October 22 2020 15:55:30
Навигация
Последние статьи
· TUNGSRAM - лампочки ...
· Развод во времена СССР
· 2К11 "КРУГ" - ЗРК СССР
· 555 китайский фонарик
· Резка металла ножовк...
· Ремонт КМД - часть 6
· Ремонт КМД - часть 5
· Ремонт КМД - часть 4
· Ремонт КМД - часть 3
· Ремонт КМД - часть 2
· Ремонт КМД - часть 1
· Г. Х. Андерсен Дюймо...
· Фолиевая кислота - т...
· Глицин озон - Glycin...
· Шпора пяточная - деф...
Последние комментарии
Новости
Это коллективное умопо...
Национализм - самое гн...
Где-то читал, что Соко...
[b]ya.os-vika:[/b] Ни...
[b]Морковкин:[/b] В...
Статьи
Сейчас такая поверочна...
Когда наш завод громил...
У вас неплохо... богат...
Тоже полезная статья -...
Хорошая статья - польз...
Фотогалерея
Вот здесь я начал выкл...
Я думаю это не украинц...
Печальное зрелище... д...
Lexa-SU не уподобляйте...
А еще были ништяк - бл...
Отдельные страницы
В 7 дейс есть интересн...
Все профукали - русски...
Толян: — В результа...
Oskar: Вроде бы все ус...
У них другой менталите...
Иерархия статей
Статьи » Искусство » Хосе Марти (1853—1895)
Хосе Марти (1853—1895)

Хосе Марти (1853—1895)

 

В 1868 г. школьный рукописный журнал «Эль сибоней» опубликовал стихотворение «10 октября». Этим стихотворением ученик колледжа Сан-Пабло, пятнадцатилетний Хосе Марти приветствовал мятежных мамби, начавших первую в истории Кубы войну за независимость. «Сбылась моя мечта, — писал он, — воспрянул мой народ!» А 23 января 1869 г. газета «Патриа либре» в единственном увидевшем свет номере напечатала стихотворную драму «Абдала». Ее автором тоже был Хосе Марти. Главная тема драмы — борьба с иноземными поработителями. «И что мне смерть, — отечество я спас!» — восклицает романтический герой драмы.

 

Со времен Хосе Марти диа в кубинской поэзии не звучал с такой силой призыв к борьбе за свободу родины, и этой борьбе посвятил Марти свою жизнь и свое творчество.

 

Хосе Хулиан Марти-и-Перес родился 28 января 1853 г. в Гаване, в маленькой квартирке дома № 41 на улице Паула. Отец его, дон Мариано Марти-и-Наварро, был отставным лейтенантом артиллерии. В 1862 г. дону Мариано удалось получить должность капитана де партидо (должность колониального чиновника, совмещавшая в себе полицейские и административные обязанности) в приморском округе Анабана, куда девятилетний Хосе уехал вместе с отцом. Там мальчик впервые столкнулся с ужасами рабства, вызвавшими в его душе гневный протест. Вспоминая свои детские впечатления, Марти писал:

 

Нет, мальчику не позабыть,
Как он в слезах любви и боли
Над трупом клялся отомстить
За тех, кто жизнь влачит в неволе.

 

                            Перевод В. Столбова

 

Читать и писать будущий поэт научился в одной из гаванских школ для бедных, а в 1865 г. Хосе становится учеником Муниципального мужского училища, директором которого был Рафаэль Мария Мендиве, поэт и прогрессивный общественный деятель того времени, оказавший огромное влияние на формирование личности и политических идеалов своего талантливого ученика. В 1867 г. Марти, закончив с отличием Муниципальное училище, становится учеником колледжа Сан-Пабло, принадлежавшего Мендиве.

 

Хосе Марти великий поэт КубыНачавшаяся в 1868 г. война за независимость охватывала все новые районы Кубы. В 1869 г. в городке Гуайамаро состоялась ассамблея представителей восставших, которая поддержала Игнасио Аграмонте, замечательного демократа, и проголосовала за кубинскую конституцию, которая должна была обеспечить кубинцам право самим руководить своей страной. Позднее Хосе Марти, бережно относившийся к героям и традициям войны за независимость 1868 г., напишет свой прекрасный очерк «Воспоминания о войне», в котором расскажет об Игнасио Аграмонте. Тогда же испанские власти формально объявили о свободе слова на острове, и патриоты воспользовались этим, чтобы во весь голос заговорить о самых насущных проблемах жизни кубинского общества, и прежде всего о борьбе за независимость. Однако на деле метрополия жестоко преследовала любое проявление свободолюбия, и после опубликования Марти в январе 1869 г. трагедии «Абдала» испанские власти немедленно взяли на заметку молодого поэта. 4 октября 1869 г., придравшись к незначительному поводу, его арестовали. Военный трибунал приговорил Марти к шести годам каторжных работ. Сначала его поместили в политическую тюрьму Сан-Лазаро, где он работал в каменоломнях, затем на некоторое время перевели на остров Пинос, а потом в крепость Ла Кабанья. В конце концов друзьям поэта удалось добиться, чтобы каторжные работы были заменены ссылкой в Испанию. Вскоре после приезда туда Марти опубликовал очерк «Политическая тюрьма на Кубе», в котором с болью и возмущением рассказал о бесчеловечных издевательствах над людьми, попавшими туда. В Мадриде Марти становится студентом сразу двух факультетов — юридического и литературно-философского.

 

Марти всегда живо откликался на все события, происходившие на его родине. Когда 27 ноября 1871 г. в Гаване испанские власти расстреляли по ложному обвинению восьмерых студентов-медиков Гаванского университета, он организовал в Мадриде движение протеста.p>

 

В 1873 г. в Испании была провозглашена буржуазная республика. В своих статьях этого периода, таких, как «Испанская республика и кубинская революция» и «Решение», Марти призывал испанскую республику предоставить Кубе независимость. Но испанская буржуазия не пожелала отказаться от богатой колонии, и Марти ясно понял, что независимость кубинский народ может получить только путем борьбы. Вскоре он заканчивает свое образование и уезжает в Мексику, где активно сотрудничает в газете «Ревиста универсаль», отстаивая в своих статьях демократические завоевания мексиканского народа. Марти выступает и как театральный и литературный критик, придавая огромное значение развитию латиноамериканского театра и национальной латиноамериканской литературы.

 

В 1876 г. Марти уезжает из Мексики в Гватемалу, где очень быстро становится неугоден президенту Барриосу, так как в своей работе «Гватемала» Марти с восхищением писал о народе этой страны, разоблачал миф о расовой неполноценности индейцев, которых Барриос, придя к власти, закрепостил еще больше.

 

В 1878 г. закончилась десятилетняя война, которую с таким успехом вели мамби под руководством генералов Антонио Масео, Максимо Гомеса и других талантливых полководцев. После заключения Санхонского мира Марти, как и многие другие политические эмигранты, вернулся на родину. Испанская администрация, боясь свободолюбивых настроений Марти, запретила ему заниматься преподавательской деятельностью, но он был теперь известным поэтом, и власти не могли расправиться с ним, как в 1869 г. Либеральные богатые кубинцы хотели бы иметь в своем кругу этого необыкновенного человека, но Марти было с ними не по пути. Он звал к борьбе и поэтому был опасен для кубинских либералов. Позднее Марти с необыкновенной политической прозорливостью предопределил, что именно люди подобного рода толкнут Кубу в лапы США. Он писал: «Эти люди, поддерживаемые теми, кто хотел бы воспользоваться благами свободы, не оплатив их кровью, горячие сторонники аннексии Кубы Соединенными Штатами».

 

В октябре 1878 г. в Нью-Йорке был создан Кубинский революционный комитет. Хосе Марти становится делегатом этого Комитета на Кубе и председателем революционной хунты в Гаване. Испанские власти обнаружили следы этой организации, и Марти снова был арестован и выслан в метрополию, откуда вскоре перебрался в США. Неудача так называемой «малой войны» (вскоре после заключения Санхонского мира не согласные с его условиями мамби попытались продолжить войну за независимость. «Малая война» началась в 1880 г. и продолжалась несколько месяцев), помогла Марти сделать вывод о том, что борьба за независимость Кубы должна быть всенародной и иметь конкретную широкую программу политических, социальных и экономических преобразований.

 

Удивительное сочетание в одном человеке борца, политического деятеля, мыслителя и поэта поражает. Литературное наследие Марти огромно. Это и сборники стихов, и проза, и критические статьи. Произведения Марти глубоко национальны, являясь в то же время органическим синтезом лучших традиций латиноамериканской литературы. Все грани личности Марти, сливаясь в гениальной простоте, гармонии, подчинены главной цели его жизни — борьбе за независимость Кубы и счастье всей Латинской Америки, которую Марти воспринимает как одну большую родину.

 

В 1882 г. от поэта уходит жена, дочь богатого кубинца, никогда не понимавшая, что за человек был ее муж, и уводит с собой горячо им любимого маленького сына. Тоска по сыну вылилась в прекрасные стихи, которые Марти начал писать в Венесуэле, куда он уехал после отъезда семьи. «Мой рыцарь, мой принц» — так называет поэт своего маленького сына. А в стихотворении «Благоухающие руки» Марти говорит, что самые прекрасные руки — руки любимой — ничто по сравнению с маленькими ручками его сына, которые он любит больше всего на свете. Эти стихи вошли в сборник «Исмаэлильо», изданный в Нью-Йорке в 1882 г. Здесь Марти выступает уже как подлинный реалист.

 

В 80-е годы Марти очень плодотворно занимается журналистской деятельностью, становится корреспондентом нескольких латиноамериканских газет. Живя в Нью-Йорке, Марти знакомится с прогрессивными писателями США. Уолту Уитмену он посвящает восторженную статью в одной из нью-йоркских газет.

 

Марти интересовался и Россией. В 1880 г., когда в Москве открыли памятник Пушкину, он написал статью «Пушкин». Марти были хорошо известны имена Тургенева, Белинского, Островского, Достоевского, «гениального романиста со взором орла и сердцем голубя». Эстетические принципы Марти четко выражают понимание добра как основополагающей категории жизни, а зла как преходящей категории. И педагогические идеи Марти основаны именно на этих принципах. Марти придавал огромное значение правильному воспитанию и образованию детей, считая, что высокие нравственные идеалы надо прививать людям с самого раннего возраста. Хосе Марти много писал для детей. Он издавал специальный детский журнал «Золотой возраст», в котором на доступном для детей языке говорил о любви к свободе, о чести, о верности.

 

В стихах этого периода Марти воспевает людей труда. Эти стихи — яркие образцы гражданской поэзии, как и стихи, составившие сборник «Цветы изгнания», вышедшем в 1887 г. В этом сборнике есть маленькое четверостишие, сочетающее совершенство формы с глубиной содержания:

 

Вы не завянете, фиалки полевые!..
Изгнанник, получил я вас в суровый час.
Вернули родину вы мне, цветы простые,
И память никогда засохнуть вам не даст!

 

Работе над формой Марти уделял большое внимание. В 1890 г. он опубликовал сборник под названием «Простые стихи», куда вошли произведения, являющиеся лучшими образцами поэзии испанского языка. Самые прекрасные человеческие чувства противопоставлены здесь злу, рабству и эксплуатации. В этот сборник вошли прекрасное стихотворение «Там, где зори вечерние алы», стихотворение «О тиране», в котором Марти говорит о рыцарстве в высшем смысле этого слова, стихотворение-протест против капиталистического города («Ненавижу я шумный город»), в котором поэт воспевает красоту свободной природы гор, столь близкой характеру борца за независимость.

 

Латиноамериканские критики называют Марти предтечей модернизма в испаноамериканских литературах. И «...частично они ошибаются, — писал в 1927 году Рауль Роа — Предтеча в том смысле, что он любил раскованность искусства, новую идеологию, эстетическую свободу. Но он был совершенным антимодернистом в выборе тем. Темы его произведений отличались от тем Касаля и Дарио, которые оказались запертыми в Бастилии субъективизма. Стихи Марти не отражают фальшивых поз или надуманного страдания. Они рождены большими потрясениями или большими надеждами».

 

В начале 90-х годов Марти начинает работать над организацией Кубинской революционной партии, которая была создана в 1892 г. под его руководством. Основным ядром Кубинской революционной партии были кружки рабочих-эмигрантов, оказавшие большое влияние «на формирование важных аспектов учения Марти». Рабочий класс на Кубе еще только зарождался, но с 80-х годов в стране существовали рабочие марксистские кружки. На Кубе начинался новый этап вооруженной борьбы за национальную независимость. И Хосе Марти, будучи организатором и руководителем новой освободительной войны, «главное внимание уделял объединению всех классов и слоев общества, заинтересованных в национальном освобождении». Одним из близких помощников Марти по созданию партии был рабочий Карлос Балиньо, который вместе с Хулио Антонио Мелья основал в 1925 г. Коммунистическую партию Кубы. Все эти годы Марти вел огромную работу в рядах Кубинской революционной партии по подготовке освободительной войны. Основные задачи Кубинской революционной партии Марти сформулировал в статье «Деятельность эмиграции», а задачи освободительной войны изложил в статье «Революционная партия — Кубе», опубликованной в 1893 г. на страницах газеты «Патриа», органе Кубинской революционной партии. Для литературной работы времени у Марти почти не оставалось, и все же в 1893 г. он выпускает антологию «Поэты войны», куда вошли стихи поэтов-мамби, участников войны за независимость 1868 г. Немедленно откликаясь на все важнейшие события своего времени, Марти с глубокой проникновенностью писал о смерти Маркса: «Карл Маркс умер. Он заслуживает почестей, поскольку встал на сторону слабых... Интернационал — его творение, и воздать ему почести идут люди разных наций...»

 

В начале 1895 г. Марти приехал в городок Монтекристи на острове Санто-Доминго к генералу Максимо Гомесу, и 25 марта ими был подписан манифест, получивший название «Манифест Монтекристи», в котором были определены основные задачи борьбы. Вскоре Марти и Максимо Гомес отплыли на Кубу, где они присоединились к сражающемуся отряду Антонио Масео. 19 мая 1895 г. Хосе Марти пал смертью героя под Дос Риос. Перед смертью он начал письмо к своему другу Мануэлю Меркадо (оно осталось незаконченным). «Есть народы (к ним относятся и наши народы), — писал Марти — кровно заинтересованные в том, чтобы чужестранные империалисты не договорились с испанцами и не проложили через Кубу путь аннексии стран Нашей Америки... Этот путь следует преградить во что бы то ни стало, и мы, кубинцы, загораживаем его своей грудью... Испания несомненно предпочтет столковаться с Соединенными Штатами, чем отдать Кубу кубинцам».

 

Смерть Марти была огромной утратой для Кубы и всей Латинской Америки, но борьба за независимость Кубы продолжалась. Пророческими оказались слова Хосе Марти о необходимости борьбы в Латинской Америке за вторую независимость. Идеи Хосе Марти находили отклик у последующих поколений борцов за свободу и независимость Кубы. Когда в 1953 г., в год столетия со дня рождения Марти, на допросе после нападения на казарму Монкада, Фиделя Кастро спросили, кто является вдохновителем нападения, он ответил: «Единственный вдохновитель — Хосе Марти!» В 1959 г. на Кубе победила революция, в результате которой вот уже 20 лет кубинский народ идет дорогой социализма. И два важнейших документа, отразивших начало новой эпохи на Латиноамериканском континенте – Первая и Вторая Гаванские Декларации – начинаются именем Марти.

 

Поэзия Хосе Марти жива, как и его идеи. Многие стихи поэта превратились в народные песни, музыкальные десимы, так прекрасно отражающие душу народа, давшего миру этого гения.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал




Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

7,516,370 уникальных посетителей