Хосе Марти (1853—1895)
В 1868 г. школьный рукописный журнал «Эль сибоней» опубликовал стихотворение «10 октября». Этим стихотворением ученик колледжа Сан-Пабло, пятнадцатилетний Хосе Марти приветствовал мятежных мамби, начавших первую в истории Кубы войну за независимость. «Сбылась моя мечта, — писал он, — воспрянул мой народ!» А 23 января 1869 г. газета «Патриа либре» в единственном увидевшем свет номере напечатала стихотворную драму «Абдала». Ее автором тоже был Хосе Марти. Главная тема драмы — борьба с иноземными поработителями. «И что мне смерть, — отечество я спас!» — восклицает романтический герой драмы.
Со времен Хосе Марти диа в кубинской поэзии не звучал с такой силой призыв к борьбе за свободу родины, и этой борьбе посвятил Марти свою жизнь и свое творчество.
Хосе Хулиан Марти-и-Перес родился 28 января 1853 г. в Гаване, в маленькой квартирке дома № 41 на улице Паула. Отец его, дон Мариано Марти-и-Наварро, был отставным лейтенантом артиллерии. В 1862 г. дону Мариано удалось получить должность капитана де партидо (должность колониального чиновника, совмещавшая в себе полицейские и административные обязанности) в приморском округе Анабана, куда девятилетний Хосе уехал вместе с отцом. Там мальчик впервые столкнулся с ужасами рабства, вызвавшими в его душе гневный протест. Вспоминая свои детские впечатления, Марти писал:
Нет, мальчику не позабыть, Как он в слезах любви и боли Над трупом клялся отомстить За тех, кто жизнь влачит в неволе.
Перевод В. Столбова
Читать и писать будущий поэт научился в одной из гаванских школ для бедных, а в 1865 г. Хосе становится учеником Муниципального мужского училища, директором которого был Рафаэль Мария Мендиве, поэт и прогрессивный общественный деятель того времени, оказавший огромное влияние на формирование личности и политических идеалов своего талантливого ученика. В 1867 г. Марти, закончив с отличием Муниципальное училище, становится учеником колледжа Сан-Пабло, принадлежавшего Мендиве.
Начавшаяся в 1868 г. война за независимость охватывала все новые районы Кубы. В 1869 г. в городке Гуайамаро состоялась ассамблея представителей восставших, которая поддержала Игнасио Аграмонте, замечательного демократа, и проголосовала за кубинскую конституцию, которая должна была обеспечить кубинцам право самим руководить своей страной. Позднее Хосе Марти, бережно относившийся к героям и традициям войны за независимость 1868 г., напишет свой прекрасный очерк «Воспоминания о войне», в котором расскажет об Игнасио Аграмонте. Тогда же испанские власти формально объявили о свободе слова на острове, и патриоты воспользовались этим, чтобы во весь голос заговорить о самых насущных проблемах жизни кубинского общества, и прежде всего о борьбе за независимость. Однако на деле метрополия жестоко преследовала любое проявление свободолюбия, и после опубликования Марти в январе 1869 г. трагедии «Абдала» испанские власти немедленно взяли на заметку молодого поэта. 4 октября 1869 г., придравшись к незначительному поводу, его арестовали. Военный трибунал приговорил Марти к шести годам каторжных работ. Сначала его поместили в политическую тюрьму Сан-Лазаро, где он работал в каменоломнях, затем на некоторое время перевели на остров Пинос, а потом в крепость Ла Кабанья. В конце концов друзьям поэта удалось добиться, чтобы каторжные работы были заменены ссылкой в Испанию. Вскоре после приезда туда Марти опубликовал очерк «Политическая тюрьма на Кубе», в котором с болью и возмущением рассказал о бесчеловечных издевательствах над людьми, попавшими туда. В Мадриде Марти становится студентом сразу двух факультетов — юридического и литературно-философского.
Марти всегда живо откликался на все события, происходившие на его родине. Когда 27 ноября 1871 г. в Гаване испанские власти расстреляли по ложному обвинению восьмерых студентов-медиков Гаванского университета, он организовал в Мадриде движение протеста.p>
В 1873 г. в Испании была провозглашена буржуазная республика. В своих статьях этого периода, таких, как «Испанская республика и кубинская революция» и «Решение», Марти призывал испанскую республику предоставить Кубе независимость. Но испанская буржуазия не пожелала отказаться от богатой колонии, и Марти ясно понял, что независимость кубинский народ может получить только путем борьбы. Вскоре он заканчивает свое образование и уезжает в Мексику, где активно сотрудничает в газете «Ревиста универсаль», отстаивая в своих статьях демократические завоевания мексиканского народа. Марти выступает и как театральный и литературный критик, придавая огромное значение развитию латиноамериканского театра и национальной латиноамериканской литературы.
В 1876 г. Марти уезжает из Мексики в Гватемалу, где очень быстро становится неугоден президенту Барриосу, так как в своей работе «Гватемала» Марти с восхищением писал о народе этой страны, разоблачал миф о расовой неполноценности индейцев, которых Барриос, придя к власти, закрепостил еще больше.
В 1878 г. закончилась десятилетняя война, которую с таким успехом вели мамби под руководством генералов Антонио Масео, Максимо Гомеса и других талантливых полководцев. После заключения Санхонского мира Марти, как и многие другие политические эмигранты, вернулся на родину. Испанская администрация, боясь свободолюбивых настроений Марти, запретила ему заниматься преподавательской деятельностью, но он был теперь известным поэтом, и власти не могли расправиться с ним, как в 1869 г. Либеральные богатые кубинцы хотели бы иметь в своем кругу этого необыкновенного человека, но Марти было с ними не по пути. Он звал к борьбе и поэтому был опасен для кубинских либералов. Позднее Марти с необыкновенной политической прозорливостью предопределил, что именно люди подобного рода толкнут Кубу в лапы США. Он писал: «Эти люди, поддерживаемые теми, кто хотел бы воспользоваться благами свободы, не оплатив их кровью, горячие сторонники аннексии Кубы Соединенными Штатами».
В октябре 1878 г. в Нью-Йорке был создан Кубинский революционный комитет. Хосе Марти становится делегатом этого Комитета на Кубе и председателем революционной хунты в Гаване. Испанские власти обнаружили следы этой организации, и Марти снова был арестован и выслан в метрополию, откуда вскоре перебрался в США. Неудача так называемой «малой войны» (вскоре после заключения Санхонского мира не согласные с его условиями мамби попытались продолжить войну за независимость. «Малая война» началась в 1880 г. и продолжалась несколько месяцев), помогла Марти сделать вывод о том, что борьба за независимость Кубы должна быть всенародной и иметь конкретную широкую программу политических, социальных и экономических преобразований.
Удивительное сочетание в одном человеке борца, политического деятеля, мыслителя и поэта поражает. Литературное наследие Марти огромно. Это и сборники стихов, и проза, и критические статьи. Произведения Марти глубоко национальны, являясь в то же время органическим синтезом лучших традиций латиноамериканской литературы. Все грани личности Марти, сливаясь в гениальной простоте, гармонии, подчинены главной цели его жизни — борьбе за независимость Кубы и счастье всей Латинской Америки, которую Марти воспринимает как одну большую родину.
В 1882 г. от поэта уходит жена, дочь богатого кубинца, никогда не понимавшая, что за человек был ее муж, и уводит с собой горячо им любимого маленького сына. Тоска по сыну вылилась в прекрасные стихи, которые Марти начал писать в Венесуэле, куда он уехал после отъезда семьи. «Мой рыцарь, мой принц» — так называет поэт своего маленького сына. А в стихотворении «Благоухающие руки» Марти говорит, что самые прекрасные руки — руки любимой — ничто по сравнению с маленькими ручками его сына, которые он любит больше всего на свете. Эти стихи вошли в сборник «Исмаэлильо», изданный в Нью-Йорке в 1882 г. Здесь Марти выступает уже как подлинный реалист.
В 80-е годы Марти очень плодотворно занимается журналистской деятельностью, становится корреспондентом нескольких латиноамериканских газет. Живя в Нью-Йорке, Марти знакомится с прогрессивными писателями США. Уолту Уитмену он посвящает восторженную статью в одной из нью-йоркских газет.
Марти интересовался и Россией. В 1880 г., когда в Москве открыли памятник Пушкину, он написал статью «Пушкин». Марти были хорошо известны имена Тургенева, Белинского, Островского, Достоевского, «гениального романиста со взором орла и сердцем голубя». Эстетические принципы Марти четко выражают понимание добра как основополагающей категории жизни, а зла как преходящей категории. И педагогические идеи Марти основаны именно на этих принципах. Марти придавал огромное значение правильному воспитанию и образованию детей, считая, что высокие нравственные идеалы надо прививать людям с самого раннего возраста. Хосе Марти много писал для детей. Он издавал специальный детский журнал «Золотой возраст», в котором на доступном для детей языке говорил о любви к свободе, о чести, о верности.
В стихах этого периода Марти воспевает людей труда. Эти стихи — яркие образцы гражданской поэзии, как и стихи, составившие сборник «Цветы изгнания», вышедшем в 1887 г. В этом сборнике есть маленькое четверостишие, сочетающее совершенство формы с глубиной содержания:
Вы не завянете, фиалки полевые!.. Изгнанник, получил я вас в суровый час. Вернули родину вы мне, цветы простые, И память никогда засохнуть вам не даст!
Работе над формой Марти уделял большое внимание. В 1890 г. он опубликовал сборник под названием «Простые стихи», куда вошли произведения, являющиеся лучшими образцами поэзии испанского языка. Самые прекрасные человеческие чувства противопоставлены здесь злу, рабству и эксплуатации. В этот сборник вошли прекрасное стихотворение «Там, где зори вечерние алы», стихотворение «О тиране», в котором Марти говорит о рыцарстве в высшем смысле этого слова, стихотворение-протест против капиталистического города («Ненавижу я шумный город»), в котором поэт воспевает красоту свободной природы гор, столь близкой характеру борца за независимость.
Латиноамериканские критики называют Марти предтечей модернизма в испаноамериканских литературах. И «...частично они ошибаются, — писал в 1927 году Рауль Роа — Предтеча в том смысле, что он любил раскованность искусства, новую идеологию, эстетическую свободу. Но он был совершенным антимодернистом в выборе тем. Темы его произведений отличались от тем Касаля и Дарио, которые оказались запертыми в Бастилии субъективизма. Стихи Марти не отражают фальшивых поз или надуманного страдания. Они рождены большими потрясениями или большими надеждами».
В начале 90-х годов Марти начинает работать над организацией Кубинской революционной партии, которая была создана в 1892 г. под его руководством. Основным ядром Кубинской революционной партии были кружки рабочих-эмигрантов, оказавшие большое влияние «на формирование важных аспектов учения Марти». Рабочий класс на Кубе еще только зарождался, но с 80-х годов в стране существовали рабочие марксистские кружки. На Кубе начинался новый этап вооруженной борьбы за национальную независимость. И Хосе Марти, будучи организатором и руководителем новой освободительной войны, «главное внимание уделял объединению всех классов и слоев общества, заинтересованных в национальном освобождении». Одним из близких помощников Марти по созданию партии был рабочий Карлос Балиньо, который вместе с Хулио Антонио Мелья основал в 1925 г. Коммунистическую партию Кубы. Все эти годы Марти вел огромную работу в рядах Кубинской революционной партии по подготовке освободительной войны. Основные задачи Кубинской революционной партии Марти сформулировал в статье «Деятельность эмиграции», а задачи освободительной войны изложил в статье «Революционная партия — Кубе», опубликованной в 1893 г. на страницах газеты «Патриа», органе Кубинской революционной партии. Для литературной работы времени у Марти почти не оставалось, и все же в 1893 г. он выпускает антологию «Поэты войны», куда вошли стихи поэтов-мамби, участников войны за независимость 1868 г. Немедленно откликаясь на все важнейшие события своего времени, Марти с глубокой проникновенностью писал о смерти Маркса: «Карл Маркс умер. Он заслуживает почестей, поскольку встал на сторону слабых... Интернационал — его творение, и воздать ему почести идут люди разных наций...»
В начале 1895 г. Марти приехал в городок Монтекристи на острове Санто-Доминго к генералу Максимо Гомесу, и 25 марта ими был подписан манифест, получивший название «Манифест Монтекристи», в котором были определены основные задачи борьбы. Вскоре Марти и Максимо Гомес отплыли на Кубу, где они присоединились к сражающемуся отряду Антонио Масео. 19 мая 1895 г. Хосе Марти пал смертью героя под Дос Риос. Перед смертью он начал письмо к своему другу Мануэлю Меркадо (оно осталось незаконченным). «Есть народы (к ним относятся и наши народы), — писал Марти — кровно заинтересованные в том, чтобы чужестранные империалисты не договорились с испанцами и не проложили через Кубу путь аннексии стран Нашей Америки... Этот путь следует преградить во что бы то ни стало, и мы, кубинцы, загораживаем его своей грудью... Испания несомненно предпочтет столковаться с Соединенными Штатами, чем отдать Кубу кубинцам».
Смерть Марти была огромной утратой для Кубы и всей Латинской Америки, но борьба за независимость Кубы продолжалась. Пророческими оказались слова Хосе Марти о необходимости борьбы в Латинской Америке за вторую независимость. Идеи Хосе Марти находили отклик у последующих поколений борцов за свободу и независимость Кубы. Когда в 1953 г., в год столетия со дня рождения Марти, на допросе после нападения на казарму Монкада, Фиделя Кастро спросили, кто является вдохновителем нападения, он ответил: «Единственный вдохновитель — Хосе Марти!» В 1959 г. на Кубе победила революция, в результате которой вот уже 20 лет кубинский народ идет дорогой социализма. И два важнейших документа, отразивших начало новой эпохи на Латиноамериканском континенте – Первая и Вторая Гаванские Декларации – начинаются именем Марти.
Поэзия Хосе Марти жива, как и его идеи. Многие стихи поэта превратились в народные песни, музыкальные десимы, так прекрасно отражающие душу народа, давшего миру этого гения. |