Ходоки у Ленина
В это тяжелое время, в феврале 1921 г., я получил телеграмму, подписанную Предсовнаркома Лениным и наркомпродом Цюрупой. В этой телеграмме мне как председателю Уфимского губисполкома предлагалось направить в Москву, в Кремль, для беседы с товарищем Лениным по вопросам о нуждах крестьянского хозяйства крестьян селения Бекетово, Булгаковской волости, Уфимского уезда, граждан Шапошникова и двух Кондровых. В телеграмме указывались не только фамилии, но и имена и отчества крестьян. Мне вменялось в обязанность хорошо снабдить командируемых продовольствием на весь путь туда и обратно, обеспечить их толковым и надежным проводником и вообще принять все меры к тому, чтобы крестьяне с наибольшими удобствами могли доехать до Москвы и возвратиться обратно.
Получив такое поручение, я спешно вызвал указанных крестьян в Уфу. Вскоре они приехали и явились ко мне. По их встревоженным и настороженным лицам я понял, что они обеспокоены этим вызовом: не кроется ли здесь какой-либо каверзы по линии разверстки? Но когда я подробно объяснил крестьянам суть дела, они успокоились и с видимым удовольствием согласились поехать в Москву. Интересно здесь отметить, что по социальному положению они оказались представителями разных групп деревни: один из них был бедняком, другой - середняком, а третий - зажиточным. Впоследствии выяснилось, что этих крестьян еще раньше лично знал Александр Дмитриевич Цюрупа, в бытность свою на работе в Уфимской губернии. Он, очевидно, и порекомендовал их Ленину. Я в точности выполнил указания Владимира Ильича я отправил крестьян в Москву, пожелав им счастливого пути.
В конце марта крестьяне благополучно вернулись в Уфу и поделились со мною своими впечатлениями. Поездкой они были довольны, особенно бедняк и середняк. Они никак не ожидали того теплого и радушного приема, который им оказали в Кремле.
- ...Ну, как, товарищи-крестьяне, довольны ли вы Советской властью? Землю вы от нее получили? - спросил Ленин.
- Землю помещичью мы получили, Владимир Ильич, за это большое спасибо Советской власти. Советская власть - неплохая власть, народная. Да вот только...
Тут крестьяне на миг замялись, и Ленин, видя это, спросил:
- Ну, так в чем дело?
- Разверстка очень тяжелая, Владимир Ильич. Невмоготу она нам, крестьянам,- собравшись с духом, ответили гости Ленину.
- А что бы вы хотели? - спросил Владимир Ильич. Тогда один из крестьян, зажиточный, сказал:
- Нельзя ли, Владимир Ильич, разверстку совсем отменить, а заместо нее ввести свободную торговлю, как было раньше? Большое бы тогда облегчение было для крестьянства.
Владимир Ильич ответил:
- Разверстку отменить можно и даже нужно. А вот свободную торговлю допустить никак нельзя. Это значило бы вернуться к капитализму.
*** |