании можно указать признаки искомых объектов, их упаковки, возможное местонахождение; вопросы, которые надо выяснить в ходе допросов непосредственно после окончания обыска;

- постановления о производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество;

- бланки протоколов обысков; копировальную бумагу.

 

В рамках тактической операции в некоторых следственных ситуациях кроме групповых обысков следует рассматривать повторные обыски. Иногда после первого обыска искомые предметы и ценности возвращаются на старое место, извлекаются из тайников, кроме того, после первого обыска расширяются возможности получения дополнительной оперативной информации.

 

 

Далее...

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал




Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

7,523,958 уникальных посетителей