June 19 2025 21:48:10
Навигация
Последние статьи
· Проблемы сбора и под...
· Особенности изменени...
· Ревень, цикорий и др...
· Жемчуг и янтарь как ...
· Рок-музыка и её арти...
Иерархия статей
Статьи » Армия - оружие, организация, подготовка » Как устроена гражданская оборона в Италии?
Как устроена гражданская оборона в Италии?

Гражданская оборона Италии

В планах милитаристских приготовлений агрессивного блока НАТО важная роль отводится совершенствованию системы гражданской обороны, которая рассматривается как один из факторов, влияющих на военную мощь государств и блока в целом. Исходя из этого положения, военно-политическое руководство Североатлантического союза настойчиво добивается от всех стран-участниц реализации мероприятий по подготовке населения и экономики к работе в условиях применения ракетно-ядерного оружия.

Будучи активным членом НАТО, Италия в последние годы уделяет серьезное внимание развитию гражданской обороны (ГО), оценивая ее в качестве важного элемента, способствующего выживанию страны в условиях применения оружия массового поражения. Военно-политическое руководство Италии свое стремление создать более сильную ГО объясняет тем, что она якобы менее развита по сравнению с гражданской обороной ряда других государств блока.

В отличие от партнеров по НАТО в Италии сложилась своеобразная система по оказанию помощи населению: в мирное время при стихийных бедствиях эту задачу выполняет национальная служба гражданской защиты, а в случае войны вопросы защиты населения и оказания ему помощи будут возложены на ГО, в которую полностью войдет национальная служба гражданской защиты.

Национальная служба гражданской защиты Италии начала функционировать в 1961 году, а в 1970-м правительством был разработан и принят закон о гражданской защите как составной части гражданской обороны. Положения этого закона в 80-х годах получили новую редакцию в отношении организационной структуры системы гражданской защиты, выделяемых сил и средств, а также порядка координации деятельности военных и гражданских учреждений по оказанию помощи населению при стихийных бедствиях.

Общее руководство и координацию вопросов гражданской защиты осуществляет совет министров через межминистерский комитет гражданской защиты, во главе которого находится председатель совета министров. По его поручению деятельность комитета фактически направляет министр по координации вопросов гражданской защиты. В состав комитета, помимо них, входят министры внутренних дел, обороны, финансов, экономического планирования, общественных работ, здравоохранения, транспорта. В его работе могут участвовать также и другие министры.

Для непосредственного руководства национальной службой гражданской защиты и координации мероприятий министерств, ведомств, других государственных и общественных организаций, имеющих отношение к гражданской защите, создано главное управление гражданской защиты, подчиненное министерству внутренних дел. Оно организует и согласовывает вопросы оказания экстренной помощи населению, пострадавшему от стихийного бедствия, разрабатывает директивы по организации службы гражданской защиты в соответствии с указаниями и рекомендациями межминистерского комитета, координирует планы гражданской защиты в областях и провинциях, организует проведение учений по гражданской защите. В его составе имеется оперативный центр (штаб), осуществляющий взаимодействие по вопросам ликвидации последствий стихийных бедствий с префектурами провинций, вооруженными силами и полицией. Деятельность главного управления контролирует министр по координации вопросов гражданской защиты.

Территория страны разделена на 12 зон гражданской защиты, во главе каждой находятся инспектор и штаб. В зону входит одна-две области. На областном уровне (всего в стране 20 областей) руководство мероприятиями гражданской защиты осуществляет комиссар через областной отдел гражданской защиты, он координирует деятельность и других учреждении области. В провинции (их всего 90) ответственным лицом за организацию и проведение в жизнь вопросов гражданской защиты является префект. Он отвечает за разработку плана гражданской защиты на подведомственной территории, руководит спасательными работами, организует в случае необходимости взаимодействие с подразделениями вооруженных сил, дислоцированных в данной провинции, а также с подразделениями карабинеров и полиции по проведению спасательных работ. В коммунах ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской защиты несет мэр.

Основа формирований национальной службы гражданской защиты Италии, а в военное время и сил ГО — личный состав национальной противопожарной службы. Всего в стране имеются 90 пожарных округов (по числу провинций), разделенных на 700 пожарных районов. В противопожарную службу входят центральный подвижной отряд численностью 1000 человек, 12 зональных подвижных отрядов (по 180 человек) и 820 пожарных команд. При необходимости подвижные отряды могут усиливаться подразделениями карабинеров и полиции.

Формирования и органы управления национальной противопожарной службы комплектуются в основном на добровольных началах. При необходимости для пополнения подразделений личным составом предусматривается привлечение и некоторого количества призывников (ежегодно всего набирается около 4 тыс. человек). Первичную подготовку в течение четырех месяцев они проходят в школах противопожарной защиты или на шестимесячных сборах при подвижных отрядах. После обучения курсанты получают звание помощника пожарного и 14 месяцев служат в пожарных подразделениях провинций. Окончившие службу зачисляются в резерв. Часть личного состава резерва проходит периодическую переподготовку, связанную главным образом с защитой от ядерного, химического и бактериологического оружия.

Центральная школа противопожарной защиты в Капанелла (район Рима) готовит офицеров (инспекторов), унтер-офицеров, младших специалистов, помощников пожарных. Ежегодно ее оканчивают 90 офицеров, почти 200 унтер-офицеров и специалистов, 600 помощников пожарных. Выпускники школы составляют основу центрального подвижного отряда.

Решение основных задач медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных условиях возложено на министерство здравоохранения, которое тесно сотрудничает с итальянским обществом Красного Креста. В стране организована национальная санитарная служба. Ее основу составляют местные санитарные группы. Министерством здравоохранения во взаимодействии с главным управлением гражданской защиты предусматривается создание центров помощи пострадавшему населению. Каждый такой центр может развернуть несколько пунктов питания для обеспечения пострадавших горячей пищей, а также медицинские пункты и палаточные лагеря. Вместе с тем, как подчеркивается в итальянской печати, организация санитарной службы страдает многими недостатками. Так, отсутствие централизованного управления санитарными группами в провинциях снижает оперативность и эффективность их действия в условиях чрезвычайной обстановки. В стране недостает врачей и среднего медицинского персонала (специалистов) по лечению людей, подвергшихся воздействию различных факторов оружия массового поражения.

Отмечается также, что хотя в настоящее время в Италии нет единого центрального органа, занимающегося гражданской обороной, и законодательством не определяется организационная структура системы в целом, тем не менее в этой области проводится активная работа.

Отдельными вопросами гражданской обороны занимаются специализированные органы, такие, как военный научно-исследовательский центр гражданской обороны (при генеральном штабе вооруженных сил Италии), межминистерские комиссии по проблемам транспорта и по снабжению, техническая группа по координации планов на чрезвычайный период и другие.

За проведение конкретных мероприятий по гражданской обороне отвечают различные министерства в соответствии со сферой деятельности каждого из них. В распоряжении отдельных министерств (внутренних дел, обороны, здравоохранения, общественных работ, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, почт и телекоммуникаций и других) имеются силы и средства, которые в случае необходимости можно использовать для решения задач ГО.

Подготовка по линии ГО проводится ведомствами по различным направлениям, важнейшие из которых включают обеспечение непрерывной деятельности правительственных и местных органов власти, защиту гражданского населения, организацию бесперебойной работы основных отраслей экономики, транспорта, связи и другие.

Чтобы создать условия для непрерывного функционирования правительственных и местных органов власти, уже в мирное время намечается строительство защищенных пунктов управ.тения (в частности, для правительства планируется использовать убежище, оборудованное в горе Монте-Каво, в 25 км юго-восточнее Рима), совершенствование системы связи (повышение ее устойчивости и надежности), использование печати, радио и других средств массовой информации для передачи соответствующих распоряжений и данных об обстановке.

В рамках подготовки к защите населения от оружия массового поражения (ОМП) или стихийных бедствий предусматривается обучение населения способам самозащиты от ОМП, создание убежищ и укрытий, разработка планов эвакуации населения из северных районов страны в южные (с меньшей плотностью населения и меньшим числом промышленных предприятий), налаживание эффективной системы медицинского обеспечения, в том числе накопление запасов медицинского имущества, подготовка соответствующего персонала, создание сети контроля и идентификации эпидемических заболеваний и другие.

По данным западной прессы, строительство убежищ и укрытий в стране ведется в незначительных масштабах. На учете состоят убежища периода второй мировой войны (в основном подземные бомбоубежища), которые частично реконструированы. В соответствии с действующим законодательством все строящиеся станции метро и «тоннели должны сооружаться таким образом, чтобы при необходимости их можно было бы быстро переоборудовать в убежища и укрытия. Однако на местах, как сообщается в печати, этот закон часто не соблюдается. Не выполняется также закон, обязывающий строить новые жилые здания с подвальными помещениями, приспособленными под укрытия для жильцов. Основная причина, по мнению итальянских специалистов, заключается в том, что средств, выделяемых на нужды гражданской обороны, явно недостаточно. Вместе с тем в Италии имеется большое количество каменных строений с подвальными помещениями, в том числе и в сельской местности. По мнению западных экспертов, после незначительного дооборудования они могут быть использованы в качестве противорадиационных укрытий.

Эвакуация населения в чрезвычайной обстановке, как считает военно-политическое руководство страны, не является определяющей мерой и предусматривается лишь для отдельных промышленных центров северо-востока страны. Министерствами внутренних дел и транспорта совместно с генеральным штабом разработан специальный план по эвакуации населения этого района. Предусмотрен также порядок контроля движения беженцев и эвакуации населения из возможных районов боевых действий.

В системе ГО создана служба оповещения населения, предназначенная для своевременного предупреждения об угрозе воздушного нападения и о возможном применении оружия массового поражения. На нее также возложен сбор данных о ядерных взрывах, применении биологического и химического оружия, направлениях движения радиоактивных облаков и районах выпадения осадков, передача этих данных гражданским и военным органам Италии и других стран НАТО. В ее состав входят центры оповещения, стационарные и подвижные посты радиационного наблюдения и дозиметрического контроля.

Центры оповещения, по данным западной прессы, находятся при оперативном центре южной зоны ПВО НАТО, двух оперативных центрах районов ПВО, а также при 17 подчиненных им центрах и постах ПВО. В городах и сельской местности развернуто 1625 стационарных постов радиационного наблюдения и дозиметрического контроля. В период обострения обстановки предусматривается дополнительна) развернуть 440 подвижных постов. Контроль за радиоактивным заражением атмосферы осуществляет сеть метеорологических станций, в том числе 21 метеостанция ВВС. Для непосредственного оповещения населения предусматривается использовать радио, телевидение, звуковые сигналы, подаваемые с помощью сирен и других средств.

Бесперебойную работу важнейших отраслей промышленности, транспорта и связи планируется обеспечить путем рационального размещения хозяйственных объектов, строительства защитных сооружений для промышленных предприятий, создания необходимых запасов сырья и продовольствия, рассредоточения средств железнодорожного, морского и воздушного транспорта, обучения занятых в перевозках действиям в чрезвычайных условиях.

Итальянские специалисты гражданской обороны и службы гражданской защиты отмечают, что вероятность массовых разрушений, относительная ограниченность технических средств, небольшая численность формирований и подготовленных кадров в системе ГО страны потребуют привлечения воинских частей и подразделений для выполнения некоторых задач, прежде всего по ликвидации последствий применения оружия массового поражения. Поэтому уже в мирное время предусматривается отработка механизма взаимодействия между органами ГО и вооруженными силами. Такое взаимодействие регламентировано законодательными актами, в которых-уточнены роль и задачи вооруженных сил по оказанию помощи гражданской обороне, выделяемые силы и средства. Так, из числа подразделений вооруженных сил могут создаваться: подвижные колонны первой помощи, формируемые из инженерных частей (колонна состоит из транспортной и двух спасательных рот), смешанные отряды усиления (каждый включает штабную роту, роту дорожных машин, роту спасения, в том числе и на воде, и взвод первой медицинской помощи), отряды (центры) материально-технического обеспечения. Для переброски указанных формирований могут привлекаться вертолетные подразделения.

Кроме того, для оказания оперативной помощи населению от вооруженных сил могут привлекаться так называемые «силы быстрого применения» (Fori forza di pronto impiego). В их состав предусматривается включать части и подразделения войск территориальной обороны.

Вооруженные силы оказывают помощь гражданским органам и в подготовке специалистов по гражданской защите. Например, при школе защиты от оружия массового поражения в Чеккиньола (район Рима) организованы курсы для служащих главного управления гражданской защиты и представителей противопожарной службы, а также для руководящих работников итальянского общества Красного Креста и ряда других добровольных организаций.

В целях отработки мероприятий, связанных с обеспечением защиты населения в условиях чрезвычайной обстановки, командованием вооруженных сил ежегодно проводится 10—12 учений по гражданской обороне и защите. На них привлекаются инженерные части и подразделения, медико-санитарные подразделения, вертолеты армейской авиации, самолеты и вертолеты ВВС и отдельные подразделения ВМС. На учениях отрабатывается проведение аварийно-спасательных работ, поиск и спасение пострадавших, развертывание полевых госпиталей и палаточных городков. Организация оповещения о возможном применении ОМП, развертывание радио- и телефонной связи и другие вопросы. Наиболее крупным учением по гражданской защите и обороне было учение «Калибрия-84», в котором впервые принимали участие «силы быстрого применения». По данным итальянской прессы, в нем участвовало около 5500 военнослужащих, было задействовано 1200 единиц специальной техники и автотранспортных средств, 30 самолетов и вертолетов. В порядке эксперимента формировались мобильные отряды связи, медицинский отряд, железнодорожные подразделения и другие. В 1984 году проводилось учение по ликвидации последствий наводнения «Бормида-84», к нему также привлекались воинские подразделения, слушатели военного училища в г. Аоста, 135 единиц различной военной техники.

В пропаганде вопросов ГО среди населения важную роль играет пресса, радио и телевидение. В ближайшие годы предусматривается ввести преподавание гражданской обороны в качестве обязательного предмета в средних школах.

В целом, как подчеркивается в зарубежной печати, военно-политическое руководство Италии считает, что проводимые в стране в последние годы мероприятия по совершенствованию системы гражданской обороны и гражданской защиты будут способствовать не только повышению готовности населения к действиям при стихийных бедствиях в мирное время, но и к обеспечению его выживания и защиты объектов экономики в случае войны.

Полковник запаса В. Емельянов

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Просьба помочь избавит...
Бывал я там... Чайтуба...
Когда-то, перебирая ст...
Подагра. Залейте 300 г...
Частенько ночью, если ...
Фотогалерея
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
В 1970 г. Леонард Хасл...
Есть ли в природе люди...
Почему уходящие вдаль ...
Отдельные страницы
Вот не жалко - мужик д...
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
16,063,432 уникальных посетителей