June 06 2025 17:17:01
Навигация
Последние статьи
· Своей судьбе благодарен
· Чем и как измерить з...
· Современные методы с...
· Как дробить вещество
· Резка труб на станке
Иерархия статей
Статьи » Творчество » Своей судьбе благодарен
Своей судьбе благодарен

Интервью Николая Бурляева 1982 год

Николай Бурляев артист и режиссер СССР— Есть немало фильмов, главные роли в которых играют дети. Но зрители, как правило, этих актеров не запоминают. А вас после «Иванова детства» запомнили!
— И в этом целиком заслуга режиссера...

— Как же работа в этом фильме определила вашу дальнейшую судьбу?
— К роли в фильме «Иваново детство» отнесся точно так же, как сегодня отнесся бы к любой другой роли. Вся разница в том, что теперь есть профессиональный опыт. Что касается актерского будущего — одна роль редко его определяет. Часто бывает так, что актер сыграет однажды очень ярко, но так и останется актером этой одной роли. Чтобы остаться «надолго», надо как бы рассчитывать собственное дыхание, обязательно выработать идею собственной жизни и все время одергивать вожжи самооценки. Все это очень опасно — успех, внимание... Многие дети часто не становятся актерами именно из-за этой опасности... Вообще же судьбу актера определяет не одна роль и не один фильм.

— Насколько важно молодому актеру с самого начала его работы, как говорится, попасть в хорошие руки? Расскажите, пожалуйста, о ваших учителях.
— Попасть в хорошие руки крайне важно. Мне повезло. В кино начинал у Тарковского. В Театре имени Моссовета работал с пятнадцати лет под руководством Ю. А. Завадского, с Н. Мордвиновым, который не учил меня буквально, но, выходя с ним на сцену, я учился и сценическому мастерству, и актерской этике, и принципам высокой нравственности. Мне посчастливилось играть на одной сцене и наслаждаться общением с В. П. Марецкой, Л. П. Орловой, С. Г. Бирман, Ф. Г. Раневской, Р. Я. Пляттом и многими другими.

— «Когда я был студентом...» — с чем у вас в первую очередь ассоциируется эта фраза?
— Я закончил два института — театральное училище имени Щукина и ВГИК. Что запомнилось? Солнечные аудитории. Первые серьезные размышления на профессиональные темы. Увлекательные специальные и общеобразовательные дисциплины. Учеба радовала — учился тому, что любил... Училище окончил за два с половиной года. Второй институт — ВГИК — был взят приступом за полтора года. Меня приняли сразу на третий курс. За год сдал все пятьдесят пять экзаменов экстерном.

— Как вы думаете, что в первую очередь отличает студентов?..
— В каком бы вузе человек ни учился, следует помнить, что он рожден для творческого постижения жизни и самого себя. Творчество — радость для ума и сердца. Ищи ее в своем призвании.

— Существует мнение, что человек, не обладающий жизненным опытом, не способен создать что-нибудь стоящее в искусстве. Это как делать «бумажные цветы». Что вы об этом думаете?
— Жизненный опыт — основа, на которой художник строит произведения. Но есть еще одно, по-моему, решающее начало — внутренний стержень, собственная идея жизни художника. И все проверяется одним — нужна ли его работа людям?

— Что в вашем понимании означает актерская зрелость?
— Зрелость актера, как и любого другого художника, — это все то же: выработанное мировоззрение.

— Что хотелось бы вам сохранить из уже приобретенного творческого опыта?
— Все.

— Ваши личные пристрастия в области кинематографа: режиссеры, актеры, фильмы...
— Глеб Панфилов, Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов, Андрей Тарковский, Федерико Феллини. Из актеров мне нравится Инна Чурикова. Высоцкий? Знал его еще в то время, когда он пробовался на роль, которую потом сыграл Зубков в «Ивановом детстве». Я был еще очень мал, а он уже актер Театра имени Пушкина... Потом он стал тем, кем он стал, — мы с ним общались уже реже. Хотя теплые отношения сохранились. Но в нем чувствовался налет легендарности, усталости от легенды «Высоцкий», агрессии на многое в мире. Этим чувством агрессии поэтическая часть его творчества мне не близка, даже отталкивает.

— Как бытъ неагрессивным?
— Оценивать адекватно все, что делается в мире, и собственную личность в нем.

— Это непросто.
— Но надо. Есть диалектика. Есть борьба старого и нового. Новое что-то хочет, старое чего-то не позволяет. Это и есть жизнь...

Если продолжать о моих кинематографических пристрастиях... Взяться за «сегодняшний день» — на это надо иметь особую отвагу. Ее имеет, например, Глеб Панфилов. Таким режиссером был и Шукшин. Он шел дорогой правды. Всегда шел на постановку фильма как на исповедь... Древние индусы говорили, что возрождение к грядущему миру придет из России. И были правы. Русский человек всегда человек ищущий. Хотя сейчас и есть опасность некоторой духовной сытости. К сожалению, и в деятелях искусства она встречается. Часто, общаясь с тем или иным актером или режиссером, чувствую, что главное для них — самовыразиться: «Я — гений!» А весь иной мир будто отсутствует. Это очень опасно. Это видно на экране: они — над всем остальным. Главное — себя показать. Самовыразиться, а как это действует на разум и сердце зрителей, читателей — не волнует. Вспомним Пушкина. Я думаю, что он знал, кем он был в этом мире. Но «я — гений» — нет, этим он не жил. Был разный — да, но этого не было.

— Вы снимались в фильмах Андрея Тарковского, интересно сыграли в «Игроке» по Достоевскому... Иным актерам (и интересным) редко выпадает играть роли такого накала — они играют нечто более спокойное, светлое, простое... Так видят вас режиссеры?
— Наверное. Внешний облик таков. Но внутри нет хаоса, напряжения, нервов, есть скорее покой. А внешний вид нервного человека. Я ведь так выгляжу, не правда ли?

— Именно так. Значит, остается перевоплощение...
— Это естественно. Раз ты актер, ты подчинять себя обязан роли, постановщику фильма, его идее.

— Как это было в «Андрее Рублеве»...
— Между «Ивановым детством» и «Андреем Рублевым» прошло четыре года. И снова я работал с Тарковским. И снова в том, что удалась роль, заслуга режиссера. Он очень четко выстроил «мою» часть фильма. Она может существовать совершенно самостоятельно. Роль Бориски сыграл неожиданно. Тарковский первоначально мне отвел роль Фомы — ту, которую в конце концов играл Кононов. Я упрашивал попробовать меня на роль Бориски. Режиссер мне ответил: «Ты еще мал, я взял на эту роль актера, которому за тридцать». А мне тогда было 18 лет. Но в конце концов его все-таки упросил. Результат известен. Именно этой роли обязан тем, что имя Бурляева как-то окрепло в кино. Вспоминаю: осень, октябрь месяц, все в шубах, а ты в робе, из брандспойтов поливают — дождь. Холод жуткий. Еще падать нужно с обрыва. Камни, глина. Я весь ободранный... Но какое это все было счастье!

— С какими сложностями, вы столкнулись в работе над «Игроком»?
— До этой роли я играл мальчиков. Герой Достоевского — 25-летний человек. В дни проб на этот фильм мне как раз исполнилось 25. Но эта роль — качественный скачок: все новое — и пластика и речь... К герою «Игрока», как ко всякой роли, шел долго и трудно. Первое время, чтобы стать им, мне надо было час-полтора до дубля находиться в одежде этого человека. Так тяжело я приближался к этому образу. Но через два-три месяца достаточно было уже одного вздоха, чтобы стать этим человеком. Вздох — и ты — ОН: пластика, глаза, голос. Я очень благодарен постановщику фильма Алексею Баталову за то, что он мне верил и не требовал долгих репетиций. Все, что есть в этом фильме, импровизационно. До первого дубля я обычно тихо произносил текст, не торопясь осваивал мизансцену, искал акценты. В дубле я уже жил этим образом. Не всякий режиссер отважится на такой метод работы.

— Сложно ли переходить из рук одного режиссера в руки другого? У Тарковского и у Баталова, наверное, разные методы работы?
— Я думаю, это как в жизни обычного человека — контакты с разными людьми. Все мы приспосабливаемся друг к другу. Так же и в кино.

— А вы любите читать Достоевского?
— Лет пять уже его не открывал.

— Это после фильма?
— Нет. Просто мне как человеку этот автор не близок. Прежде всего его отчаяние.

— Как сегодня складываются ваши «взаимоотношения» с театром?
— В театре не играю. Раньше — когда-то — я плакал от отчаяния, когда оканчивался спектакль, оканчивался вечер, надо было идти в жизнь, быть самим собой, жить среди людей неинтересной личностью. В 15 лет думал: не дай бог стать предателем театра. Теперь — кино. И на всю жизнь! Что ж, охват в киноискусстве больший. И больше возможности создать на экране живой человеческий мир, полный тайн человеческой психологии.

— Что вы делаете сейчас, где снимаетесь?
— Недавно кончил роль в грузинской картине «Опоры земли». Это необычный фильм. Дебют режиссера Романа Цурцумия, который до этого был оператором, на мой взгляд, одним из лучших. Он снял фильм «Красное и черное» вместе с режиссером Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Сейчас Роман неожиданно ярко дебютирует как режиссер. Работа хоть и первая, но она имеет то главное качество, что ее автор шел на этот фильм как на последний в своей жизни. Это исповедь. А именно так делается подлинное искусство. Здесь есть необычное для нашего экрана открытие таинств духа. Есть жизнь явная: мы общаемся друг с другом добром или с агрессией (у этого автора общение доброе, это фильм о помощи друг другу, искренней помощи). Но при всей явной жизни есть еще и жизнь разума, духа — человек постоянно открывает мир, полный тайн. Ощущение огромного неоткрытого мира звучит в этой картине... Что еще? Снимался в телефильме «Медный всадник» по Пушкину. Эту картину поставила Наталья Бондарчук, я сыграл роль Евгения. Пробовался на роль профессионального революционера В. А. Антонова-Овсеенко в фильме С. Бондарчука о Джоне Риде...

— День у актера, видимо, очень напряженный?..
— Актерский день... Скажем, в Ленинграде: в семь утра думаем, обговариваем роль. Далее полдня ты бегаешь без обуви по мокрому камню, играешь роль Евгения. Потом оттуда на площадь к Зимнему. Без обеда. Там одеваешься в одежды Антонова-Овсеенко... На съемках в Ленинграда я увидел работу популярного в зарубежном кино актера Франко Неро. Он играет Джона Рида. Как он держится в жизни? Прост, спокоен, вежлив. Ведь как часто представляют актера — нечто особенное, обязательно поза, гонор и т. д. Так вот, в жизни Неро — тихий, робкий, тактичный человек. Это первое. Второе — форма актера. Ему, если не ошибаюсь, 45 лет. Вот стоим мы втроем у реки — Сергей Бондарчук, Неро и я. Взяли по камушку и бросили: Бондарчук на 25 метров, я на 25, Неро — на 70. Не пьет. Не курит, так — одну- две сигареты в день. И все эти ограничения сознательны. Иначе он, актер, там у себя останется безработным человеком, перестанет быть тем актером, которым стал... Наблюдать за работой больших мастеров всегда интересно. Вот Бондарчук снимает: десять тысяч, участвующих в осаде Зимнего, семь камер — две на вертолетах и пять снизу... Очень интересно. Я учусь, на многое смотрю, как говорится, открыв рот... Это особые люди — Бондарчук и его учитель Герасимов. У них есть удивительная жажда жизни. Есть цельность, есть цель. Они из тех, кто постоянно одергивает вожжи собственного «я». Как Герасимов недавно читал от автора «Медного всадника»! Он оканчивал эпизод и восклицал: «Что же я так плохо! Зажат как школьник!» А ведь он читает эту вещь уже сорок лет! Плакал в кадре. Говорил: «Давайте еще раз!» — И снова, и снова читал.

— Чем объяснить тягу актеров к режиссерской работе? Как вы относитесь к тому, что многие актеры начинают заниматься литературой, а литераторы, скажем, снимаются в кино?..
— Человеку отпущено природой множество способностей. В будущем, вероятно, каждый будет обладать несколькими профессиями. Тяга актеров к режиссуре, к литературе, а литераторов к актерской деятельности закономерна. Художник хочет полнее реализовать отпущенные ему способности.

— Над чем вы работаете как режиссер?
— Весь прошлый год готовился к съемкам фильма «Лермонтов». Много читал, ездил по лермонтовским местам, беседовал с И. Л. Андрониковым, другими лермонтоведами. Потом неожиданно быстро, за месяц, написал сценарий. Вначале думал, что это будет фильм о жизни поэта в Грузит. Сейчас хочется сделать фильм вообще о жизни Михаила Юрьевича...

— Ваше личное отношение к Лермонтову?
— Целый год мне эта личность «не давалась». Идти на фильм, на экран с его отчаянием, с его чувством безысходности я не имел права. Искал в Лермонтове самые добрые черточки, его веру в то, что жить все-таки стоит. Это и будет главным в личности и фильме. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что всего Лермонтова невозможно охватить ни за час двадцать, ни за два часа сорок минут экранного времени. Поэтому взял лишь отдельные грани этой личности.

— Кто будет играть Лермонтова?
— Я сам пробовался на эту роль. Мне близок тот Лермонтов, мысли и устремления которого совпадают с идеей моей жизни, если так можно сказать. Если в нескольких словах определить эту идею?.. Это можно. Это самое сокровенное, самое тайное, интимное, но можно. Эта моя идея проявляется в коротких фильмах, которые поставил, — «Ванька-Каин», «Пошехонская старина», короткометражный фильм «Выбор», и во многих ролях, которые мне довелось сыграть. Она будет и в будущем фильме. В чем же она? Мне хочется, чтобы люди жили друг с другом в добре, мире и согласии. Вот это главное, если в двух словах. Жажда гармонического устройства мира. И Лермонтов думал об этом. У него есть высказывания о том, что его мечта — общее братство. Вот этот Лермонтов мне близок. Мне близок поэт, оставшийся с этой идеей до конца своей жизни.

— Что вы думаете о влиянии общей культуры на человека, занятого творческим трудом?
— Феллини, например, говорит о том, что он мало начитан и чуть ли не малообразован. Если поверить в это, то он, видимо, читал те немногие книги, делающие человека духовно богатым, подтверждающие правильность его природных устремлений. Культура человека, занимающегося творчеством, очень важна, но, по-моему, она определяется не количеством усвоенного, а качеством созвучного духу и разуму.

— А что вас волнует, кроме кино? Как, например, вы относитесь к современной музыке?
— Плохо. Много шума, много хаоса. Нет гармонии. Мне из музыки ближе всего ранняя Италия. В этой музыке есть покой, есть вера, есть те идеи, ради которых стоит жить.

— А из русских композиторов?
— Ближе всех Рахманинов.

— А литературные пристрастия? В поэзии...
— Пастернак... Вообще, нельзя сказать, что кто-то один наиболее яркая личность. Самая яркая — это Пушкин. Люблю Блока... Недавно снова открыл его для себя.

— А сыграть Блока вы бы не хотели?
— Недавно мне посчастливилось целый час читать Блока на телевидении.

— Но вы и сам пишете стихи?..
— Это увлечение с четырнадцати лет. Поэзия довольно существенная часть моей жизни. Когда-то меня спрашивали, кто я больше — актер или режиссер. Отвечал, что я прежде всего поэт, а потом режиссер и актер.

— А как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?
— Сейчас я прежде всего режиссер. Потом поэт, потом актер.

— Актер на последнем месте? А между тем у вас за плечами долгие годы актерской жизни, роли почти в пятидесяти фильмах... Как вы считаете, ваша судьба типична или исключительна?
— Каждая судьба исключительна и неповторима. Своей судьбе я благодарен...

* * *

— Вы раз двадцать видели сына на съемках. Какая роль Николая вам больше всего по душе? — спросили мы Татьяну Александровну, мать актера.

— Роль Ивана в «Ивановом детстве». Роль Бориски, отливающего колокол в «Андрее Рублеве». Это настоящее. Наши предки от земли произошли. Отец мой — старый большевик, с. Лениным работал, революцию делал. Я сама сорок пять лет отработала. В годы войны в цехе на авиационном заводе дня не пропустила. Девять детей родила. Двоих в войну. А сейчас у меня есть школа подшефная. 25 лет веду в ней общественную работу. Говорю все это для того, чтобы сказать, что и в кино мне больше по душе жизнь реальная, суровая. Не люблю легкости и безделья» И Николая в сказках и комедиях не люблю. Предпочитаю драму, напряжение.

Беседу вели Элла Матонина и Юрий Бугелский
1982 год

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Когда-то, перебирая ст...
Подагра. Залейте 300 г...
Частенько ночью, если ...
По обратной связи приш...
Увы, сегодня практичес...
Фотогалерея
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
В 1970 г. Леонард Хасл...
Есть ли в природе люди...
Почему уходящие вдаль ...
Отдельные страницы
Вот не жалко - мужик д...
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
16,004,442 уникальных посетителей