Часть 1 – Часть 2 – Часть 3 - Часть 4 - Часть 5
Семь картин великих мастеров итальянского Возрождения были украдены из музея изобразительных искусств Будапешта точно так же, как это происходило в полудюжине широко известных детективных кинофильмов.
Ночь. Усталые стражники музея собираются в караулке, чтобы подбодрить себя чайком. Тем временем грабители, в соответствии с четко разработанным планом, залезают по ремонтным лесам на балкон второго этажа музея, вырезают оконное стекло и проникают в залы. Сирены электронной системы охраны молчат, световая сигнализация не включается. И когда разомлевшие после чаепития охранники отправляются в очередной обход вверенных им помещений, то на стенах, где буквально полчаса назад в тяжелых золоченых рамах висели бесценные полотна, они обнаруживают лишь державшие их веревки.
Картина преступления для тотчас же вызванной полиции была ясна — стандартный вариант. Даже электронная сигнализация, как в кино, по распоряжению администрации была в ту ночь в связи с предстоявшим ремонтом отключена полностью. Правда, этого, как выяснилось позже, преступники не знали и приняли свои предупредительные меры.
Повторный осмотр места преступления утром подтвердил первоначальный вывод полиции о том, что в залах музея действовали профессиональные преступники. Сработали они чисто. И все же кое-какие следы следователям удалось найти. Во-первых, отпечаток пальца на одном из стекол балконной двери. Во-вторых, четкие следы обуви на земле под балконом. Кроме этого, преступники выронили и не нашли в темноте отвертку с надписью на английском языке и кусок шнура, сплетенного из белых, красных и зеленых ниток.
О тщательной подготовке и высокой квалификации грабителей говорило и то, что они совершенно точно выбрали ценнейшие полотна величайших итальянских мастеров. Исчезли два полотна Рафаэля — «Портрет молодого человека» и «Мадонна Эстерхази», два полотна Тинторетто и картина, предположительно написанная одним из учеников Джорджоне. Авторами еще двух картин были отец и сын — Джованни и Доменико Тьеполо.
О реальной денежной стоимости украденных картин говорить было невозможно — они бесценны. Застрахованные, как и все другие музейные экспонаты, по страховым каталогам они имели ориентировочную стоимость в 35 миллионов долларов.
Самой ценной из похищенных картин безусловно была «Мадонна Эстерхази», созданная великим мастером в 1508 году. Поэтому и вся полицейская операция по розыску украденных шедевров была названа «Операция «Мадонна».
Специально созданный из квалифицированнейших сыщиков штаб операции принял решение незамедлительно проинформировать о «краже века» весь личный состав венгерской полиции. Через газеты, радио и телевидение власти обратились за содействием в поисках преступников ко всему населению страны.
Полицией одновременно отрабатывались четыре возможные версии преступления:
1. Кражу совершил кто-то из сотрудников музея. И скорее всего не в одиночку, а в группе из двух-трех человек.
2. Ограбление совершено лицами, попавшими в музей по наводке кого-то из его сотрудников, который и указал им на самые ценные картины.
3. Картины были похищены без участия сотрудников музея венгерскими преступниками, промышляющими кражами произведений искусства. На специализацию преступников указывает все тот же безошибочный выбор ценнейших экспонатов.
4. И наконец, кража могла быть совершена иностранцами, приехавшими в Венгрию специально для этой цели. Главным основанием для этой версии о преступниках-иностранцах было то, что не взяли ни одну из картин знаменитых венгерских художников.
Кстати, один из занимавшихся этим делом детективов уже в первые дни после кражи обратил внимание на то, что сочетание окраски ниток в найденном на месте преступления куске шнура повторяет цвета итальянского национального флага.
Далее – навигация в начале статьи…
***