Злоключения «Хитрой крестьянки»
В конце прошлого сезона Цюрихский театр поставил оперу Джованни Баттиста Перголези «Хитрая крестьянка». Судьба этого произведения необычна. Долгое время упоминания о нем встречались лишь в старинных источниках, а самой оперы никто не знал: партитура ее считалась утерянной. Правда, в начале нашего века ноты оперы были обнаружены и в 1941 году напечатаны в одиннадцатом томе Полного собрания сочинений композитора. Однако многие музыковеды оспаривают принадлежность произведения перу Перголези. Так в последнем издании энциклопедии Римана прямо указывается, что «Хитрая крестьянка» приписывается Перголези ошибочно. Исследователи доказывают, что опубликованное произведение сочинено известным немецким композитором XVIII века Иоганном Адольфом Хассе. В партитуру включен дуэт из оперы «Фламиния» Перголези — это последнее обстоятельство и ввело в заблуждение составителей собрания сочинений.
Но злоключения «Хитрой крестьянки» на этом не кончились. В последние годы интерес к музыке Перголези значительно возрос, многие театры стали все чаще обращаться к постановке произведений этого замечательного музыканта, прожившего всего 26 лет (1710-1736). Среди исследователей и пропагандистов творчества итальянского композитора был и швейцарский музыковед Иоханнес ван Гаабек-Галли. Несколько лет назад по его инициативе в Цюрихе увидела свет рампы забытая опера Перголези — «Ливьетта и Траколло». Ученый сам сделал и немецкий перевод текста, и инструментовку: в его распоряжении был лишь авторский клавир. Позже когда оперой заинтересовались в Вене, он случайно узнал, что в архивах Неаполя и Брюсселя есть копии партитуры оперы, и решил познакомиться с ними.
Но когда по почте был получен из Брюсселя экземпляр нот, исследователь поразился. Перед ним была не опера «Ливьетта и Траколло». а совершенно незнакомое произведение, которое оказалось... оперой «Хитрая крестьянка». Ничего общего с оперой Хассе под тем же названием, кроме того же дѵэта из «Фламинии», в музыке не было. Второй экземпляр «Хитрой крестьянки», полученный из Неаполя, подтвердил авторство Перголези: пометки, содержавшиеся в нем, помогли установить, что именно эта опера ставилась в ряде городов Италии и Испании как его произведение. Наконец, в пользу авторства Перголези свидетельствуют и художественные особенности произведения: яркий, темпераментный музыкальный почерк композитора, которому в эпоху создания оперы было немногим более двадцати лет.
Итак, «Хитрая крестьянка» Перголези через двести с лишним лет впервые увидела свет рампы в Цюрихском оперном театре. Успех превзошел все ожидания. По общему мнению критиков, произведение это хоть и уступает признанному шедевру Перголези — «Служанке-госпоже», но вполне достойно украсить репертуар современных театров.
Опера проста для постановки. В ней очень немного действующих лиц, главные из которых — предприимчивая крестьянская девушка Скинтилла (сопрано) и влюбленный в нее богатый глупец дон Табаррано (бас). Дон Табаррано переодевается пиратом, а девушка, разгадав его коварные замыслы, грозит богачу публичным разоблачением. Все кончается браком, который помогает девушке стать богатой, а ее незадачливому поклоннику — избежать суда и позора.
1968 г.
*** |