Кирилл Николаев: изменись или умри
Генеральный директор и основатель Санкт-петербургской консалтинговой компании Nikolaev e:Consulting за 10 лет стал одним из главных медиаконсультантов крупных государственных и коммерческих компаний. Среди его клиентов: Администрация Санкт-Петербурга, Министерство по налогам и сборам РФ, Российская национальная библиотека, Росгосстрах, ВТБ, Уралсиб, МТС, Heineken, Shell... Кроме того, Кирилл Николаев дает мастер-классы в Высшей школе экономики и в Стокгольмской школе экономики.
Это правда, что вы работали с Джерри Янгом и Сергеем Брином? В 1994 году я волею судеб оказался в центре Силиконовой долины, в Стэнфордском университете. В компьютерной лаборатории работал с основателями Yahoo! Джерри Янгом и Дэвидом Файло и создателями Google Сергеем Брином и Ларри Пэйджем. Мы все работали тогда в одной среде, и это послужило формированию общих интересов и ценностей. Мысль начать свой бизнес пришла от безденежья, а работа в США послужила толчком.
Каким был ваш первый предпринимательский опыт? Мне было восемь, я проводил летние каникулы у бабушки в Грозном. По бабушкиной инициативе отправился на местный рынок продавать зелень. Я сбивал цену и громко кричал, что зелень нужно брать именно у меня. Весь товар был продан в течение нескольких часов. Когда я на следующий день появился па рынке, мне были, мягко говоря, не рады. На этом мои детские предпринимательские опыты закончились. После возвращения из Сан-Франциско я занялся частным консультированием по вопросам электронных технологий. К 1999 году понял, что заниматься компьютерами и интернетом мне уже не интересно. Надоело, несмотря на то, что в массовом сознании эта сфера только-только набирала популярность. Я решил производить одежду, вложил все свои сбережения в швейное дело и в течение трех лет все потерял.
Из чего же вы снова «сшили» свою компанию? Я вернулся к электронным технологиям. Швейное производство закрылось, после расчетов с кредиторами осталось $2 000, какая-то мебель и пара компьютеров. На все имеющиеся деньги мы сняли помещение площадью 32 квадратных метра, и вот так на четырех стульях, за двумя компьютерами, в составе трех человек компания Nikolaev е: Consulting начала свою работу.
Что означает символ «е» в названии? Электронные технологии. В этой области мы проводим консультации.
Когда предприятие стало приносить прибыль? В 2002 году мы столкнулись с тем, что в России за наши услуги никто не хотел платить. Потребность в таком сервисе появилась только через два года. Чтобы поддержать компанию, мы начали заниматься тем, на что был спрос: маркетинговыми исследованиями, социологией. Это был исследовательский опыт. А потом судьба столкнула меня с акционером одной из крупнейших закрытых баз данных Integrum. В результате мы договорились, что Nikolaev е:Consulting станет официальным эксклюзивным представителем компании в Санкт-Петербурге. Благодаря нашим усилиям, базой данных стали пользоваться в правительстве, крупнейших частных и государственных компаниях города. Параллельно мы погрузились в медийный рынок и, в конце концов, сконцентрировались на мониторинге СМИ и медиа-сопровождении первых лиц.
Что было самым сложным на начальном этапе? В первую очередь финансовые проблемы. Во вторую - неопределенность. Это как с ремонтом: никогда не знаешь, когда он закончится и какой будет финальная смета. Мы начинали работу, когда власть менялась: пост губернатора переходил от Яковлева к Матвиенко, бизнес лихорадило. Я не понимал, что будет дальше, планы мы строили максимум па семь месяцев вперед. Еще одна трудность, к которой я был абсолютно не готов, - это необходимость меняться в процессе работы, ломать привычный порядок вещей и ход мыслей. Иначе компания перестает расти. Вопрос стоял остро: или ты меняешься, или умираешь.
Если бы знали заранее о предстоящих трудностях, вы бы взялись за дело? Вряд ли. В 90-х бытовало мнение, что если ты занимаешься предпринимательством, у тебя по определению все хорошо, но это миф. Заниматься бизнесом - значит вкалывать на все 100%. Тогда, возможно, чего-то достигнешь.
И вы вкалывали? Я не знаю успешного предпринимателя, который в начале пути нс был бы ремесленником, не примерял на себя разные профессии. Для любого бизнесмена способность быть не только управленцем, но и уметь пахать - значительное достижение.
Какие еще достижения на вашем счету? Первое и главное - компания не умерла в первый год, как это происходит с подавляющим большинством фирм. Мы были близки к этому, но решили поднапрячься, не беречь нервы, пожертвовать простыми человеческими радостями и компанию вытянуть. Второе важное достижение - коллектив. К 2008 году удалось собрать команду, с которой можно планировать дела на годы вперед. Я горжусь проделанной нами грандиозной работой: семилетним бизнec-планом и бюджетом. Полноценным долгосрочным планированием обычно никто не занимается - слишком высокие трудозатраты. Но если нет плана, нет видения. Нет видения - нс стоит даже начинать бизнес. Когда в 2005 году мы стали партнерами крупного государственного проекта - празднования 750-летия Калининграда, мы рассчитывали расширить клиентскую базу и нашли новых партнеров в Казахстане и на Украине. Международное сотрудничество вывело бизнес на новый уровень, дало дополнительный импульс к развитию.
Как складывался ваш идеальный коллектив? На первых порах я совершил немало кадровых ошибок. Первый состав команды был неудачен и через полгода поменялся полностью. Подбирая команду, я делал то же, что и все, - руководствовался личными предпочтениями. Наверное, оценивая человека, я отталкиваюсь в первую очередь от его желания сделать что-то новое.
Сейчас много говорят о демотивации сотрудников: мол, в кризис, руководители вооружаются кнутом. А вот пряником почти не кормят… С самого начала я интуитивно понимал, что люди - важный актив, и начал формировать внутри компании идею, что коллектив - это движущая сила. Со всеми сотрудниками я расставался цивилизованно, стараясь сохранить человеческие отношения. Это трудно, но важно, особенно в нашей стране, где это вообще не принято. На каждом жизненном этапе у меня был девиз. В студенчестве, например: «Или все, или ничего!» А сегодня, наверное: «Подобное тянется к подобному». Если хочешь работать с умными, интересными, профессиональными людьми, у тебя нет другого выбора, кроме как самому стать таким. Стараюсь объяснить сотрудникам, что работа - это не сражение, где есть начало боевых действий и конец. Это процесс совершенствования, который бесконечен.
Среди ваших клиентов весьма солидные организации. Ваши услуги востребованы. Но ведь консультантов на рынке великое множество, неужели всем хватает работы? Востребован тот, кто растет. Мы за год показали 300% рост. Объясню на простом примере: сначала кто-то должен построить железные дороги, затем сконструировать паровозы - но этого мало. Нужен тот, кто разработает правильный маршрут и начнет продавать билеты, иначе вся эта затея не будет работать. Вот мы и есть продавцы билетов.
Вы сотрудничаете с государственными структурами. Как работается с чиновниками? Самая распространенная проблема - это страх говорить с прессой прозрачно и откровенно. Причина - в закрытости и неприятных инцидентах, связанных с непрофессионализмом некоторых журналистов.
Это чисто российская черта или во всем мире так? Честно? Если сравнивать с Европой и Америкой, мы отстаем лет на 70. Через 70 лет все будет хорошо.
С «простыми смертными» компаниями вы работаете? На этапе консалтинга и аудита работаем практически со всеми, мало кому отказываем. Это вопрос профессиональной этики.
В чем вы отличаетесь от конкурентов? Мы используем только инновационные технологии. Кроме того, у нас ценообразование полностью прозрачно. Клиент понимает, откуда что берется. Мы не требуем деньги за процедуры, эффективность которых невозможно проверить.
Вы решили открыть пиар-агентство в разгар кризиса. Не страшно? Агентство работает уже полтора года, в тестовом режиме, официальный запуск планируем в октябре-ноябре. Уже есть определенный портфель клиентов. Кроме собственно пиара мы будем развивать направление так называемых white papers, когда все реализованные проекты выкладываются на сайт, и коллеги по цеху могут получить доступ к чужой практике, учиться на наших ошибках и расти вместе с рынком.
И не боитесь, что позаимствуют идеи? Редкий профессор считает конкурентом другого учителя. Мы помогаем бизнес-сообществу расти быстрее, это нам выгодно в первую очередь. Реализуем концепцию «голубого океана».
Что это за концепция? Существует две концепции ведения бизнеса: «красный океан» и «голубой океан». «Красный» - это бизнес-среда, где компании жестко конкурируют друг с другом, «голубой» - где они набираются опыта и развивают практику, а не сражаются за какой-то сегмент.
Вы говорите о консалтинге, ориентированном на интернет. Там понятие конкуренции размыто, компании умудряются существовать, не мешая друг другу. Да, взять хотя бы интернет-медиа. Их бизнес-модель отличается от традиционных СМИ: газет, журналов, радио и телевидения. У новых медиа есть одно важное преимущество: бесплатный контент и способы предоставления информации. На интернет-сайте материал может быть прочитан, услышан (подкаст) и увиден (видео-ролик) все на одной странице. Пресса, радио и телевидение агрегируются в одном месте. Изменилась среда - изменились и инструменты. Это нормально и совершенно естественно, что с появлением компьютера и интернета на смену традиционным ресурсам пришли новые, способные лучше удовлетворять потребность людей в информации.
У вас есть профессиональный кумир? Компания, авторит которой для вас непререкаем? Я ориентируюсь на лидеров в мировом юридическом консалтинге - PricewaterhouseCoopers и Boston Consulting Group, которые начинали почти как мы, с нуля.
Вы стремитесь к тем же вершинам? В ближайшие два года мы планируем расширить свое присутствие в В2В секторе, на рынке нефти и газа, судостроения, массмедиа. В газовой отрасли уже обсуждаем сотрудничество с «Газмпромом», надеюсь, в следующем году оно начнется. В судостроении было бы здорово найти общий язык с «Объединенной судостроительной корпорацией». Мы намерены совершить маленькую информационную революцию в этих отраслях. Также планируем внедриться в сферы медицины, логистики и, возможно, коммерческой недвижимости. После этого выйдем на рынки Азии и Европы.
А лет через десять? Я вижу компанию, известную на рынке, которую знают и о которой говорят. Сотрудников, довольных своей работой и понимающих, как надо трудиться, чтобы сделать бизнес еще лучше.
МАРИЯ ИЗМАЙЛОВА
*** |