152-мм гаубица Д-1 обр. 1943 г. индекс ГАУ — 52-Г-536А. СССР
История и производство
В конце 1942 года начале 1943 года в КБ завода № 9 под руководством Петрова был разработан проект наложения ствола с баллистикой М-10 на лафет 122-мм гаубицы М-30. При посещении завода № 9 Петров сообщил Устинову данные расчетов. 13 апреля 1943 года Петров был извещен Устиновым по телефону о решении ГКО по поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.
В мае 1943 года испытания были закончены, и без существенных замечаний гаубица Д-1 была принята на вооружение постановлением ГКО от 8 августа 1943 года. Валовое производство Д-1 было начато через полтора месяца.
5 мая 1943 года две гаубицы Д-1 поступили на Гороховецкий полигон для проведения полигонных испытаний. Опытные образцы имели небольшие различия в противооткатных устройствах. Первый образец уже был отстрелян на заводе.
Полигонные испытания провели в экстренном порядке за два дня (5 и 6 мая). Всего было сделано 1217 выстрелов. Скорострельность как с исправлением, так и без исправления наводки оказалась 34 выстрела в минуту.
Уже 7 мая полигон выдал отчет, что по устранению неполадок гаубица Д-1 может быть рекомендована к принятию на вооружение.
Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года Д-1 была принята на вооружение под названием «152-мм гаубица обр. 1943 г.» Валовое производство ее было начато через 1,5 месяца на заводе № 9. Этот завод был единственным изготовителем Д-1. Производство ее велось с 1943 года по 1949 года включительно.
Устройство гаубицы.
Стол гаубицы Д-1 был одинаков с М-10. Единственное отличие был введен двухкамерный дульный тормоз ДТ-3. Лафет практически одинаков со 122-мм гаубицей М-30.
Станины орудий первых выпусков были полностью клепаные, у орудий поздних выпусков корпуса станин сварные.
Гаубицы Д-1 поздних выпусков имели катки для перекатывания их вручную. Штырь катка вставлялся в отверстие шворневой балки. На походе каток перевозился в кузове тягача.
Колеса гаубицы КПМ-Ч16 с шинами ГК 1250 200.
При стрельбе на мягком грунте необходимо под колесами делать настил. При стрельбе под углами возвышения свыше 37 вырывается ровик между станинами. В исключительных случаях возможна стрельба при не раздвинутых станинах. При этом угол обстрела по горизонтали составляет 1,5. Во всех случаях при стрельбе под сошниками закрепляются деревянные брусья.
Орудийного передка нет. Для буксировки использовались АТ-Л, «Урал-375» или МТ-Л.
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
Боекомплект и баллистика.
Для стрельбы из 152-мм гаубиц Д-1 и М-10 применялись заряды Ж-536 и Ж-13. Баллистические данные для них одинаковы. Полный переменный заряд Ж-536 состоял из основного пакета (ОП), 4-х нижних равновесных пучков (Н) и 4-х верхних равновесных пучков (В). Полный переменный заряд Ж-13 состоял из ОП, 2-х нижних равновесных пучков и 4-х верхних равновесных пучков.
От Претич. Принятие на вооружение гаубицы Д-1 было обусловлено началом наступательных действий Краской армии, когда особенно актуальными стало преодоление хорошо укрепленных линий обороны противника. Несмотря на то, что гаубица получилась весьма удачной, за годы войны в 1943, 1944 и 1945 годах их было произведено сравнительно немного - чуть более 1000 штук. Причиной этого стала крайняя загруженность Свердловского завода №9, где она и производилась.
Гаубица Д-1 производилась с 1943 по 1949 год, всего было изготовлено 2827 единиц.
Принятая на вооружение в 1943 году гаубица Д-1 применялась не только во время Великой Отечественной войны и для разгрома Квантунской армии, она долго состояла на вооружении Советской армии, сейчас на складах МО РФ хранится 700 законсервированных гаубиц Д-1. Гаубица поставлялась в страны Варшавского договора, в дружественные страны. Принимала активное участие во всех войнах и локальных конфликтах вплоть до сегодняшнего дня. Гаубица Д-1 состоит на вооружении ряда стран.
Гаубиц Д-1 было произведено сравнительно немного, но они очень хорошо себя показали. Кроме того, КНР производили точную копию гаубицы Д-1 в неизвестных количествах... и неизвестного качества.
Дмитрий Барсуков (c) 2002 |