Успешный дебют
Наташе Белохвостиковой очень повезло. Сразу после школы поступила в Институт кинематографий, и не просто на актерский факультет, а в мастерскую Сергея Герасимова, а поступив, почти тут же получила главную роль в фильме. Вот уж завидная судьба — любой скажет. И верно скажет, но только, добавим мы, судьба, спроектированная и осуществленная самой Наташей.
Она пришла к Герасимову и получила право заниматься в его группе, еще будучи школьницей; после уроков ехала во ВГИК, готовила этюды вместе со студентами, убедилась в том, чего хочет, доказала себе и другим, что может, и на следующий год была принята сразу на второй курс. Пожалуй, именно эти свойства Наташиной натуры — убежденность и настойчивость в движении к цели — определили во многом выбор Герасимова в момент, когда он готовил фильм «У озера» и искал актрису на роль Лены Барминой.
Наталья Белохвостикова сыграла героиню фильма, и миллионы зрителей встретили и приняли ее Лену. Это случилось хотя бы потому, что она внушила чувство узнавания. Не только своей миловидной простотой, в которой — хочешь не хочешь — угадываешь черты других схожих и несхожих лиц. Но, прежде всего, общностью раздумий и переживаний, испытываемых сегодняшними девушками, шагнувшими за школьный порог.
Могут заметить, что Белохвостикова сыграла свою ровесницу и ее успех — как это бывает порой в кино — в совпадении личности и роли. Разумеется, совпадение очевидно и заведомо — в этом несомненная заслуга режиссера. Однако рядом с опытом мастера, под его началом появляется и выявляется самостоятельность молодой актрисы. Она всюду вместе с героиней, но и — над ней тоже, она также постоянно и напряженно думает о жизни, но знает о ней больше. Отсюда — способность Белохвостиковой раздвинуть рамки характера, показать, где и как сопрягается жизнь общества с этим юным и стремительно взрослеющим существом, почему судьба озера входит в судьбу Лены Барминой так же властно и энергично, как скуластый и не отступающий от своего директор строящегося на озере завода.
Первой работой Н. Белохвостикова показала, что достойна следующих.
Г. Попов 1971
*
P.S. Вообще-то первой ролью Натальи Белохвостиковой была эпизодическая роль Маши в фильме Марка Донского "Сердце матери" - 1965 год. Потом была роль в курсовой работе Николая Губенко "Настасья и Фомка" - этот короткометражный фильм без слов был снят в 1968 году. И только потом она снялась у Герасимова в фильме "У озера", в 1969 году.
* |