Словно гигантские стальные кроты вгрызаются в толщи каменного угля высокопроизводительные шахтные машины — горные комбайны. Добытый с их помощью уголь доставляется затем конвейерами и электровозами. Подъем угля, как говорят шахтеры, на-гора осуществляется скипами и клетями.
А теперь представим себе, сколько еще будет «путешествовать» вынутый на-гора уголь, прежде чем он попадает, например, на тепловую электростанцию — ТЭЦ. Десятки самых разнообразнейших машин и механизмов будут обслуживать «путешествующий» уголь. Даже перечислить их все здесь невозможно.
Но вот уголь доставлен на склад ТЭЦ. Специальные машины — подъемные краны разгружают его и подают в котельные. Там уголь также подвергается обработке — специальные машины, шаровые мельницы размалывают его в мелкую пыль, которая и вдувается вместе с воздухом в топку.
Мы проследили за процессом транспортировки угля от забоя до топки ТЭЦ, и теперь можем сказать, что этот путь сложен и дорог.
А нельзя ли упростить и удешевить его транспортировку? Оказывается, можно! С этой задачей успешно справились конструкторы проектного института «Укргипрошахт». Они предложили транспортировать уголь по трубопроводам.
Сейчас на западе Украины — во Львовско-Волынском угольном бассейне ведутся работы по сооружению первого в Советском Союзе подземного углепровода длиной в 62 километра. Он вступит в строй в 1962 году и соединит Нововолынские шахты с самой мощной тепловой электростанцией в Западной Украине — Добротворской.
Углепровод — это целый комплекс сложнейших инженерных сооружений, которые обеспечат полную автоматизацию транспортировки угля. Как же он будет, например, транспортироваться на Добротворскую ТЭЦ?
На Нововолынсних шахтах уголь специальными дробилками будет размельчаться и смешиваться с водой. Мощные насосы полученную таким образом своеобразную «угольную пульпу» погонят затем по трубопроводам к потребителю — электростанции...
На приемном пункте электростанции уголь отделят от воды, просушат и после этого подадут в топку котлов.
Транспортировка угля с помощью углепроводов будет обходиться в пять раз дешевле, чем перевозка его по железной дороге. Такой углепровод, кроме того, сможет высвободить для нужд народного хозяйства несколько десятков тысяч вагонов в год.
Алмаз режут другим алмазом. И никак иначе. В Европе первый алмаз был распилен в 17 веке, технология была не только сложна, но и ужасно дорогостояща. Первые пилы представляли собой железную проволоку, поверхность которой была шаржирована алмазным порошком. Порошка уходил - вагон. Времени - тоже. Случалось, что один алмаз ювелиры пилили месяцами, а то и годами. Скажем, на то, чтобы распилить знаменитый «Регент» в 410 карат, у мастеров ушло почти два года.
Сегодня алмазы пилят на специальных станках с помощью быстро вращающихся сверхтонких бронзовых дисков, на которые подается суспензия алмазного порошка. Кроме того, существует ультразвуковая, электроэрозионная и лазерная обработка.
Шлифуются алмазы на специальном шлифовальном круге различными абразивами на основе опять-таки алмазного порошка.
Перейти на форум:
Авторизация
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.