Дом на берегу Тихвинки
В старинном русском городе Тихвине ранней весной 1844 года в небольшом домике берегу Тихвинки родился мальчик. В честь дяди, вице-адмирала, его нарекли Николаем, и в семейном календаре появилась запись: «6 марта 1844 года пополудни в 4 часа 53 минуты в Тихвине родился Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Этот календарный листок с записью, сделанной отцом, Андреем Петровичем, и шерстяная распашонка младенца, связанная матерью, Софьей Васильевной, были бережно сохранены как драгоценные семейные реликвии и теперь выставлены для обозрения в витрине Государственного дома-музея Н. А. Римского-Корсакова. А старинные часы голландской работы сегодня безмолвно покоятся на столике, показывая одно и то же время — время рождения будущего композитора.
С рождением Николая Андреевича к дому была сделана пристройка, но расположение и назначение старых комнат не изменились. Прежняя бытовая обстановка не сохранилась, но отдельные мемориальные вещи — а их немало — как бы вводят нас в атмосферу тех лет.
Комната Софьи Васильевны теперь носит музейное название — «Зал №1». Отсюда посетители начинают осмотр дома, мемориальных вещей и выставки, рисующей жизнь и творчество великого русского композитора.
Вот подлинные портреты отца и матери композитора, написанные маслом: неизвестный художник изобразил Софью Васильевну и Андрея Петровича в молодые годы. На стене, под стеклом, — старинный бювар с родовым гербом Римских-Корсаковых, вышитым на холсте крепостной крестьянкой. Здесь выставлена и желтая шелковая ленточка, на которой родители с 1845-го по 1861 год отмечали рост своего младшего сына, Николая.
Дом жил тихой, размеренной жизнью. В праздники ходили к обедне в Знаменскую церковь или слушали песнопения в Успенском соборе Большого мужского монастыря, колокольный звон из которого в летнее время доносился в комнаты через открытые окна. Софья Васильевна постоянно хлопотала в саду. В зимние вечера вся семья собиралась в уютной «красной гостиной». Софья Васильевна обычно занималась вышиванием, а Андрей Петрович, сидя в кресле, читал ей вслух или садился к старенькому фортепиано и проигрывал отрывки из «Танкреда», «Весталки» или «Волшебной флейты». Николай, забравшись с ногами на диван, рисовал картинки или рассматривал альбомы.
Кресло Андрея Петровича, его ноты и вышитые руками Софьи Васильевны бисерные кошельки, бюварчики и многие другие вещи сохранились до наших дней.
...Сопровождаемые музыкой Н. А. Римского-Корсакова, звучащей через скрытые динамики, посетители переходят в следующие залы дома-музея.
В музейном зале №2 была столовая Римских-Корсаковых. Здесь — кафельная печь, потолок с лепным карнизом, старинные, украшенные резьбой двустворчатые двери.
В доме-музее много фотографий, рисунков, макетов... Они рассказывают о различных периодах жизни и творчества Н. А. Римского-Корсакова, о славном прошлом русской музыкальной культуры. Перед нами — портреты композиторов «Могучей кучки», фотографии известных оперных артистов, принесших славу русскому искусству, знаменитых дирижеров, эскизы прославленных художников, писавших декорации к операм Римского-Корсакова.
Здесь стоит также рояль композитора, находившийся когда-то в его петербургской квартире. За этим роялем Николай Андреевич сочинил большую часть своих произведений. На нем играли композиторы «Могучей кучки», Стасов, Глазунов, Лядов, Чайковский. В один из музыкальных вечеров у Римского- Корсакова Петр Ильич познакомил «кучкистов» с финалом своей Второй симфонии. Под аккомпанемент этого инструмента пели Шаляпин, Забела-Врубель, Мравина и другие известные артисты.
Н. А. Римский-Корсаков покинул родной дом еще в 1856 году и в последний раз был в Тихвине в 1862 году, на похоронах отца. Однако в течение всей его жизни не прерывались незримые связи с родным краем. Эти связи явственно ощущаются во многих произведениях композитора: в операх «Псковитянка», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», в таких симфонических произведениях, как «Воскресная увертюра».
Следующий, третий зал (всего их шесть) — это и есть «красная гостиная». Правда, красных обоев с золотыми разводами, от которых комната получила свое название, уже нет. Теперь в этой комнате собраны ленты от лавровых венков, поднесенных композитору в разное время, издания на русском и иностранных языках его книги «Летопись моей музыкальной жизни». На фотографиях запечатлены сцены из опер «Ночь перед Рождеством», «Млада», «Садко», «Моцарт и Сальери», портреты артистов в разных ролях.
В летнее время можно подняться в мезонин, с балкона которого открывается вид на Тихвинку. В мезонине когда-то находила детская Николая. Теперь летом в саду устраиваются «музыкальные пятницы» — концерты звукозаписи.
Формы просветительной деятельности Дома-музея Н. А. Римского-Корсакова разнообразны: лекции на предприятиях и в учреждениях города и района, научные сессии, традиционные вечера, посвященные дню рождения композитора, областные и межобластные исполнительские конкурсы имени Римского-Корсакова, концерты, на которых учащиеся музыкальных учебных заведений Ленинградской области выступают с сочинениями великого композитора.
В доме-музее ведется научно-исследовательская работа. За последние годы его фонды пополнились архивными материалами оригиналах и микрофотокопиях; образует фонд автографов композитора. Создана библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг, журналов и нотных изданий — среди них много редких. Дом-музей является обладателем интересной коллекции театральных афиш, программ и либретто опер Н. А. Римского-Корсакова, начиная с 70-х годов прошлого столетия; собраны афиши, программы и фотографии спектаклей оперных театров социалистических стран. В состав ученого совета дома-музея входят видные композиторы музыкальные деятели Ленинграда.
В Тихвине существует Общество друзей музея Римского-Корсакова. В него входят не только тихвинцы и ленинградцы, но москвичи, киевляне, жители Клина, Новосибирска, Новокузнецка, Саратова и других городов Советского Союза. Члены общества присылают дому-музею книги, фотографии, документы и материалы, связанные с жизнью и деятельностью композитора.
Ежегодно дом-музей посещают тысячи людей, приезжающих из разных городов и республик нашей страны.
Н. Петров, 1968 год |