Подготовка ОВС НАТО - по итогам 1993 года
Обучение штабов и войск Североатлантического союза в 1993 году строилось в соответствии с новыми положениями коалиционной военной доктрины блока. При этом, по заявлениям представителей военного руководства НАТО, главные усилия в ходе оперативной и боевой подготовки направлялись на совершенствование форм и способов совместного применения видов вооруженных сил и родов войск (сил) в операциях начального периода войны. Большое внимание уделялось также совершенствованию механизма «управления кризисами» с использованием как политико-экономических мер, так и военной силы. В частности, для отдельных частей и подразделений вооруженных сил стран-участниц был введен специальный курс обучения действиям в миротворческих операциях. Продолжительность этого курса составляла четыре-шесть недель. Его программой предусматривалась отработка ряда специфических вопросов: наблюдение за выполнением условий перемирия и разоружением, действия на контрольно-пропускных пунктах, патрулирование в буферных зонах, разъединение противоборствующих сторон и другие.
Значительное влияние на ход оперативной и боевой подготовки оказало также задействование контингента войск альянса в операции по выполнению резолюций ООН по бывшей Югославии. Как заявило руководство блока, использование сил и средств НАТО для урегулирования югославского кризиса позволило отработать задачи боевого применения объединенных ВВС и ВМС в миротворческих операциях, и в первую очередь вопросы организации взаимодействия, разведки и управления.
Вместе с тем привлечение командований и штабов ОВС блока к отслеживанию ситуации в бывшей Югославии, использование сил и средств для доставки гуманитарных грузов, проведение морской и воздушной блокады района конфликта вызвало необходимость корректировки планов учебно-боевой деятельности и сокращения масштабов учений на Южно- Европейском ТВД. В частности, было отменено проведение уведомляемого в соответствии с Венским документом 1992 года учения ОВС НАТО на ЮЕ ТВД «Дрэгон хаммер-93».
Характерным для учебного периода 1993 года было привлечение к мероприятиям вооруженных сил государств Центральной и Восточной Европы (Польши, Чехии, Болгарии), проведенным как по коалиционным, так и по совместным планам. При этом предусматривалась в основном отработка совместных действий в поисково-спасательных операциях, а также по ликвидации последствий стихийных бедствий (землетрясения, аварии на АЭС и предприятиях химической промышленности). Кроме того, военнослужащие некоторых из этих государств проходили обучение в военно-учебных заведениях НАТО и стран-участниц блока.
Значительное внимание в ходе учебно-боевой деятельности уделялось проверке эффективности создаваемых коалиционных и национальных командных структур вооруженных сил, оценке возможностей многонациональных формирований и отработке вариантов их применения. Как сообщалось в иностранной печати, особое внимание уделялось управлению войсками (силами) на Северо-Западном Европейском и Центрально-Европейском театрах военных действий, в пределах которых произошли наиболее существенные изменения командных структур. При этом в рамках проведенных во второй половине 1993 года оперативных мероприятий руководство войсками (силами) уже осуществлялось с учетом новой нарезки этих ТВД. В частности, по заявлению военного руководства ОВС НАТО, при проведении тренировок органов управления на ЦЕ ТВД «Бэтл стаф трейнинг-93/2» главное командование блока на этом театре осуществляло руководство ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов, а вновь сформированные командования объединенных сухопутных войск и ВВС - действиями своих видов вооруженных сил.
По мнению экспертов блока, ликвидация промежуточных командных структур (штабов Северной и Центральной групп армий, 2 и 4 ОТАК) значительно повысила оперативность управления войсками (силами). Вместе с тем отмечалось, что для более эффективного функционирования новых командных структур необходимо проведение дополнительных мероприятий, направленных на повышение слаженности их работы. Кроме того, не в полной мере решены вопросы организации взаимодействия между командованиями и штабами внутри ЦЕ ТВД, а также между главными командованиями на Центрально-Европейском и Северо-Западном Европейском ТВД.
Большое внимание в ходе учебно-боевых мероприятий уделялось исследованию принципов применения многонациональных формирований и поиску их оптимальной структуры. Эти вопросы рассматривались в качестве основных при проведении почти всех учений. Кроме того, детально исследовались вопросы организации взаимодействия между частями и подразделениями различной национальной принадлежности, ведения совместных боевых действий, боевого и тылового обеспечения войск и другие.
По предварительным оценкам военных специалистов, формирования многонационального состава, в первую очередь армейский корпус, обладают достаточно высокими боевыми возможностями, позволяющими использовать их как в наступательных, так и в оборонительных операциях. Однако не в полном объеме решены вопросы совместимости в систем связи и управления войсками и оружием. Определенные трудности создают различия в уровне подготовки штабов и войск стран-участниц, а также языковой барьер.
Оперативная подготовка коалиционных штабов и командований оперативно-стратегического звена проводилась по планам НАТО. Основными формами подготовки объединенных вооруженных сил оставались командно-штабные учения видов вооруженных сил (родов войск и специальных войск), проверки боевой готовности, тренировки и сборы руководящего и командного состава, проводимые в масштабах объединенных командований на театре войны, театрах военных действий, в районах (зонах) ТВД, а также в масштабах ОТАК.
Руководство учениями в зависимости от масштаба и района их проведения осуществляли ВТК ОВС блока в Европе и на Атлантике, главнокомандующие ОВС на театрах военных действий, а учениями национальных вооруженных сил - командующие (командиры) соответствующих объединений (соединений).
Обучение офицерского состава и штабов оперативно-тактического звена до полевой армии включительно, а также боевая подготовка частей (кораблей) и подразделений организовывалась по национальным планам стран-участниц с обязательным учетом требований командований ОВС НАТО и под их контролем.
Годовой набор учебных мероприятий предусматривал последовательную отработку в течение года широкого спектра задач по принципу «от простого к сложному». С учетом целевой направленности проводимых мероприятий, характера отрабатывавшихся задач и состава привлекавшихся сил и средств учебный год условно включал три периода: зимний, весенне-летний и осенний.
Зимний период характеризовался проведением большого количества совещаний и конференций руководящего состава, а также командно-штабных учений. Основное внимание при этом уделялось вопросам организации надежного управления вооруженными силами как на этапе непосредственной подготовки, так и в ходе войны. С этой целью осуществлялись интенсивные тренировки личного состава органов управления, частей и подразделений связи по обеспечению устойчивого и непрерывного руководства войсками (силами) в различных условиях обстановки.
В рамках этого периода практически все органы высшего военно-политического руководства блока и штабы объединений и соединений до дивизии включительно получили практику управления войсками и организации боевых действий. Кроме того, в ходе проведенных учебных мероприятий были отработаны вопросы развертывания пунктов управления в полевых районах, доукомплектования подразделений связи личным составом и техническими средствами, осуществлена подготовка к вводу в действие и использование резервных и арендованных гражданских линий (каналов) связи.
В ходе весенне-летнего периода осуществлялась интенсивная боевая учеба войск по национальным планам. Ее основная цель заключалась в совершенствовании индивидуальной подготовки личного состава к выполнению функциональных обязанностей, а также в проведении слаживания подразделений и частей.
Завершающим этапом учебно-боевой деятельности объединенных и национальных вооруженных сил стран НАТО в 1993 году явился осенний период. В это время по коалиционным и национальным планам проводились итоговые мероприятия учебно-боевой деятельности для комплексной оценки обученности штабов и войск.
По сообщению иностранной военной печати, в истекшем году продолжалось сокращение привлекаемых к учениям войск и боевой техники. При этом интенсивность учебно-боевой деятельности сохранилась на прежнем уровне, что достигалось прежде всего за счет применения в процессе обучения современных автоматизированных систем моделирования боевой обстановки, позволяющих командованиям и штабам отрабатывать учебные задачи с привлечением минимально необходимого количества личного состава.
Использование при проведении КШУ компьютерных средств моделирования боевой обстановки привело к возникновению нового вида командно-штабных учений, получивших название компьютерных КШУ. Они отличались от традиционных рядом существенных особенностей. В частности, действия обучаемых «не были привязаны» к жесткому замыслу, так как динамика боевых действий моделируется и оперативно отображается на выходных устройствах в соответствии с принимаемыми решениями. Кроме того, автоматизированные системы позволяют объективно оценивать уровень профессиональной подготовки командного состава путем выдачи количественно-качественных показателей материализации принятых решений.
При проведении компьютерных КШУ существенно расширяются возможности по отработке вопросов организации и ведения боевых действий, исследованию способов и форм применения войск (сил) и новых образцов оружия и военной техники в операциях с учетом различных аспектов (экономических, политических, географических и других).
В 1993 году компьютерные КШУ проводились главным образом в рамках стратегических и оперативно-стратегических штабов и командований на базе американского центра компьютерного моделирования в Рамштейн (ФРГ).
По сообщению немецкого журнала «Хеер», в перспективе компьютерные учения станут основной формой подготовки командиров и штабов также и в тактическом звене. С учетом этого в настоящее время специалисты ряда ведущих западноевропейских стран разрабатывают и внедряют системы моделирования для проведения такого рода учений в звене «корпус-дивизия» и в видах вооруженных сил.
В целом проведение компьютерных учений, по оценке экспертов блока, обеспечивает: - повышение выучки командного состава приуменьшении количества войсковых учений; - значительное сокращение количества крупномасштабных войсковых учений, подлежащих уведомлению в соответствии с венскими договоренностями;
- повышение скрытности общей направленности оперативной и боевой подготовки войск и изменений, вносимых в концепции боевого применения ОВС НАТО; - оперативность корректировки планов проведения учений в соответствии с текущими изменениями военно-политической обстановки в Европе и мире; - снижение ущерба, наносимого окружающей среде.
Важное место в усилении интенсивности боевой подготовки военные эксперты НАТО и национальных вооруженных сил отводят применению в учебном процессе технических средств обучения (ТСО), в первую очередь различных тренажеров и имитаторов. Использование ТСО позволяет без снижения качества подготовки специалистов экономить значительные финансовые средства. Так, по оценке немецкого журнала «Вердинст», применение тренажеров для обучения наводчиков танка «Леопард» позволяет сократить расход 120-мм снарядов с 48 до 30 штук в год. А ежегодный экономический эффект только за счет уменьшения расходов на боеприпасы составляет около 114 млн. марок ФРГ.
В связи с этим в ряде стран-участниц разработаны концепции и комплексные программы по созданию для вооруженных сил новых и модернизации существующих ТСО. Кроме того, ведется активный поиск и концептуальное обоснование порядка и принципов их использования в войсках и военных учебных заведениях.
В качестве первоочередных шагов для реализации программ по созданию технических средств обучения уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые к ним в современных условиях и на ближайшее десятилетие:
- идентичность тактико-технических возможностей ТСО и соответствующих систем оружия и боевой техники; - возможность объединения нескольких ТСО низшего порядка в более сложные структуры, чтобы процесс обучения имел комплексный и многоплановый характер; - обеспечение реалистичности отрабатываемых учебных задач и создание «обстановки на поле боя», близкой к реальной, включая интенсивное применение «противником» средств РЭБ и оружия массового поражения; - способность тренажеров контролировать и оперативно реагировать на ошибки обучаемых; - надежность технических средств обучения, возможность их использования для подготовки различных категорий военнослужащих; - оперативная совместимость и стандартизация ТСО на национальном, двустороннем и общеблоковом уровнях; - использование при создании ТСО наиболее совершенных конструктивно-технических решений, позволяющих в дальнейшем проводить их модернизацию.
В соответствии с разработанными планами технические средства обучения предусматривается использовать для индивидуального обучения, для обучения в составе отделения (экипажа, расчета) и в составе подразделений (рота, батальон).
По сообщению западных средств массовой информации, особое внимание уделяется созданию специальных учебных центров боевой подготовки, располагающих различными по назначению ТСО и автоматизированными системами моделирования боевой обстановки. Они предназначаются для боевой учебы танковых и мотопехотных подразделений и будут, как предполагается, оснащены следующей техникой: компьютерной системой моделирования боевой обстановки и комплектами ТСО для обучения командиров и штабов; средствами отображения тактической обстановки (дисплеями); системами сбора, обработки, хранения и распределения данных; средствами, позволяющими оценивать уровень подготовки командного состава и штабов; комплектами ТСО для индивидуального обучения личного состава (тренажеры, имитаторы стрельбы, контрольные устройства); техническим оборудованием для наблюдателей и посредников (средства радиосвязи и передачи данных, видеозаписывающая аппаратура, специальные контрольные устройства).
Внедрение ТСО в практику учебно-боевой деятельности вызвало необходимость пересмотра и корректировки программ боевой подготовки. В частности, предусматривается сократить сроки обучения специалистов, пересмотреть нормы расхода моторесурсов и боеприпасов в сторону их уменьшения. Более того, в перспективе планируется практически все мероприятия боевой подготовки войск проводить с использованием различных видов тренажеров, имитаторов и других средств автоматизации учебного процесса.
В целом интенсивность оперативной и боевой подготовки в 1993 году сохранилась на уровне предыдущих лет. Не претерпели существенных изменений направленность учебно-боевых мероприятий и структура годового цикла обучения. Вместе с тем появились некоторые новые моменты, связанные с решением задач «управления кризисами». Так, значительное внимание уделялось отработке вариантов использования контингентов войск коалиции в миротворческих операциях. Реорганизация структуры вооруженных сил альянса обусловила исследовательский характер большинства учений. При этом детально и всесторонне оценивались эффективность новых командных структур блока и боевые возможности многонациональных формирований. Новым в учебной деятельности было также привлечение к учебным мероприятиям вооруженных сил стран, не входящих в НАТО.
Подполковник Н. Голубев, 1994 г.
*** |