March 25 2025 17:03:03
Навигация
Последние статьи
· Как правильно растит...
· Весна - огород, дача...
· Русские летчики в ос...
· Михаил Сергеевич Ряз...
· Советский авиаконстр...
Иерархия статей
Статьи » Авиация » Советский авиаконструктор Ильюшин
Советский авиаконструктор Ильюшин

Создатель «Илов»

Сергей Владимирович Ильюшин — один из выдающихся советских авиаконструкторов. К сожалению, о его жизни и конструкторской деятельности написано пока мало, а в опубликованных материалах не обошлось без недомолвок и «белых пятен». Вышедшая недавно в свет книга  лауреата Государственной премии, доктора технических наук генерал-полковника авиации в отставке А. Пономарева восполняет эти пробелы.

На ее страницах рассказывается о трудовом пути сына вологодского крестьянина, будущего знаменитого авиаконструктора, еще мальчишкой познавшего тяжелый, непосильный труд и жестокую эксплуатацию. Победа Великого Октября открыла перед солдатом-авиамотористом Сергеем Ильюшиным широкую дорогу в жизнь.

Способный человек, поистине народный самородок С. Ильюшин после окончания Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского становится одним из первых инженеров-механиков Красного Воздушного Флота. Наставником и воспитателем, старшим товарищем его стал большевик-ленинец, один из организаторов и создателей советской авиации П. Баранов.

В сложной обстановке 30-х годов под руководством Сергея Владимировича был создан совершенный по тем временам дальний бомбардировщик ДБ-3 (ДБ-Зф, Ил-4). Его летно-технические данные превосходили характеристики аналогичных самолетов западных конструкторов, в частности бомбардировщиков гитлеровских люфтваффе.

В этот же период Ильюшин по собственной инициативе начинает проектирование самолета переднего края. Однако для того чтобы добиться развертывания массового производства и принятия штурмовика на вооружение, конструктору пришлось преодолеть немало трудностей, порожденных командно-административным подходом к управлению авиационной промышленностью.

Руководящим принципом развития советской авиации в те годы был лозунг, провозглашенный И. Сталиным: «Летать дальше всех, быстрее всех, выше всех». От формального соответствия этому принципу и зависело решение о принятии на вооружение самолетов новых типов. А молодой и малоизвестный в стране конструктор Ильюшин в 1938 году внес предложение построить бронированный штурмовик, обладающий незначительной дальностью, сравнительно небольшой скоростью и малой высотой полета. Только благодаря принципиальности и своей настойчивости конструктор доказал необходимость такого самолета-штурмовика.

В октябре 1939 года опытная двухместная машина поднялась в воздух. Вскоре вопрос о принятии ее на вооружение ВВС обсуждался в кабинете И. Сталина. После этого конструктору предложили в целях увеличения скорости и дальности полета будущего «ила» выпускать его в одноместном варианте, то есть беззащитным от атак истребителей противника с задней полусферы. Ильюшин был вынужден это волевое и жесткое решение выполнить. Но и одноместный штурмовик без внимания простоял в ангаре почти целый год. Лишь после обращения Сергея Владимировича в Политбюро ЦК ВКП(б) в конце 1940 года начались государственные испытания и подготовка самолета к серийному выпуску.

Неоправданная задержка с производством «илов» дорого обошлась нашим Вооруженным Силам. До начала Великой Отечественной войны в части ВВС поступило всего 249 новых одноместных штурмовиков Ил-2.

События первых недель войны подтвердили, что конструктор, задумавший свой самолет как двухместный, оказался прав. Вскоре последовало строгое указание: срочно перейти на выпуск «илов» с двумя кабинами. Но для этого потребовались определенное время и дополнительные затраты. А двухместные «илы» в большом количестве начали поступать на фронт только осенью 1942 года. С этой поры Ил-2 стал самым грозным отечественным боевым самолетом.

Автор на конкретных примерах показывает успешные боевые действия экипажей дальних бомбардировщиков Ил-4 и штурмовиков Ил-2. Каждый боевой вылет свидетельствовал о мужестве и мастерстве летного состава, высокой боевой эффективности, живучести, превосходных летно-тактических данных самолетов, построенных под руководством Ильюшина. К сожалению, большинство ярких боевых эпизодов в послевоенные годы были преданы забвению, стали недоступны широкому кругу читателей, В книге рассказывается об этом.

Многие ее страницы посвящены роли Сергея Владимировича в создании реактивной авиации. Им был построен первый реактивный бомбардировщик Ил-28, обладавший для своего времени лучшими летно-тактическими данными.

Проектируя боевые самолеты, С. Ильюшин постоянно жил мечтой о разработке надежных, комфортабельных и дешевых пассажирских самолетов. Еще во время войны он приступил к созданию пассажирского Ил-12. В последующие годы на линии Аэрофлота вышли Ил-14, Ил-18 и межконтинентальный лайнер Ил-62.

Автор книги более шестидесяти лет прослужил в Военно-Воздушных Силах, прошел за эти годы путь от моториста военно-авиационной школы летчиков до заместителя главнокомандующего ВВС. Он хорошо знал генерального конструктора С. Ильюшина, участвовал в создании многих «илов». Ему удалось просто и интересно, на строго научной основе рассказать о творчестве выдающегося советского конструктора, академика, трижды Героя Социалистического Труда, его соратниках и об особенностях работы над основными типами «илов».

В наши дни великое и благородное дело С. Ильюшина продолжает Опытное конструкторское бюро, носящее его имя. Им руководит лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда академик Г. Новожилов. Под его руководством созданы транспортный самолет Ил-76 и широкофюзеляжный аэробус Ил-86. В ближайшее время поднимется в небо новый межконтинентальный пассажирский самолет Ил-96-300. Подходят к завершению и работы над постройкой самолета для местных воздушных линий Ил-114.

В рецензируемой книге специфические технические вопросы излагаются в доступном широким кругам читателей повествовании. Думается, она привлечет внимание военных и гражданских авиаторов, работников авиационной промышленности, молодежь — всех, кому дорога история советской авиации.

Генерал-майор авиации А. Аюпов, доктор технических наук
1989 г.

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
В 1967 г. на платформе...
Султанат Окуси Амбено ...
В 1948 году житель шта...
В чем секрет самовозго...
Может ли таракан жить ...
Фотогалерея
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
В 1970 г. Леонард Хасл...
Есть ли в природе люди...
Почему уходящие вдаль ...
Отдельные страницы
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,690,820 уникальных посетителей