October 13 2024 23:43:48
Навигация
Последние статьи
· Оперативная и боевая...
· Проблема распростран...
· Информационная систе...
· Обеспечение военных ...
· Армейская мода США, ...
· Фильмы-катастрофы: М...
· Mixer Money - ликбез...
· О вреде курения
· Авиация: конструкцио...
· Лабораторные мыши - ...
· ВВС Норвегии
· Танковый батальон США
· Упражнения - гимнаст...
· Зал был почти пуст
· …Думал я прежде о долге
Иерархия статей
Статьи » Приборы и инструменты » Маятниковый угломер 3УРИ-М обзор, разборка и ремонт
Маятниковый угломер 3УРИ-М обзор, разборка и ремонт

Маятниковый угломер 3УРИ-М обзор, разборка и ремонт

 

В этой статье мы рассмотрим угломер маятниковый типа 3УРИ-М, проведем его полную разборку, опишем все виды его неисправностей и расскажем о методике ремонта.


+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!

 

Пояснение: этот прибор еще могут называть инклинометр, в которых точно так же используется приборная рамка, отвес и шкала типа буссоль.

 

Внешний вид...

 

Угломер поставляется в пластмассовом футляре, с поролоновой прокладкой, в комплекте идет Паспорт изделия. Я буду описывать экземпляр, изготовленный в 1985 году Кировским инструментальным заводом "Красный инструментальщик" Имени 60-летия Союза ССР. Этот завод и сегодня их производит. Угломер совершенно рабочий и поверенный. Чтобы не было путаницы в названии 3УРИ-М, или как сейчас пишут с пробелом 3 УРИ-М, впереди стоит цифра "З", а не буква "З".

 

Этот тип угломеров был массовым в СССР, поставлялся во все страны соцлагеря, в развивающиеся и в капиталистические страны (насколько мне известно их покупала Япония, Германия, Франция, Италия, Финляндия).

 


 

3УРИ-М маятниковый угломер, СССР - обзор

 

Угломер представляет собой корпус с круговой шкалой, с измерительной линейкой, размерами 100 х 90 х 20 мм, весом примерно 180 грамм. Шкала 360 градусная, но разметка на ней по 90°, по внутреннему кругу идет дублирующая шкала красным цветом - для вертикальных измерений. Цена деления - 1°. Вверху прибора расположена кнопка арретира, или тормозная - она предназначена для разблокировки и последующего фиксирования стрелки. Линейка внизу стальная, хромированная, со скосом и тремя полукружными вырезами разного диаметра. Измерительная поверхность линейки имеет радиус.

 

3УРИ-М советский маятниковый угломер, описание

 

Обратная сторона устройства: здесь посередине выбит серийный номер, и шляпки винтов...

 

Угломер 3УРИ-М прост в использовании, надежный и редко ломается. К числу наиболее распространенных дефектов относятся: повреждение или выработка измерительной поверхности линейки; намагничивание линейки; повреждение стрелки, в т.ч. слабая посадка на ось; заедания и низкая чувствительность; заклинивание арретира; физические повреждения корпуса, линейки, циферблата и т.д.

 

Система планово-предупредительного ремонта позволяет держать СИ в надлежащем состоянии, без капитального ремонта. Тем не менее, если он требуется, проводится полный цикл ремонта и профилактики.

 

Вначале, согласно методике поверки, инструмент проверяется, выявляется погрешность или дефект. Мастер ремонтник проводит внешний осмотр. Далее проводиться разборка инструмента.

 

Разборка угломера

 

Для этого выкручиваем три винта на задней части - сверху, возле арретира, и два ниже по кругу - они расположены чуть выше 3-х таких же винтов, которые крепят линейку. Два больших винта пока не трогаем.

 

3УРИ-М разбираем маятниковый угломер 1980 года

 

Снимаем переднюю часть корпуса. Эта часть алюминиевая, здесь можно поменять защитное оргстекло - оно выпуклое, но можно клеить и плоское. Можно отремонтировать арретир - верхняя втулка выкручивается, сама кнопка имеет свободный ход, ограничитель - разрезное кольцо с краю.

 

3УРИ-М разборка и ремонт маятникового угломера

 

Обратная сторона. Здесь механизм закрыт циферблатом. Его необходимо снять. Для этого прежде убираем стрелку - либо с помощью специального приспособления, либо с помощью подкладки и кусачек (осторожно, не откусите ось триба!). Затем выкручиваем еще 3 винта и убираем циферблат.

 

3УРИ-М циферблат угломера, СССР, КИ

 

Это толстый стальной диск. На нем могут быть такие повреждения, как коррозия, отслоение краски... Если есть возможность, в таких случаях циферблат меняется, если нет - коррозия счищается, циферблат вручную реставрируется. Тонкая, почти ювелирная работа.

 

3УРИ-М устройство и принцип работы маятникового угломера

 

Теперь мы можем видеть часть механизма... И можем провести некоторые работы, и разборку на этом закончить. Здесь мы можем уже промыть механизм в бензине и заново смазать, отрегулировать винты на направляющих арретира, заменить или подтянуть на них пружинки. Так мы можем отремонтировать заедания хода маятника, из-за загрязнения. Тугой ход и нечувствительность. Неудовлетворительную работу арретира.

 

3УРИ-М механизм маятникового угломера, ремонт

 

Продолжаем разборку. Выкручиваем два винта на направляющей арретира, снимаем со стальных стержней пружинки. На обратной стороне корпуса выкручиваем два больших винта - механизм снимается.

 

3УРИ-М маятниковый угломер, механизм, методика ремонта

 

Механизм снят. Оставшиеся элементы расположены между двумя толстыми латунными пластинами. Они стянуты также 3-мя винтами. Выкручиваем и их.

 

3УРИ-М полная разборка советского маятникового угломера

 

Ну, вот собственно говоря, и весь нехитрый механизм... Стальная ось, с тяжелым маятником и диском. В двух латунных пластинах закреплены два искусственных рубина с отверстиями, в них вращается ось. Маятник согласно тяготению Земли стремится принять нижнее положение, поворачивает ось, на трибе которой закреплена стрелка. Она показывает соответствующие значения на жестко закрепленной шкале циферблата. В обычном состоянии планка тормоза, притянутая двумя винтами, давит на диск на оси и этим фиксирует его положение. При нажатии на арретир, планка отходит и высвобождает диск - механизм разблокирован.

 

Ремонт угломера

 

Ломаться здесь почти нечему. Бывает износ оси маятника, его надо менять, если нечем, можно использовать наращивание слоя металла в гальванической ванне. Разрушившиеся камни меняются другими... если их нет, можно использовать выточенные из бронзы выставки с отверстиями - их впрессовывают вместо камней... Ржавчина чистится, или пескоструится, где можно. Пружины на рамке тормоза меняются или подтягиваются.

 

3УРИ-М доводка линейки на маятниковом угломере

 

Осталась задняя крышка с линейкой. Задняя крышка алюминиевая и никакого ремонта не требует. Линейка, если имеет физические повреждения, может быть заменена на другую. Ее можно открутить и почистить вулканитовым кругом - вручную, вдоль штрихов заводской шлифовки. Доводку выработанной измерительной поверхности можно проводить и не откручивая ее от корпуса (и даже не разбирая сам угломер).

 

Вначале необходимо провести размагничивание линейки дросселем. Затем мелким бруском, например арканзасом, снимаем все забоины. Особенно надо обратить внимание на острые углы - они чаще других повреждаются. Их правим на алмазном мелком бруске. Затем проводим притирку линейки на доводочной плите, используя мелкозернистый порошок электрокорунд белый или же тонкую алмазную пасту. Движения по плите с легким равномерным нажимом: сперва круговые или овальные, с одновременным покачиванием линейки - для соблюдения радиуса. Затем ровные возвратно-поступательные движения, тоже с покачиванием. Доводка легкая и быстрая. Допуск прямолинейности по всей длине составляет 0,005 мм.

 

Проводим сборку, смазку. Устанавливаем циферблат. Теперь нам нужно выставить правильно стрелку - это единственный способ юстировки данного прибора. Естественно, стрелку проверяем на прямолинейность, и на ровность хода - она не должна задевать за шкалу, ее высота над циферблатом в любой точке должна составлять не более 0,5 мм.

 

Нам нужна эталонная поверочная уровнемерная установка. На практике, нам достаточно иметь хорошую поверочную гранитную плиту, которая установлена на надежный фундамент, и заранее выставлена в горизонт точным уровнем. Ставим на нее угломер, нажимаем на рамку арретира, ждем когда стабилизируется маятник, отпускаем арретир. Теперь устанавливаем стрелку на нулевое значение, стрелку можно садить на клей или нитрокраску. Операция тонкая, поэтому ее надо выполнять тщательно.

 

Когда стрелка надежно насажена на триб, проверяем работу угломера (опять же по методике поверки).

 

На этом ремонт и заканчивается. Учитывая достаточно большие допуски и цену деления, а также расчетный срок службы этого угломера в 5 лет, задача несложная.

 

- Здесь можно скачать паспорт или руководство по эксплуатации на угломер 3УРИ-М

 

 

Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru

2019 г.

Комментарии
643 #1 Zvezda-T
February 16 2020 04:51:25
Мужик один знакомый этот прибор использовал, когда ремонтами квартир я занимался...
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Ох уж эти игры - прямо...
Статьи
Просто вы в настройках...
Такой вопрос имеется: ...
К сожалению много их о...
Мой отзыв: плохая водк...
Есть недостаток! Здесь...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
14,982,202 уникальных посетителей