December 12 2024 11:52:50
Навигация
Последние статьи
· 1913 - История: факт...
· KAL-007: нестыковки ...
· KAL-007: преступная ...
· KAL-007: преступлени...
· Армия и автомобиль
Иерархия статей
Статьи » История мировая » Религиозные войны во Франции 1562 - 1698 гг.
Религиозные войны во Франции 1562 - 1698 гг.

Религиозные войны во Франции 1562 - 1698 гг.

 

 

Так называют гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшим себя гугенотами.

 

Уже в 1559 году во Франции было много последователей протестантской церкви среди всех классов населения. Королевская власть попыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне 1562 - 1563 гг. не смогла сокрушить гугенотов.

 

герцог Франсуа де ГизСреди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров, которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король Генрих Наваррский. Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцогов Лотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть короля. Была еще партия "политиков", или умеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.


 

В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а порой вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии.

 

Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон.


 

В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.

 

 

Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то, что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом.

 

Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.

 

Черту под религиозными войнами в 1598 году подвел мирный договор Генриха IV в Вервине, согласно которому Испания отказывалась от поддержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нантский эдикт, гарантировавший свободу вероисповедания и признававший господство протестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления. Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги.

 

Франция при Генрихе IV Наваррском

 

Генрих IV входит в Париж 22 марта 1594 года. Коронованный месяцем раньше, он вступает на трон, за который сражался годами и ради которого сменил веру: во Франции, где паписты и гугеноты поносят друг друга в течение трех десятилетий, Генрих Бурбон, король Наваррский, отрекается от протестантизма, чтобы взойти на трон.

 

С тех пор как в 1589 году Генрих III назначил его единственным законным наследником, Генрих Наваррский закладывает фундамент своей власти. Против него выступают протестанты, Католическая Лига и "недовольные", или "политические", умеренные католики, которые осуждают излишние предосторожности единоверцев и желают восстановить королевскую власть.

 

Генрих IV ставит задачу подчинить своей власти руководителей Лиги; герцог Майеннский первый присоединяется к нему, за ним следует герцог Эпернон и герцог Меркер. Что касается герцогов де Гизов, то они становятся непоколебимыми защитниками трона.

 

Придя к власти, король Генрих IV стремится к тому, чтобы изгнать испанцев, которые, созванные легистами, оккупируют север Франции. Борьба длится три года и заканчивается взятием Амьена в 1597 году. В 1598 году Испания возвращает все французские завоевания.

 

Но Религиозные войны не закончены. Католики совсем не готовы признать свободу вероисповедания прПортрет французского короля Генриха IVотестантов, а протестанты (насчитывают около миллиона человек) колеблются: оставаться ли верными королю, который отрекся от веры. В 1594 - 1597 гг. они организовываются в провинции, управляемые собраниями, и провозглашают союз с церковью Нидерландов. В таких обстоятельствах дать статус протестантским церквам трудная задача. Генрих IV берется за разработку нового документа: это будет Нантский эдикт, обнародованный в апреле 1598 года.

 

Трудные переговоры и Нантский эдикт.

 

Королю, чтобы противостоять сопротивлению сторон, приходится пустить в ход личные качества: авторитет и воинскую доблесть. Кроме того, важную роль играют верность его сторонников, умеренность прелатов.

 

Нантский эдикт состоит из торжественной декларации и секретных статей, чтобы не провоцировать рознь. Протестанты пользовались кроме свободы совести свободой культа в феодальных поместьях, в двух деревнях или селах на округ и во всех городах, где реформированный культ существовал фактически. Секретные статьи содержали ряд оговорок, сохраняющих преимущества католиков. Протестантам разрешается строить храмы, вести семинары, собирать советы и синоды, отцы семей имеют право выбирать вероисповедание для своих детей, которые при этом будут приняты без всякой дискриминации во все школы и университеты. И наконец, взамен на ограничения король отдает протестантам 151 крепость с гарнизоном или без него, что дает протестантам реальную политическую и военную силу.

 

В действительности Нантский эдикт возобновляет многие пункты предыдущих эдиктов. Но на этот раз король обладает необходимой властью, чтобы заставить уважать его. Вначале Климент VIII выражает свое недовольство, но потом смиряется с этим. Франция переживает необычное для Европы событие: столкнувшись с религиозными требованиями, верх одерживают гражданские интересы, находящиеся под защитой политиков. Но компромисс этот непрочный.

 

Бедственное положение народа.

 

"Такого ужасного холода и такого сурового мороза никто не помнил с незапамятных времен. Все подорожало... Многих людей находили замерзшими до смерти в полях... Один человек заледенел на лошади". Эти строки из "Мемуаров" летописца той эпохи Пьера Лестуаля рассказывают о нищете Франции, разрушенной войнами и оказавшейся в тисках невиданного холода. Производство зерновых падает, вымерзают виноградники, останавливаются текстильные фабрики. Население ослабело и уязвимо к болезням; вновь наблюдается эпидемия чумы. Почти повсюду вспыхивают крестьянские восстания: "готьеры" в Нормандии и "кроканы" в Перигоре.

 

Генрих IV начинает восстановление государства и издает многочисленные указы, чтобы поднять экономику. Эти указы касаются использования земель, например, осушение болот в 1599 году, а также вопросов безопасности и налогообложения. Против банд наемников, воров и бродяг, которые опустошают провинции, грабят, убивают, наводят ужас на людей, король вводит военные законы. Чтобы успокоить разъярившихся крестьян, измученных налогами, король устанавливает налоговые льготы и пытается ограничить права помещиков на крестьянскую собственность. Однако крестьяне все еще страдают от гражданских войн и сельские мятежи продолжаются.

 

Управлять государством - дело непростое.

 

Многие дворяне разорены, и, чтобы помочь им вновь сделать свои владения рентабельными, Генрих IV вызывает кальвиниста Оливье де Серрэ, который начинает разведение тутовых деревьев для получения шелка-сырца. В 1600 году Серрэ публикует "Трактат о сельском хозяйстве", представляющий собой сборник советов о том, как правильно вести хозяйство. Этот труд, который король распространяет по всей стране, является большим успехом в издательском деле. Чуть позже Оливье де Серрэ публикует небольшую книгу "О том, как получать шелк", о производстве, поощряемом Генрихом IV.

 

Подъем во Франции приводит также к реорганизации правительства, администрации и финансовой политики. Прежде чем принять решение, король выслушивает мнение других. Он организует новый Совет, куда входит ограниченное число людей, причем их выбирают скорее в соответствии с компетентностью, чем с положением. В течение целого дня, король постоянно обращается к ним за советом.

 

Эти собрания, где господствуют деловые качества, проходят без церемоний. Например, Максимильен Росни, герцог Сюлли, суперинтендант финансов, пользуется доверием короля, что позволяет чиновнику вести себя раскованно. Сюлли, будучи протестантом, по просьбе короля распутывает различные дела, а также ведает финансовыми делами всего государства.

 

Добротное управление провинциями объясняется надежностью чиновников, имеющих полномочия по расследованию правонарушений. Генрих IV принимает оригинальное решение: для того, чтобы укрепить связи королевских чиновников и власти, вводятся постоянные взносы в казну, так как казна в 1596 году насчитывает дефицит средств. Речь идет о налоге, поллета, ежегодном денежном взносе, который выплачивается должностным лицом королю для пожизненного сохранения должности. Налог так называется в честь финансиста Поле.

 

До этого момента многие чиновничьи должности переходили от отца к сыну при условии, однако, что "отказ" от должности произойдет по крайней мере за 40 дней до смерти занимающего эту должность. Налог упраздняет этот срок. Взамен чиновник каждый год платит налог, пропорциональный занимаемой должности. Этот налог, который приносит каждый год доход в один миллион ливров, просуществует до революции. Наследование должностей связывает накрепко корону, судебных лиц и финансовых чиновников, которые получают привилегии и почести. В 1600 году эти усилия начинают приносить плоды во всем королевстве. Точный бюджет, денежная реформа, которая будет принята в 1602 году, оздоровляют финансы. Запасы золота и серебра хранятся в Бастилии. Королевство расширяется; армия, близкая сердцу короля, располагается на правом берегу Роны. В 1601 году Бресе, Бюжен, Вальмори и провинция Жекс будут присоединены к Франции согласно Лионскому договору. С присоединением Наварры и северных городов площадь страны увеличивается с 464 тыс. кв. км до 600 тыс. кв. км.

 

Второй брак по расчету.

 

Брак Генриха IV с дочерью Екатерины Медичи Маргаритой был признан недействителен по причине близкого родства и аннулирован Папой Римским в 1599 году. Итак, король свободен для повторного брака.

 

Генрих IV хочет жениться на своей любовнице, Габриэлле д'Эстре, от которой у него есть сын, герцог Вандомский. Но это намерение возмущает французов, которые отказываются признать незаконнорожденного в качестве дофина. После скоропостижной смерти Габриэллы король уступает своим советчикам: их кандидатура, Мария Медичи, - племянница великого герцога Тосканского. После тщательных переговоров она приносит значительное приданое. Пышная свадьба состоялась в Лионе в декабре 1600 года. Девять месяцев спустя королева рожает Генриху IV сына, наследника, впоследствии будущего короля Людовика XIII. До 1609 года она родит королю еще пятеро детей. Несмотря на нежные родительские чувства, король продолжает любовные похождения, что будет дорого стоить королевству.

 

Заговор принцев.

 

Генрих IV вернул Франции мир и подарил наследника, но ему придется выступить еще против злобы и предательства. Слишком много дворян в приемных короля требуют себе пенсий и привилегий. Особенно высшее дворянство с трудом подчиняется монаршей власти. Одному из старых соратников по оружию, Бирону, король присвоил звание маршала. Это был гордый и неспокойный человек. Он мечтает создать независимое государство из провинции Бургонь и избавиться от короля. Генрих де ля Тур д'Овернь, герцог Буйон, разделяет его взгляды. Иностранные суверены Савойи и Испании также поддерживают дух мятежников, даже начались переговоры с агентами Филиппа III Испанского. Предупрежденный о заговоре, король вызывает Бирона в Фонтенбло и пытается заставить его сознаться. Но маршал молчит. Его заключают в тюрьму, осуждают за измену и обезглавливают в 1602 году.

 

С другой стороны, герцог Буйон продолжает интриги. В 1605 году, обосновавшись в Седане, он пытается воссоздать протестантский союз, но попытка проваливается; он вынужден отдать ключи от города и искать убежища в Женеве. В 1606 году суверены подчиняются королю. И страна, наконец, приходит к гражданскому миру.

 

Под арбитражем Франции 12-летнее перемирие устанавливается между Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов. Простой, жизнерадостный и прагматичный, Генрих IV нравится своим подданным, так как дарит им благосостояние, работу, дипломатический успех.

 

Однако борьба католиков и протестантов между собой, притязания эрцгерцога Рудольфа II Габсбурга угрожают миру в Европе. С другой стороны, достижения Контрреформации беспокоят протестантов, и старая враждебность к Габсбургам возобновляется.

 

К сложной политической ситуации примешивается любовная история: суверен влюбляется в Шарлотту Конде. Постоянное присутствие короля беспокоит супруга молодой женщины, которая решает укрыться в Брюсселе под покровительством эрцгерцога. Любовная страсть подталкивает Генриха IV к принятию решения: он ускоряет подготовку к войне, несмотря на враждебное отношение к этому протестантов. 13 мая 1610 года в Сен-Дени состоялась торжественная передача регентства королеве. 14 мая карета короля вынуждена задержаться из-за толчеи на улице Ферронри. Внезапно появляется человек и смертельно ранит короля ударами ножа в грудь. Убийца, Франсуа Равальяк, экзальтированный католик, возомнил себя посланцем неба. Его арестовали, осудили и 24 мая четвертовали.

 

Портрет работы Филиппа де ШампеняФранция эпохи кардинала Ришелье (XVII век).

 

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье (9 cентября 1585, Париж — 4 декабря 1642, там же), - младший сын главного прево Франции Франсуа дю Плесси и Сюзанны де ла Порт, дочери адвоката Парижского парламента. Получил образование в Наваррском коллеже в Париже и готовился к военному поприщу, унаследовав титул маркиза дю Шиллу. Отказ среднего брата от церковной карьеры позволил Арману принять имя Ришелье и сан епископа Люсонского (1608-23). Избранный депутатом от духовенства в Генеральные Штаты(1614), он привлек внимание регентши Марии Медичи, стал ее советником, духовником Анны Австрийской - жены Людовика ХIII, а затем ненадолго государственным секретарем по иностранным и военным делам. Попал в опалу и был выслан в Авиньон, однако, способствуя примирению Людовика ХIII с матерью, Ришелье сумел продолжить карьеру при дворе. В 1622 он получил сан кардинала, в 1624 вошел в состав Королевского Совета, стал первым министром и до конца жизни оставался фактическим правителем Франции.

 

Программа кардинала Ришелье.

 

Длительное правление Ришелье, располагающее безграничным доверием Людовика XIII, соотносится со стремительным ростом политического авторитета короля, как главы государства. Желая добиться абсолютной власти, монарх вступает на путь подавления любого сопротивления, ограничения привилегий отдельных городов и провинций и, в конце концов, уничтожения противников. От имени Людовика XIII министр Ришелье проводит эту политику в жизнь. Во Франции стремление к абсолютизму, начавшееся еще во времена Генриха IV, вызывает недовольство, вылившееся в разрозненные, но жестокие выступления оппозиции, характерные для эпохи Религиозных войн.

 

В "Политическом завещании" Ришелье в деталях описывает программу правления и определяет приоритетные направления внутренней и внешней политики: "Поскольку Ваше Величество решило открыть мне доступ в Королевский совет, тем самым оказывая мне огромное доверие, я обещаю приложить всю свою ловкость и умение, вкупе с полномочиями, которые Ваше Величество соблаговолит мне предоставить, для уничтожения гугенотов, смирения гордыни и возвеличения имени короля Франции до тех высот, на которых ему положено находиться".

 

Многие историки были в некоторой степени введены в заблуждение "Политическим завещанием" и "Мемуарами" Ришелье. Оказалось, что они написаны гораздо позже кардиналом - министром и сотрудниками его кабинета. Усердные служащие, отобранные самим Ришелье, тщательно поработали над образом кардинала - политика, доказывая необходимость определенных действий первого министра королевства. Во время его пребывания у власти для подавления сопротивления чаще всего использовались насильственные меры независимо от того, кто выказывал недовольство - аристократы, гугеноты, члены парламента или простые граждане.

 

Государство в государстве.

 

20-е годы XVII века прежде всего отмечены завершением Религиозных войн. У военных чиновников и юристов из окружения Людовика XIII (многие из которых - католики) не вызывает сомнения тот факт, что протестанты хотят создать во Франции государство в государстве со своими начальниками, структурой и политикой. Уже в 1610 году насчитывается около 200 крепостей протестантов, возглавляемых комендантами. Каждый такой город - крепость располагает военным корпусом, в котором командиры выполняют приказы аристократов - гугенотов. А по необходимости города, участвующие в движении R.P.R. (Religion Pretendue Reformee), согласно католической терминологии, могут выставить против короля свои гарнизоны, дворянские формирования и народное ополчение в количестве 25 тысяч человек, что намного превышает численность регулярных королевских войск. Крепость Ла-Рошель, насчитывающая 20 тысяч жителей, выглядит настоящей столицей протестантов и является последним оплотом гугенотов в самом сердце монархии. Таким образом, королевское государство оказывается в состоянии войны с государством протестантским, отдельные права и свободы которого (как, например, права на политическое собрание, на укрепление своих городов, на существование своих гарнизонов) были признаны в секретных статьях и приложениях к Нантскому эдикту, подписанному весной 1598 года.

 

Капитуляция Ла-Рошели.

 

Начиная с 1621 года на юго-западе королевства и в Лангедоке проходят многочисленные военные кампании. Большая часть из них возглавляется Людовиком XIII, который лично участвует в сражениях. Окончание Религиозных войн связано со знаменитым историческим эпизодом - взятием Ла-Рошели 29 октября 1628 года после 11 месяцев осады крепости. Военными операциями руководит сам Ришелье. По его приказу строится впечатляющая по тем временам плотина, чтобы изолировать город со стороны моря. Капитуляция крепости гугенотов, часто называемой "столицей ереси", сопровождается интенсивной кампанией по прославлению Людовика XIII Справедливого, как короля карающего и прощающего. Доказательство тому - торжественный въезд короля - победителя в Париж 23 декабря 1628 года: поздравительные речи, триумфальные арки, военные концерты, несмолкаемые овации и салюты следуют в этот день один за другим.

 

Подписанный 28 июня 1629 года Алесский эдикт выражает королевскую волю к милосердию и прощению после тревожного десятилетия. Этот документ действительно сохраняет все религиозные и юридические положения Нантского эдикта и принцип "сосуществования" в частности. Однако аннулируются все секретные статьи и приложения Нантского эдикта 1598 года, касающиеся политических привилегий протестантов. Любое политическое собрание впредь запрещено. Ришелье аннулирует военные статьи Нантского эдикта и ведет политику систематического разрушения крепостных стен гугенотских городов.

 

Королевская семья и Ришелье.

 

В эпоху Ришелье политическое могущество первого министра позволяет держать большую часть аристократии в относительном подчинении. Тем не менее высшая знать не прекращает попыток вернуть свое былое величие. Такая попытка имела место в Лувре 11 ноября 1630 года, на следующий день после праздника Простофиль. Королева-мать Мария Медичи, недовольная чрезмерным могуществом Ришелье, ссорится со своим сыном Людовиком XIII, требуя отстранить кардинала от власти. После горячей дискуссии противники кардинала считают его поверженным. Однако король, вопреки воле матери, утверждает Ришелье первым министром и заключает в тюрьму его противников, в частности министра юстиции Мишеля де Марильяка. Королева вынуждена отправиться в изгнание, сначала в Компьень, а затем в Брюссель.

 

Гастон Орлеанский, брат короля и потенциальный наследник, поскольку у Людовика XIII до 1638 года не было потомства, представляет это событие как предательство Ришелье по отношению к королеве - матери и пытается поднять свою провинцию против кардинала. Потерпев поражение, Гастон Орлеанский скрывается в Лоррене, герцогстве Карла IV, который поддерживает политику Габсбургов, повелителей Нидерландов и Испании и традиционных врагов Франции. 31 мая 1631 года в Нанси Гастон Орлеанский публикует манифест, в котором разоблачает абсолютный контроль Ришелье над Людовиком XIII, правительством и королевством. Позже Гастон Орлеанский участвует в мятеже герцога Монморанси в Лангедоке, который был подавлен регулярными королевскими войсками. 30 октября 1632 года герцог Монморанси был обезглавлен. Эта казнь произвела сильное впечатление на аристократию и способствовала ее временному усмирению. Таким образом, выполняется второй пункт "программы" Ришелье: усмирить гордыню высшей знати.

 

Дуэли - вне закона.

 

Знать XVII века, военная и административная опора государства, частенько прибегает к дуэли, как способу разрешения конфликтов. Государство больше не желает терпеть акт самосуда, жертвами которого становятся молодые люди, призванные ему служить. Разве высшая справедливость должна исходить не из уст короля? Дуэль - это нанесение оскорбления лично королю, к тому же, по объяснениям великих теологов, это преступление против Бога. Во времена правления Людовика XIII самые строгие эдикты, объявляющие дуэли "преступлением против короля" и запрещающие их, появляются один за другим. Но все напрасно! 22 июня 1627 года по приказу Ришелье обезглавливают Монморанси - Бутвиля, дворянина, который осмелился драться в Париже на Королевской площади, символизирующей центральную власть. Однако еще в течение целого века дуэль будет предметом самых оживленных споров.

 

Война на службе абсолютизма.

 

В то же самое время приоритетными в политике становятся внешнеполитические вопросы: Тридцатилетняя война выходит за пределы Германии и Франция постепенно втягивается в этот конфликт. 19 мая 1635 года Людовик XIII торжественно объявляет войну Испании.

 

Война становится самым могущественным фактором усиления авторитета короля, который берет на себя роль главнокомандующего. Своим размахом, человеческими жертвами и финансовыми затратами война оправдывает использование крайних мер во имя "спешных нужд государства". Этими словами начинаются многие эдикты, навязывающие народу налоговые новшества. Вскоре налоги в казну уже превышают церковную десятину.

 

Политика Король Людовик XIVгосударственной необходимости, то есть верховная власть короля, воплощается в жизнь интендантами, которые наделяются более высокими полномочиями, чем чиновники на местах. Интенданты вправе подавлять недовольства и мятежи в провинции. На местах они образовывают трибуналы, обжалование решений которых возможно только в Королевском совете. Администраторы - управленцы, интенданты вмешиваются в местные дела и стремятся заполучить три ветви власти: полицию, суд и деньги.

 

Благодаря неограниченной власти королевского государства, развитию национальной системы налогообложения, а также ограничению полномочий местных представителей власти, "годы Ришелье" считаются временем основания абсолютизма, который достигнет своего апогея при Людовике XIV.


 

Франция при Людовике XIV.

 

На следующий день после смерти Мазарини, 10 марта 1661 года, Людовик XIV берет в руки всю полноту власти, и за короткий промежуток времени ему удается явить Франции и Европе образ всемогущего короля.


 

"Король - государство"

 

Король Людовик XIV. В 1673 году итальянский авантюрист Жан Батист Прими Висконти характеризует в своих мемуарах Людовика XIV как правителя, желающего "все знать и уметь": король обращается с вопросами к министрам, чтобы лучше разбираться в государственных делах, к председателю парламента, чтобы научиться управлять, к судьям, чтобы не упустить ни одной мелочи, и к дамам, чтобы не отстать в галантных науках. На поверхностный взгляд время Людовика XIV представляется эпохой "короля - государства", воплощающего могущество этого государства. Ведь политическая власть находится в руках монарха: начиная с 1673 года парламенту запрещается представлять свои замечания до подписания эдиктов и указов его величеством. Дворцовый церемониал, разворачивающийся вокруг фигуры короля, постепенно усложняется и переносится сначала в Фонтенбло, в Париж, затем в Версаль.

 

Эпоха Людовика XIV - это также время невиданного по своему размаху восхваления правителя, которое выводит на сцену Короля - Солнца, окруженного самым утонченным поклонением по сравнению с иными европейскими монархами. Отнюдь не случаен выбор им солнечной эмблемы. Как объясняет сам король, дневное светило направляет свое тепло и свет на землю, и поэтому все вокруг обязано ему жизнью. Культ Короля - Солнца насаждается всеми возможными в то время путями: через слово (пьесы и поэмы), образы (картины и гравюры) и зрелища. Используются также малейшие поводы для демонстрации всенародного обожания и поклонения.

 

Время реформ.

 

Согласно документам того времени период с 1661 по 1673 год в истории Франции является наиболее заполненным всякого рода реформами. Именно в эти годы монархия пытается провести полную реорганизацию государственных институтов в социальной и экономической сфере. Исключается лишь 1667-1668 гг. - годы Деволюционной войны с Испанией. Для того, чтобы составить простой список изданных в то время эдиктов, указов, налогооблагающих писем, постановлений, кодификаций во всех областях (Гражданский кодекс 1667 г., Уголовный кодекс 1670 г., Морской кодекс, Черный кодекс 1685 г. и др.), чрезвычайных процедур (например, проведение выездной судебной сессии под названием "Великие дни в Оверни" для расследования бесчинств, творимых местным дворянством в 1665 г.) потребуется огромный том.

 

Генеральный контролер финансов Франции Жан Батист КольберПолитика Кольбера.

 

Генеральный контролер финансов Франции Жан Батист Кольбер. В 1664 году генеральный контролер финансов Жан Батист Кольбер (1619 - 1683 гг.), пользующийся безграничным доверием короля, представляет Людовику XIV свою знаменитую программу реформ. В ее рамках Кольбер задумывает целый ряд преобразований: чтобы сократить хронический разрыв между государственными доходами и расходами, он планирует сокращение долгов и оздоровление бюджета. Поскольку власть не может покончить с продажей должностей, Кольбер почти не создает новых учреждений, он также замедляет рост прямого налога и в несколько раз повышает косвенные налоги (например, акциз на вино, различные пошлины, габель - налог на соль). Главный контролер представляет королю многочисленные докладные записки. В этих документах Кольбер разрабатывает пути, которые способствуют усилению "величия, мощи государства и великолепия короля".

 

Роль интендантов и советов.

 

В начале правления Людовика XIV среди многочисленных мэтров юриспруденции выбираются 23 интенданта полиции, правосудия и финансов. Интенданты с военными функциями способствуют процессу создания регулярной королевской армии. С ростом могущества интендантов постепенно снижается влияние и сокращаются полномочия губернаторов провинций. Этим представителям старой аристократии доверяют все меньше и меньше.

 

Следуя примеру главного контролера - государства, интенданты создают свои управленческие аппараты. Отныне они все стремятся проводить такую налоговую и экономическую политику, которая была бы наиболее выгодна государству. Политика постоянного контроля и ревизий превращается в правило, в норму. А всемогущие государственные секретари с их многочисленным аппаратом, зависящим лишь от Кольбера, становятся исполнителями. Так, семь королевских советов управляют всеми аспектами политической жизни страны. Главная роль принадлежит Государственному совету, члены которого вместе с королем обсуждают все важные вопросы внешней и внутренней политики; Совет депеш является связующим звеном между интендантами провинций; Совет финансов занимается в основном налоговой системой; Совет по частным вопросам рассматривает дела, которые участники выносят для окончательного решения на суд короля; Духовный совет занимается назначением высших духовных сановников государства; Совет по делам "религии, именующей себя реформированной" занимается проблемами гугенотов вплоть до отмены в 1685 году Нантского эдикта; Совет по торговле, состоящий из шести государственных чиновников и 12 делегатов от купечества, рассматривает многочисленные жалобы, письма и докладные записки торговцев.

 

В политике, проводимой Кольбером и воплощаемой в жизнь интендантами, важным моментом является то, что король лично занят делами государства. Впредь в стране все важные документы должны проходить через руки самого короля, потому что глава государства - это орудие божественного провидения; вся власть должна принадлежать ему и исходить от него. Всякая оппозиция в этом случае приобретает резко негативный характер. Абсолютизм власти, данной свыше, требует также строгого следования единой вере, что следует из клятвы, данной главой государства во время коронации.

 

Борьба с янсенизмом.

 

Борьба с янсенизмом и протестантизмом отражает стремление короля воплотить в жизнь принцип единой веры и единого государства. Иными словами, эта борьба проявляется в подавлении свободы вероисповедания.

 

Возникший в 1640-е года янсенизм своей суровостью и трагическим видением спасения привлек в свои ряды некоторых католиков, преимущественно образованных горожан, а также представителей офицерства, аристократии и часть буржуа. Написанный К.Янсением в 1640 году теологический трактат об Августине, который считается манифестом движения, осуждается Римом дважды: в 1642 и 1653 годах. Пять тезисов его учения провозглашается ересью. Иезуиты подчеркивают близость янсенистской доктрины о предопределении с протестантскими догмами. Все это вкупе с претензиями и недовольством властных структур королевства было предъявлено в качестве обвинения Янсению и его официальному представителю во Франции аббату де Сен-Сирану, настоятелю аббатства Пор-Руаяль, оплоту янсенизма.

 

3 апреля 1661 года постановлением королевского совета от всех служителей церкви требуется подписать документ, осуждающий пять постулатов янсенизма. Янсенисты сумели договориться с Римом, и в 1669 году с королевской властью заключается перемирие. Однако Пор-Руаяль в глазах Людовика XIV по-прежнему остается очагом ереси и возмущения. Аббатство проявляет стойкость и служит убежищем всем недовольным: аристократам, разочарованным в королевском абсолютизме, и духовным лицам высокого звания, неудовлетворенным в своих притязаниях на участие в государственных делах. Репрессии не заставили себя ждать: в 1679 году обитатели монастыря изгоняются, а 29 октября 1709 года королевским указом монашки Пор-Руаяля ссылаются в иные монастыри Франции. Еще два года спустя разрушается до основания и сам Пор-Руаяль.

 

Отмена Нантского эдикта и бегство протестантов.

 

Во французском королевстве эпохи Людовика XIV насчитывается около миллиона приверженцев протестантизма. И с самого начала правления короля о гугенотах регулярно упоминается в докладных записках епископов и отчетах интендантов. Протестанты представлены в этих документах как потенциальные "республиканцы", "плохие французы" и противники единства государства и церкви. Все эти обвинения являются достаточными для объявления приверженцев этого направления в христианстве изгоями общества. Это было время преследования гугенотов и их насильственного обращения в католическую веру. В это напряженное время, 18 октября 1685 года, король отменяет "за ненадобностью" Нантский эдикт.

 

В атмосфере религиозной нетерпимости многие гугеноты предпочитают отправиться в изгнание. Их бегство значительно усложняет экономическую ситуацию во Франции, ведь страну покидают в основном буржуа и ремесленники. Скрываются они в Швейцарии, в курфюршестве Бранденбург, а также в Англии, Голландии и даже в английских колониях Америки. Протестантские европейские державы занимают непримиримую позицию по отношению к Людовику XIV и в 1688 году, заключив союз, Аугсбургскую лигу, начинают войну с Францией (Орлеанская война 1688 - 1697 гг.). Преследования инакомыслия во Франции повлекло за собой восстание камизаров, которое было жестоко подавлено.

 

Инфляция и неурожай.

 

Преследование протестантов омрачит конец правления Короля-Солнца. Ситуация в стране усложняется экономическими затруднениями. 90-- годы XVII века характеризуются сложными погодными условиями. Температура воздуха шести месяцев 1692 года ниже нормальной. Менее холодный 1693 год оказывается необыкновенно влажным. Одновременно растут цены и происходит спад производства. После неурожая 1693 года на страну обрушивается голод. В этот год общая смертность достигает 20 % от всего взрослого населения.

 

Политика Людовика XIV привела королевство в состояние постоянной войны с кем-нибудь. А война стоит дорого. Снова растут налоги. Основной налог повышается на 35% в период с 1685 по 1695 год. Блеск царствования Короля-Солнца оборачивается фискальным гнетом и нищетой французского народа.

 

 

PRETICH.ru

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Брызги шампанского, ил...
Лжемедицина все это......
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Фотогалерея
Красивое место, увы - ...
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Отдельные страницы
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,224,714 уникальных посетителей