Тихий DOOM...
(первые впечатления от недавней премьеры фильма Бондарчука «Тихий Дон» на канале ОРТ)
Первые же кадры, вернее рекламные кусочки-аносы фильма еще до показа во многом предварили определенное суждение об этом фильме. И вот его запустили, щедро разбавляя рекламою памперсов, сникерсов и тапмаксов… Что же, кому-как, но по мне – гармонично с самой кинолентой.
Вас что-нибудь удивило в этом «Тихом Доне», меня нет. Разочаровало же практически все. Начиная от подбора и игры актеров, до операторской работы. Банально как-то, на уровне «латиноамериканского мыла». Пшик, фук или как еще лучше выразиться? И тот шум, суета, которую подняли все присутствующие возле оказалась очередной ботвой, кормовым силосом.
Да все сценки, манеры, я бы сказал замашки – очень напоминают некогда «передовое» мыло, в сознании некоторых… Некогда – это те годы, когда снимался материал фильма Бондарчуком-отцом, и тогда же, некоторые на чем свет стоит ругали советский кинематограф (за вранье и искусственность), при этом они же восхищенно лили слезы о судьбе бедняжки Изауры...
От фильма веет какой-то лубочностью (не в лучшем смысле слова). Даже само граффити названия плоть от плоти современных поточных продуктов на потребу – даже не название, а логотип «Тихий Дон» поразительно напоминает по виду дизайн всевозможных сериалишек, книжонок а-ля Маринина и Со… Герои одеты в духе официантов «а-ля казачек» в якобы русских ресторанах Америки и Европы. Особенно стремно смотрится не то шелковый, не то саржевый, в общем, гладко-блестящий почти что смокинг, пенжачёк Гришкиного папаши, который и сам-то похож скорее на загримированного еврея-ростовщика, нежели на донского казака. Просто позорно смотрятся испуганные иностранцы на наших просторах! Это, видимо, и есть плата режиссера за иностранные денежки. Как только Бондарчук на такое решился?!
С некоторых пор в определенных кругах стало считаться, что быдло – это и есть русское! Почему-то считается петь дурниной – значит и есть пение истинно по-русски! Чем баба хамовитей и похабней, тем более в ней «русской души»! Ну и изюминки. Русский мужик, мужчина должен быть ограниченным, мрачным и грубым, ну: – Хамы-ы-ы!!! Не вижу нужды доискиваться до первопричин такого искажения – они и так понятны, оглянитесь и посмотрите вверх – на определенные круги. Гораздо печальнее, что именно весь этот фальшак присутствует в подопытном фильме.
Бондарчук, не думаю, что выскажусь слишком резко, обкакался… Или его посмертно обкакали… сын и Company.
Отдельного разговора может быть и заслуживает участвующий некоторым боком (или местом) в этом фильме Никита Михалков, только желания маловато… А кратко, так кратко. Кто вы мистер Михалков? Вопрос, понимаю, глуп. Никита вошел в мир творчества благодаря и исключительно папе, и… Советской власти. Скоро и легко добился известной популярности средь одиноких, некрасивых и разведенных женщин СССР, жаждущих выдуманного «настоящего мужчины» - об «характеристиках» которого они, как ни странно, и понятия не имели… Таким заманчивым сэром его сделали посредственные сентиментальные фильмы. В новое время он подвизался в роли реформатора (?), этакого «Ельцина в кинематографе» - в результате, как и того, крах всего, что еще осталось хорошего от советского кино. Амбиции и полнейшая оторванность от страны и народа (весьма похожая на прострацию) толкнули его на съемки «Сибирского цирюльника». По мнению Никиты, он снял единственно настоящее русское кино – национальное достояние. Однако… хм.
Роль репрессированного военного в «Опаленные солнцем» достаточно убедительна, но не в том, что на этот счет замышлял автор. Из этого фильма я вывел одно, что расстреляй Сталин еще пару сотен подобных вояк, ничего бы не изменилось в худшую сторону в деле обороноспособности страны. А вот герой в исполнении Михалкова, в котором кричит именно все нудно-михалковское, доживи он до лета 1941 года, скорее всего добровольно оказался бы в рядах РОА. Рядом, а то и выше Власова. Почему-то именно так мне кажется… Как и то, что Михалков оправдывает Власова. Так именно.
Потому приторно-кошачий голосок Н. Михалкова совершенно не вяжется с общим характером романа Шолохова «Тихий Дон». Ему можно озвучивать какие-нибудь «Санты-барбары», но здесь следовало бы подобрать что-нибудь более мужественное. Более русское.
Если судить по высокопарным высказываниям все тех же, кто около, фильм, некогда недоснятый Бондарчуком-старшим, пролежав невесть сколько лет в итальянских буржуйских закромах, попал наконец-то на родину и тут-то за него взялся Потомок, Бондарчук-младший и, естественно, получился Шедевр! А то как иначе и кто б сомневался…
Правда, несмотря на всю рекламную шумиху, гомон столичного бомонда, великосветских тусовок и просто снобов, Потомок пока ничего дельного не снял… Да и как можно снимать кино с большой буквы, базируясь исключительно на манере клипоклепания (это, проще говоря, съемки рекламных роликов и музыкальных клипов на коммерческой основе)? А все нынешние как продвинутые, так и не очень режиссеры из всего многообразия операторской, комбинированной или там компьютеризированной съемки усвоили только эти приемчики. Видимо сыновья знаменитых режиссеров и актеров, в свое время и под патронажем маститых родителей много и качественно снимали именно это денежное видео. То есть, рубили капусту, бабло или как там еще у них это именуется… Оно и понятно, в конце 80 начале 90-х годов начался рекламный бум на телевиденье. Прошлые жалкие потуги дилетантов на этом поприще канули в лету, импортная реклама мало кого удовлетворяла. Нужен был отечественный, «здоровый» производитель. А где его взять-то, не в Моршанске же… А молодые и здоровые сыночки звезд отечественного кинематографа тут как тут – за ними папы-мамы, а это и площадки, и аппаратура и деньги и, в конце концов, помощь опытных мастеров! Вот они и наловчились, руку набили (наперсточники, вашу мать!). А теперь вчерашних лабухов потянуло на большее – на классику, на Олимп. А замашки-то прежние, рекламистские – шпана. Где не суть, а эффект, не мысль – крик, не художественный прием – позерство и рисовка. Гаерство.
Хрен с ними, если их и смотрят – так на безрыбье не только рак рыба… Да и смотрят-то не особенно духовно груженные, врят ли читавшие Шолохова. И вообще, читавшие ли хоть одну книгу?
Далее, совершенно непонятно, зачем Бондарчуку-старшему понадобилось снимать «Тихий Дон», когда уже есть одна превосходная, общепризнанная экранизация этого романа? Добро бы она устарела, но, увы, это не так. Добро бы, снимая римейк, режиссер был бы уверен, что его-то уж творение по всем пунктам затмит предшественника, или хотя бы откроет иные грани произведения. И этого нет. Разве что ставка на все те же «новые спецэффекты»… Но «Тихий Дон» не игровое или зрелищное произведение, оно социальное. Не просто историческое, как скажем псевдоисторические поделки Акунина, где можно масяней орать, оно философское. Ничего нового новая экранизация не принесла. Только опошление и дискредитацию (не только Бондарчука-старшего как великого режиссера, но и самого романа Шолохова). Ревизионизм в духе пошленького Голливуда…
Хорошо сосуществуют два варианта «12 стульев» – из старого советского кино. А вот современный римейк «Идиота» уже хромает, вернее, ползет на четвереньках. Новый «Золотой теленок» – профессиональная любительщина и дилетантство, как с точки зрения кинематографа, так с точки зрения рекламоделанья Это все те же искусственные «Старые-новые песни о главном», когда какой-нибудь Шура перепевает песню «За себя и за того парня», Витас – «Песню о друге» Высоцкого, а Верка Сердючка глумится, например, над «Надеждой»…
Все это не просто духовная нищета и быдлячество, это внутренняя нечистоплотность. Срубить деньжат любой ценой! Даже за счет духовного обворовывания, к слову сказать, и так оскудевшего народа.
Однако вернемся к Бондарчуку-старшему (о младшем, в общем-то, и говорить не о чем). Видимо вжившись в роль вечного «Шолоховского героя» (законного), Бондарчук не смог реально почувствовать, рассчитать ни своих сил (возраст, однако), ни вообще актуальности данного предприятия. Эта маленькая слабость его и погубила – великий режиссер закончил свое творчество полным провалом. Не закончил – судьба пыталась спасти его…
Ну, нельзя объять всего Шолохова – им надо быть, или нет. Бондарчук этого не понял. После многих удачных работ, он уже не мог довольствоваться «малым», например, съемкой фильма о трудовых буднях колхозника. Только все самое-самое! И уж заканчивать карьеру, так событием, фильмом, где уже одно название сулит «Гос. Премию» или там «Оскаров». Просто уверен, что этому фильму очень скоро натащат немало даров, хвалы и прочих безделушек. Тут не только долбаная «толерантность» - неприлично не похвалить, да и нельзя кинуть камень в огород Классика! Но и безрыбье.
Однако они же и забудут. Как соответствующий голливудский «шедевр» всех времен и народов – «Титаник».
А Запад, который нонче только и дает Гос. Премии – он ведь лох. Им всегда Россия – загадка. А тут им явно придется по вкусу – все в их ключе, канве и по их разумению. Плоскость. Плоскость и дырка.
В прочем, Бондарчука-отца я не виню. Время горбачево-ельцинских «перемен», да и вообще любая смута дурно влияет на творческих людей. Особенно если подобная «революция» имеет идеалы не высокие, как скажем, Октябрьская революция 1917 года (говорю именно об идеалах, целях, а не о мрачной действительности), а все эти революции Горбачева-Ельцина, в идеалах имеют – «Я», «Мне», «Собственность», «Деньги», «Прибыль» и т.д. И народ-то не дурак, он ведется до определенных моментов, и его подсознание не родило в эти «революционные годы» ни новых Маяковских, ни Есениных, ни Мейерхольдов, ни Рахманиновых, никого подобного той плеяде «детей Революции». Оно родило (породило) много Березовских и Абрамовичей, МММ, шайки попсовых гомиков, псевдотворцов, мразь и сплошную подлость.
Мог ли Бондарчук-отец, принимая опять же во внимание его возраст и, честно скажем, звездное затмение, реально оценить обстановку? Имеющийся фильм «Тихий Дон» отвечает – нет.
Можно только лишь сожалеть, что даже такой гигант, каким был Бондарчук, и тот попался на эту удочку… Которая выловила не только его одного.
В заключение аналогия. Никита Михалков (для которого эта экранизация, безусловно, лучше Герасимовской, уже по новодворскому факту, что не коммуняки сняли), некогда состряпал провальное видео – «Сибирский цирюльник» и очень долго горевал, что зритель (наш народ) его не воспринял. И тогда Михалков забраковал народ – де они не достойны его творения. Как же, какие-то «Улицы разбитых фонарей» все полюбили, а его «Всенародное Достояние» - картину, которая якобы наконец-то полностью выразила ВСЮ РОССИЮ, народ похерил. И его, соответственно в образе святаго царя-батюшки…
С этим «Тихим Доном» история повторилась со 100% точностью. Только вот самого Автора уже нет, но думаю Бондарчук-старший нашел бы в себе силы, по прошествии стольких лет, признать свою ошибку. Он был не просто великим режиссером, но сперва Гражданином! Великим Гражданином Великой Страны.
Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, 2007
PRETICH.ru
*** |
May 23 2015 04:09:23