Очередную программу «вечеров при свечах» в Кокчетавском музыкальном училище впору назвать концертом-триптихом. Хотя весь вечер у рояля оставались одна певица и, за единственным исключением, звучала музыка одного композитора, это все же был рассказ о трех больших величинах русского искусства. Это Надежда Забела, Михаил Врубель и Николай Римский-Корсаков. Певица, художник и композитор.
Строго говоря, вечер посвящался Забеле. Но как давным-давно, еще на стыке прошлого и теперь уже «поседевшего» нынешнего веков, в жизни, так и в программе певица стала центром щедро талантливого содружества. За пределами наших поверхностных познаний в искусстве остаются любопытнейшие подробности жизни и взаимоотношений людей, которые оставили в нем глубокий след. И хорошо, что музыкант и музыковед — преподаватель музыкального училища Марина Куклинская так последовательно, и. несмотря на многие сложности, настойчиво помогает заполнить эти пустоты, даря к тому же встречи с самим искусством.
Состоятельный комментарий М. Куклинской приблизил давно ушедшую от нас певицу. К редкому своему таланту, получив прекрасное образование и вокальную школу, Надежда Ивановна Забела пела на оперных сценах Москвы и Петербурга. Русское и мировое искусство в определенной мере ей обязано появлением оперы «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане», потому что ведущие партии в них И. Римский-Корсаков написал именно для этой певицы. Она была женой и музой M. Врубеля, а нередко и прекрасной моделью созданных художником женских Образов. Один из них — Царевна-Лебедь — запечатлен и в музыке, и на живописном полотне...
Романсы и фрагменты из опер И. Римского-Корсакова, входившие в репертуар Н. Забелы, на нашем вечере пела солистка областной филармонии Валентина Дмитриенко. Перед слушателями прошла редкой поэтики «история любви» Снегурочки, предстали чаровница Волхова из «Садко», величавая Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), смятенная Марфа из «Царской невесты»...
В который раз приходится воскликнуть: жаль, что замечательный цикл «вечеров» почти не выходит за стены музыкального училища, где он зародился и, в общем, состоялся. Разве не удивляет то, что филармония, народное образование не проявляют интереса к нему? Взять последнюю премьеру — готовая программа, легко переносимая почти на любую сцену, содержащая в себе немало интересного и полезного для школьников, учащейся молодежи, т. е. для тех, с кого и нужно растить музыкальную публику.
Г. БОЙКО
«Степной Маяк», 1992 г.
Казахстан, г. Кокчетав
* ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ И СОВЕРШЕНСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ
* Другие материалы, отзывы прессы, фотографии Дмитриенко Валентины
PRETICH.ru
***