Уйгурский театр Парваз в КазССР
Прислано Pretich September 25 2019 06:57:49

«Парваз» — «Высота»

 

К 60-летию образования СССР

 

Казахстан — одна из многонациональных республик СССР, территорию которой населяют представители более ста народностей.

 

Столица Казахской ССР является также культурным, научным центром советских уйгуров, общая численность которых, согласно официальным данным последней Всесоюзной переписи населения, составляет более 210 тысяч человек.

 

В Алма-Ате работает Республиканский уйгурский театр музыкальной комедии, издается межреспубликанская газета для уйгурского населения СССР «Коммунизм туги» («Знамя коммунизма»), на уйгурском языке печатается художественная, общественно - политическая, научно-педагогическая литература, в Академии наук Казахской ССР существует отдел уйгуроведения, занимающийся изучением языка, литературы, истории, этнографии, искусства уйгурского народа. В Казахском государственном педагогическом институте им. Абая открыто отделение уйгурского языка и литературы, готовящее учительские кадры для уйгурских школ республики.

 

Недавно в культурной жизни нашего народа произошло значительное событие: в издательстве «Жазушы» вышел в свет первый номер нового ежегодного альманаха на уйгурском языке «Парваз», что в переводе на русский язык означает «Высота». Он включает в себя очерки, рассказы, повести, стихи уйгурских писателей, поэтов и журналистов, а также научные и публицистические статьи, представленные в нескольких разделах.

 

Номер открывается циклом новых стихотворении видного уйгурского советского писателя и поэта X. Абдуллина, объединенных общим названием «Перевалы гения». Они посвящены трудным периодам в жизни и деятельности В. И. Ленина.

 

Об истории образования Уйгурского района Алма-Атинской области, его производственных успехах, знатных людях рассказывает в своей статье «Подъем» первый секретарь районного комитета партии, член ЦК Компартии Казахстана А. Арзиев.

 

С воспоминаниями о большевике ленинского типа, активном борце за установление Советской власти в Семиречье А. Розыбакиеве, озаглавленными «Наш Абдулла», в номере выступает старейший уйгурский писатель Казахстана, один из ветеранов комсомольского движения в республике М. Розиев. (В Алма-Ате именем Абдуллы Розыбакиева названа одна из улиц).

 

В очерках Г. Гиясидиновой «Строитель» и «Сын шахтера», помещенных под общим названием «Письма из Центрального Казахстана», рассказывается о рабочем треста «Металлургжилстрой» управления «Химстрой» в городе Темиртау Шавдуне Кавдунове и семье бывшего забойщика шахты «Сарануголь» управления «Карагандауголь» Венры Тохтахунова, ныне находящегося на заслуженном отдыхе.

 

Очерки писателя А. Кутлукова «Крылья крепнут в полете», «Сын дынщика» посвящены председателю колхоза им. Свердлова Уйгурского района Алма-Атинской области, кавалеру трех орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции М. Насирову и бригадиру этого хозяйства кавалеру ордена Трудового Красного Знамени X. Авутову.

 

В разделе прозы опубликованы рассказы и новеллы М. Бакиева «В горах», М. Розыбакиева «После командировки», П. Сабитовой «Сказание о моей матери», С. Сетишева «Отчим» и «С любовью брата», Т. Тохтамова «Соклассники», Я. Таирова «Эх мы, люди...», К. Асамдинова «Находка», И. Османова «В заповеднике», повести Ш. Шаваева «Чудотворные белые облака», Ю. Ильяса «Дьявол среди людей». Остановимся на некоторых из них.

 

В центре новой повести известного прозаика и драматурга Ш. Шаваева «Чудотворные белые облака» — судьба молодой, красивой девушки Рехан, ненадолго испытавшей счастье любви.

 

В повести Ю. Ильяса «Дьявол среди людей» главный герой Халавдун — человек алчный, хитрый, замышляет женить своего сына Салахитдина на дочери Ашима и Ашимхан из соседнего села — Арзигуль, чтобы затем завладеть их имуществом. Уловками, доставкой дефицитных продуктов и вещей Халавдуну удается уговорить родителей Арзигуль (заочно для нее) готовиться к свадьбе...

 

Литературные критики в свое время отмечали лиризм, искренность повествования произведений Т. Тохтамова, участника VI Всесоюзного совещания молодых писателей, лауреата премии журнала ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». В новом рассказе Т. Тохтамова, построенном в виде письма другу, от первого лица идет описание событий, которые имели место на вечере в школе, организованном давно окончившими ее одноклассниками. Стержнем этого повествования является тема неугасшей любви Нурахмат и Сании.

 

С интересом читаются также рассказы С. Сетишева, П. Сабитовой, других авторов.

 

Поэзия представлена в сборнике стихами и балладами Бахнияза, А. Ганиева, Р. Кадири (Ташкент), С. Маматкулова, Мамнуна, А. Рози, Р. Розиева, Дж. Розахунова, X. Салиховой, Учкуна, X. Хамраева, Е. Езилеова. Большая часть их посвящена родной стране, партии, Ленину. Значительное число стихотворений написаны в форме традиционной для восточной поэзии газели.

 

Следующий раздел открывается статьей члена-корреспондента Академии наук Казахской ССР, доктора филологических наук Г. Садвакасова «Пути развития», в которой говорится о достижениях уйгуроведения в Казахстане.

 

В статье «Плоды годов» член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, доктор филологических наук, профессор М. Хамраев (Ташкент) знакомит с жизнью и творчеством видного современного уйгурского писателя З. Самади, автора ряда крупных прозаических и драматургических произведений. (Роман 3. Самади «Маимхан» был положен в основу фильма «Год дракона», поставленного недавно на студии «Казахфильм» народным артистом СССР А. Ашимовым).

 

Кандидат филологических наук К. Тохтамов в статье «Признаки проницательности» анализирует современное состояние уйгурской советской прозы. Кандидат филологических наук М. Абдурахманов делится своими мыслями о сегодняшней уйгурской поэзии.

 

Статья кандидата искусствоведения А. Кадырова «Успехи и проблемы» посвящена истории рождения, творческому пути Республиканского уйгурского театра музыкальной комедии, который в 1981 году впервые гастролировал в Москве, а в 1984 году будет отмечать свое пятидесятилетие.

 

Номер заключают юмористические стихи И. Бахтии.

 

Составлен альманах писателем Дж. Босаковым, ответственный за выпуск — Т. Тохтамов, оформление художника Ш. Юсупова, в номере использованы репродукции картин А. Шамшидинова, 3. Юсупова, фотографии Ю. Куйдина.

 

И, в порядке пожелания, — не лишним было бы снабдить альманах (как и другие номера) предисловием, вкратце знакомящим с содержанием публикуемых в них произведений, необходимы также небольшие справки об их авторах.

 

 

Ф. АЛИЕВ, кандидат филологических наук.

 

Парваз - уйгурский журнал из Казахской ССР

 

"Вечерняя Алма-Ата" № 258 (4705) Пятница, 12 ноября 1982 года

 

***