June 13 2025 16:40:04
Навигация
Последние статьи
· Сад - уход весной
· Выращивание помидоро...
· Питер Хеммилл
· SU INDIES
· Белый день - ансабль...
Иерархия статей
Статьи » Творчество » SU INDIES
SU INDIES

Индепендент / социалистический вариант

"Необходимо смотреть на каждое явление с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло и чем стало теперь", - эти слова принадлежат перу великого вождя социализма В.И. Ленина. Попробуем воспользоваться его советом и посмотреть на явление советского индепендента.

Что же такое вообще индепендент?

К нам этот термин пришел из Англии. Я помню как "ломал голову” и пытался догадаться, что значит слово Indie. Друзья предполагали связь этого термина с бывшей богатой английской колонией. Приходилось соглашаться, хотя логической связи не прослеживалось. (Вот где сказалась плохая учеба в школе и незнание английского языка). Позже я решил, что Indie - это музыкальный стиль. Но и здесь возникли трудности. На этот раз не мог разобраться, я как можно под одной "крышей” объединять столь разные коллективы. Например, в августе 1985-го в параде Indie стояли и Хумох, и Nick Cave, и New Order, и Sisters of Mercy, и Propaganda. Каково же было удивление, когда оказалось, что просто существуют независимые фирмы, которые записывают независимые коллективы, а совместные продукты их труда покупают и слушают независимые покупатели. Ценитель же заграничный отличается от нашего только тем, что может, действуя по принципу "вкус - привилегия каждого", слушать и приобретать самое любимое.

По сути своей Indie являются неотъемлемой частью сложного механизма западной поп-культуры. Какой именно не знает никто, за исключением, разве что, директора 4AD. Давно уже не приходится удивляться появлению Cure, P.I.L., Siouxsie, Depeche Mode одновременно в национальном параде Англии и в Indie. Многие выходцы делают удачную карьеру в жестоком мире шоу-бизнеса. Robert Smith уже не первый год почетный гость на страницах Bravo, Pop-corn и подобных печатных изданий. Siouxsie Sioux в каждом новом альбоме знакомит с новым коммерческим хитом. New Order и Alien Sex Fiend, бывшие когда-то одними из лидеров Indie, сейчас находятся где-то между диско и электропопом. Независимыми считаются и два "ребенка" лучшего друга фирмы Mute Vine. Clark (а): теперешние Erasure и бывшие Depeche Mode. Да, что говорить, когда тяга к популяризации (в данном случае, к счастью, только имени) проявляется даже у одного из "гуру" сегодняшней альтернативной музыки - Nick(a) Cave(а). Не выдержал давления со стороны поп-индустрии и Peter Murphy. Осуждать их не стоит. Мы, здесь, в СССР, как никто знаем насколько тяжело заработать на жизнь в условиях капитализма.

Тяга молодежи к самоутверждению - отраженный Тургеневым конфликт между отцами и детьми - нашла выражение в различных социальных процессах.

Восставая против политики обезличивания, против навязанной цивилизацией эрзацкультуры, молодежь отвечала протестом, выраженным в противостоянии общественным идеалам. Так появилась контркультура с ее секс-революцией, романтикой, религией, модернизмом, литературой, живописью, музыкой.

В нашей стране контркультура появилась в 70-е годы и сразу стала приобретать чудовищные формы. На фоне прививавшейся десятилетиями всеобщей безграмотности (что за бред?) рок-музыка стала выразителем идей страждущей советской молодежи. Альтернативой официальной культуре долгое время являлись все формы современной музыки от диско до Шнитке. С выбросом же на всесоюзную арену многие музыканты встали перед вопросом: что же делать дальше?.. Повторять. Вот единственный ответ. И пошли в ход различные вариации на тему Modern Talking в поп-музыке и Cure и Rolling Stones в роке. Перед глазами появился средний образ советского музыканта, замешанный на саморазрушении, узкой философии и восприятии действительности под углом дефицита (снова какой-то бред!). В дополнение к этому частое отсутствие вкуса и образ супермена с худыми руками. Вот этот одномерный маргинал, свершающий ритуал с гитарой и барабаном, стал Бонивуром нынешней молодежи. Можно говорить и говорить о значении советского рока, но те попытки социального протеста в традиционно западном подходе как-то не соответствуют первородному состоянию. Поэтому я считаю, что протест в такой форме на территории страны Советов не имеет почвы под ногами. Все "протестанты" на Западе уже сменили направленность. Они поняли, что все это блеф, и занялись поиском красоты и гармонии в собственной музыке (говори честно – продались и занялись рок-коммерцией).

Но шло время, и эта самая молодежь подрастала, и большинство начинало понимать, что секс-революция - это еще не все. К счастью, человек имеет склонность к развитию, причем эта склонность иногда проявляется. Позади десятилетия, прошедшие на волне революций и войн, и я с радостью констатирую возвращение к эстетике. По моему глубокому убеждению, социальные основы не имеют права на существование в искусстве (да ты дурак что ли? - ты значит в этой статейке имеешь право ворошить социальные основы, а музыканты нет?).

Вот я, кажется, и подошел вплотную к теме...

Прошу не относиться к моим суждениям как к истине в последней инстанции, ибо, как сказал Ницше: "Истина лежит глубоко, далеко и высоко".
Анализируя советскую музыку, а, точнее, ее направления, именуемые не иначе как поп и рок, отмечу, что, в принципе, я не вижу и не слышу самого предмета анализа, т.е. музыки (за некоторым исключением).

Я воспринимаю музыку только с позиций внутренних. Я доверяю эмоциям и настроению, меня интересует проникновение через звук к тайнам жизни, к высшей эстетике, красоте.

Социальность поп-музыки, думаю, доказывать не придется. В ее основе лежит массовость. Обратимся к словарю по социологии: «Массовой именуют социальную структуру, в которой человек нивелируется, становясь безликим элементом социальной машины, подогнанным под ее потребности, ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса».

Советская поп-музыка делится на несколько подвидов:

а) беспальцевый; - основные признаки: танцевальный ритм и текст определенного эмоционального настроя. Определяющее значение имеют внешние данные исполнителя;
б) двупальцевый; - рассчитан на более знающую категорию потребителей, поэтому в дополнение к перечисленным уже признакам добавим некую разнообразность, например, соло-гитару и более глубокий текст (в первом случае - "ты - моя девчонка", во-втором - "моя любовь"...);
в) польской ориентации; - позволяет себе некоторое усложнение музыкального потенциала, что приводит к различного рода вокальным шалостям;
г) заслуженный; - претендующий на полную самостоятельность, аккумулирующий все предыдущие с вульгарным налетом поп-академизма.

К этому добавить патриотические потуги взрослых мужчин на космическо-водолазные темы и получится примерная картина нашей поп-музыки. Сила направления - в тонком сотрудничестве с институтом общественного мнения и в огромной помощи людям, недумающим - не думать дальше. Очень живучий вид.

Рок рассмотрим поглубже. Он делится на несколько разделов: а) традиционный, б) агитационный, в) советский, г) русский, д) контркультурный.
Многим более импонирует первая группа. Вы, наверное, догадались, что речь идет об Аквариуме, Кино, Машине времени. Основа - смысловая нагрузка, чаще романтического содержания. Музыка проходит фоном, но достаточно богатым и оставляет слушателю хоть и маленький, но шанс на развитие. Это попытка найти ту самую гармонию, это попытка философско-эстетического обоснования романтических проявлений души. Нельзя отвергать их, во многом определяющую роль в зачинании нашего рок-движения.

К агитационному року относятся коллективы, подобные ансамблям ДДТ и Бригада С. Ребятам бы подумать, подумать, да сказать себе: "А ведь мы себя обманываем, ведь мы не такие и ничего этого нам не надо". Да не скажут, комплекс славы уже сделал свое дело, а не помешало бы вспомнить судьбу Виктора Хара и Дина Рида (я имею в виду их музыкальную деятельность).

Русский и советский рок - это самая обездоленная в идейном отношении категория. Одни роются в национальных и политических проблемах, другие везде заявляют о своей советскости и надеются выпорхнуть на мировой рынок теми же путями, что и матрешки, командирские часы и икра. Только я подозреваю, что, если матрешки так запрыгают и заиграют... Здесь и хард, и металл, и вообще не рок.

Рок контркультурный можно разделить на несколько подвидов. Это и андеграунд, и панк, и черт знает что, и т.д., и т.п., и еще много всего.

Конечно, можно понять желание музыкантов показать свое естество в шокирующей форме и бросить в народ гнусно-наглый вызов, но все-таки кое-что останется непонятным. Например, какую цель это все преследует? Если они хотят очернить соц.строй и свернуть нашу молодежь с ленинского пути, то уже поздно. Молодежь и так знает, что все плохо, без помощи всякого панка. Протестом это не назовешь. В наше время скорее стоит кричать о благополучии и великолепии, чтобы прослыть протестантом. Может, все кроется в каких-то эстетических причинах? Тоже не похоже. Зачем тогда это все? А ни за чем! Лично я склонен думать, что весь наш контркультурный рок ни что иное, как мыльная пена. Такая же колбаса, Сталин, милосердие, стереотипы, Бердяев, гороскопы, Библия, Фрейд... Проблемы музыкантов не в отсутствии хорошей аппаратуры, а в том, что они (часто на подсознательном уровне) понимают эстетическую ущербность своих произведений, но пытаются созданием своей личной философии обмануть и себя и слушателя. Интересно, что вовсю идет процесс образования все новых и новых музыкальных коллективов. Они плодятся так же быстро, как труды по технике секса.

Еще Кант противопоставлял свободное творчество ремеслу. Так вот, ремесленников-то хоть отбавляй, а творцов очень мало. Направление контркультурного рока держится, в основном, на тщеславии и самолюбии отдельных исполнителей.

Эти пороки в полной мере присущи и создателям красоты подземелья. Ущербно щурясь из своих канав и рвов на безликие шедевры вышеперечисленных коллег, они без устали наигрывают загадочные мелодии, воспевая пещерную сырость. Что-то произойдет с ними?

Вот такая гадкая акварель молодежной музыки, и только где- то вдали просветы, озаренные лучами таланта и радости...

А, вообще, идите вы все к черту со своей музыкой!

К сожалению объем издания ограничен, поэтому о "просветах" обязательно поговорим в следующем выпуске [прим, ред.]

М. Рябинин

От редакции Претич: автор как дите малое – зачем да зачем? Не на завод же им идти, не за станком смену вкалывать! А тут – копейка перепадёт и девка дадёт…

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Бывал я там... Чайтуба...
Когда-то, перебирая ст...
Подагра. Залейте 300 г...
Частенько ночью, если ...
По обратной связи приш...
Фотогалерея
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
В 1970 г. Леонард Хасл...
Есть ли в природе люди...
Почему уходящие вдаль ...
Отдельные страницы
Вот не жалко - мужик д...
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
16,037,020 уникальных посетителей