November 02 2024 23:45:21
Навигация
Последние статьи
· Кто вы - Жан Батист?..
· The Magic of Metal
· Бессмертие Вольфганг...
· The Bank of America:...
· 1974 - Soviet Foreig...
· Do professional voca...
· Vyacheslav Lemeshev ...
· Хоккей на траве
· 1782 год – премьера ...
· Непокоренная Сандуга
· Знаменитые архитекто...
· Лотос орехоносный
· Камчатка - гейзеры, ...
· Сухопутные войска Ис...
· Аварийность мирового...
Иерархия статей
Статьи » Армия - оружие, организация, подготовка » Оперативная и боевая подготовка ОВС НАТО
Оперативная и боевая подготовка ОВС НАТО

Подготовка ОВС НАТО - по итогам 1993 года

Обучение штабов и войск Североатлантического союза в 1993 году строилось в соответствии с новыми положениями коалиционной военной доктрины блока. При этом, по заявлениям представителей военного руководства НАТО, главные усилия в ходе оперативной и боевой подготовки направлялись на совершенствование форм и способов совместного применения видов вооруженных сил и родов войск (сил) в операциях начального периода войны. Большое внимание уделялось также совершенствованию механизма «управления кризисами» с использованием как политико-экономических мер, так и военной силы. В частности, для отдельных частей и подразделений вооруженных сил стран-участниц был введен специальный курс обучения действиям в миротворческих операциях. Продолжительность этого курса составляла четыре-шесть недель. Его программой предусматривалась отработка ряда специфических вопросов: наблюдение за выполнением условий перемирия и разоружением, действия на контрольно-пропускных пунктах, патрулирование в буферных зонах, разъединение противоборствующих сторон и другие.

Значительное влияние на ход оперативной и боевой подготовки оказало также задействование контингента войск альянса в операции по выполнению резолюций ООН по бывшей Югославии. Как заявило руководство блока, использование сил и средств НАТО для урегулирования югославского кризиса позволило отработать задачи боевого применения объединенных ВВС и ВМС в миротворческих операциях, и в первую очередь вопросы организации взаимодействия, разведки и управления.

Вместе с тем привлечение командований и штабов ОВС блока к отслеживанию ситуации в бывшей Югославии, использование сил и средств для доставки гуманитарных грузов, проведение морской и воздушной блокады района конфликта вызвало необходимость корректировки планов учебно-боевой деятельности и сокращения масштабов учений на Южно- Европейском ТВД. В частности, было отменено проведение уведомляемого в соответствии с Венским документом 1992 года учения ОВС НАТО на ЮЕ ТВД «Дрэгон хаммер-93».

Характерным для учебного периода 1993 года было привлечение к мероприятиям вооруженных сил государств Центральной и Восточной Европы (Польши, Чехии, Болгарии), проведенным как по коалиционным, так и по совместным планам. При этом предусматривалась в основном отработка совместных действий в поисково-спасательных операциях, а также по ликвидации последствий стихийных бедствий (землетрясения, аварии на АЭС и предприятиях химической промышленности). Кроме того, военнослужащие некоторых из этих государств проходили обучение в военно-учебных заведениях НАТО и стран-участниц блока.

Значительное внимание в ходе учебно-боевой деятельности уделялось проверке эффективности создаваемых коалиционных и национальных командных структур вооруженных сил, оценке возможностей многонациональных формирований и отработке вариантов их применения. Как сообщалось в иностранной печати, особое внимание уделялось управлению войсками (силами) на Северо-Западном Европейском и Центрально-Европейском театрах военных действий, в пределах которых произошли наиболее существенные изменения командных структур. При этом в рамках проведенных во второй половине 1993 года оперативных мероприятий руководство войсками (силами) уже осуществлялось с учетом новой нарезки этих ТВД. В частности, по заявлению военного руководства ОВС НАТО, при проведении тренировок органов управления на ЦЕ ТВД «Бэтл стаф трейнинг-93/2» главное командование блока на этом театре осуществляло руководство ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов, а вновь сформированные командования объединенных сухопутных войск и ВВС - действиями своих видов вооруженных сил.

По мнению экспертов блока, ликвидация промежуточных командных структур (штабов Северной и Центральной групп армий, 2 и 4 ОТАК) значительно повысила оперативность управления войсками (силами). Вместе с тем отмечалось, что для более эффективного функционирования новых командных структур необходимо проведение дополнительных мероприятий, направленных на повышение слаженности их работы. Кроме того, не в полной мере решены вопросы организации взаимодействия между командованиями и штабами внутри ЦЕ ТВД, а также между главными командованиями на Центрально-Европейском и Северо-Западном Европейском ТВД.

Большое внимание в ходе учебно-боевых мероприятий уделялось исследованию принципов применения многонациональных формирований и поиску их оптимальной структуры. Эти вопросы рассматривались в качестве основных при проведении почти всех учений. Кроме того, детально исследовались вопросы организации взаимодействия между частями и подразделениями различной национальной принадлежности, ведения совместных боевых действий, боевого и тылового обеспечения войск и другие.

По предварительным оценкам военных специалистов, формирования многонационального состава, в первую очередь армейский корпус, обладают достаточно высокими боевыми возможностями, позволяющими использовать их как в наступательных, так и в оборонительных операциях. Однако не в полном объеме решены вопросы совместимости в систем связи и управления войсками и оружием. Определенные трудности создают различия в уровне подготовки штабов и войск стран-участниц, а также языковой барьер.

Оперативная подготовка коалиционных штабов и командований оперативно-стратегического звена проводилась по планам НАТО. Основными формами подготовки объединенных вооруженных сил оставались командно-штабные учения видов вооруженных сил (родов войск и специальных войск), проверки боевой готовности, тренировки и сборы руководящего и командного состава, проводимые в масштабах объединенных командований на театре войны, театрах военных действий, в районах (зонах) ТВД, а также в масштабах ОТАК.

Руководство учениями в зависимости от масштаба и района их проведения осуществляли ВТК ОВС блока в Европе и на Атлантике, главнокомандующие ОВС на театрах военных действий, а учениями национальных вооруженных сил - командующие (командиры) соответствующих объединений (соединений).

Обучение офицерского состава и штабов оперативно-тактического звена до полевой армии включительно, а также боевая подготовка частей (кораблей) и подразделений организовывалась по национальным планам стран-участниц с обязательным учетом требований командований ОВС НАТО и под их контролем.

Годовой набор учебных мероприятий предусматривал последовательную отработку в течение года широкого спектра задач по принципу «от простого к сложному». С учетом целевой направленности проводимых мероприятий, характера отрабатывавшихся задач и состава привлекавшихся сил и средств учебный год условно включал три периода: зимний, весенне-летний и осенний.

Зимний период характеризовался проведением большого количества совещаний и конференций руководящего состава, а также командно-штабных учений. Основное внимание при этом уделялось вопросам организации надежного управления вооруженными силами как на этапе непосредственной подготовки, так и в ходе войны. С этой целью осуществлялись интенсивные тренировки личного состава органов управления, частей и подразделений связи по обеспечению устойчивого и непрерывного руководства войсками (силами) в различных условиях обстановки.

В рамках этого периода практически все органы высшего военно-политического руководства блока и штабы объединений и соединений до дивизии включительно получили практику управления войсками и организации боевых действий. Кроме того, в ходе проведенных учебных мероприятий были отработаны вопросы развертывания пунктов управления в полевых районах, доукомплектования подразделений связи личным составом и техническими средствами, осуществлена подготовка к вводу в действие и использование резервных и арендованных гражданских линий (каналов) связи.

В ходе весенне-летнего периода осуществлялась интенсивная боевая учеба войск по национальным планам. Ее основная цель заключалась в совершенствовании индивидуальной подготовки личного состава к выполнению функциональных обязанностей, а также в проведении слаживания подразделений и частей.

Завершающим этапом учебно-боевой деятельности объединенных и национальных вооруженных сил стран НАТО в 1993 году явился осенний период. В это время по коалиционным и национальным планам проводились итоговые мероприятия учебно-боевой деятельности для комплексной оценки обученности штабов и войск.

По сообщению иностранной военной печати, в истекшем году продолжалось сокращение привлекаемых к учениям войск и боевой техники. При этом интенсивность учебно-боевой деятельности сохранилась на прежнем уровне, что достигалось прежде всего за счет применения в процессе обучения современных автоматизированных систем моделирования боевой обстановки, позволяющих командованиям и штабам отрабатывать учебные задачи с привлечением минимально необходимого количества личного состава.

Использование при проведении КШУ компьютерных средств моделирования боевой обстановки привело к возникновению нового вида командно-штабных учений, получивших название компьютерных КШУ. Они отличались от традиционных рядом существенных особенностей. В частности, действия обучаемых «не были привязаны» к жесткому замыслу, так как динамика боевых действий моделируется и оперативно отображается на выходных устройствах в соответствии с принимаемыми решениями. Кроме того, автоматизированные системы позволяют объективно оценивать уровень профессиональной подготовки командного состава путем выдачи количественно-качественных показателей материализации принятых решений.

При проведении компьютерных КШУ существенно расширяются возможности по отработке вопросов организации и ведения боевых действий, исследованию способов и форм применения войск (сил) и новых образцов оружия и военной техники в операциях с учетом различных аспектов (экономических, политических, географических и других).

В 1993 году компьютерные КШУ проводились главным образом в рамках стратегических и оперативно-стратегических штабов и командований на базе американского центра компьютерного моделирования в Рамштейн (ФРГ).

По сообщению немецкого журнала «Хеер», в перспективе компьютерные учения станут основной формой подготовки командиров и штабов также и в тактическом звене. С учетом этого в настоящее время специалисты ряда ведущих западноевропейских стран разрабатывают и внедряют системы моделирования для проведения такого рода учений в звене «корпус-дивизия» и в видах вооруженных сил.

В целом проведение компьютерных учений, по оценке экспертов блока, обеспечивает: - повышение выучки командного состава приуменьшении количества войсковых учений; - значительное сокращение количества крупномасштабных войсковых учений, подлежащих уведомлению в соответствии с венскими договоренностями;

- повышение скрытности общей направленности оперативной и боевой подготовки войск и изменений, вносимых в концепции боевого применения ОВС НАТО;
- оперативность корректировки планов проведения учений в соответствии с текущими изменениями военно-политической обстановки в Европе и мире;
- снижение ущерба, наносимого окружающей среде.

Важное место в усилении интенсивности боевой подготовки военные эксперты НАТО и национальных вооруженных сил отводят применению в учебном процессе технических средств обучения (ТСО), в первую очередь различных тренажеров и имитаторов. Использование ТСО позволяет без снижения качества подготовки специалистов экономить значительные финансовые средства. Так, по оценке немецкого журнала «Вердинст», применение тренажеров для обучения наводчиков танка «Леопард» позволяет сократить расход 120-мм снарядов с 48 до 30 штук в год. А ежегодный экономический эффект только за счет уменьшения расходов на боеприпасы составляет около 114 млн. марок ФРГ.

В связи с этим в ряде стран-участниц разработаны концепции и комплексные программы по созданию для вооруженных сил новых и модернизации существующих ТСО. Кроме того, ведется активный поиск и концептуальное обоснование порядка и принципов их использования в войсках и военных учебных заведениях.

В качестве первоочередных шагов для реализации программ по созданию технических средств обучения уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые к ним в современных условиях и на ближайшее десятилетие:

- идентичность тактико-технических возможностей ТСО и соответствующих систем оружия и боевой техники;
- возможность объединения нескольких ТСО низшего порядка в более сложные структуры, чтобы процесс обучения имел комплексный и многоплановый характер;
- обеспечение реалистичности отрабатываемых учебных задач и создание «обстановки на поле боя», близкой к реальной, включая интенсивное применение «противником» средств РЭБ и оружия массового поражения;
- способность тренажеров контролировать и оперативно реагировать на ошибки обучаемых;
- надежность технических средств обучения, возможность их использования для подготовки различных категорий военнослужащих;
- оперативная совместимость и стандартизация ТСО на национальном, двустороннем и общеблоковом уровнях;
- использование при создании ТСО наиболее совершенных конструктивно-технических решений, позволяющих в дальнейшем проводить их модернизацию.

В соответствии с разработанными планами технические средства обучения предусматривается использовать для индивидуального обучения, для обучения в составе отделения (экипажа, расчета) и в составе подразделений (рота, батальон).

По сообщению западных средств массовой информации, особое внимание уделяется созданию специальных учебных центров боевой подготовки, располагающих различными по назначению ТСО и автоматизированными системами моделирования боевой обстановки. Они предназначаются для боевой учебы танковых и мотопехотных подразделений и будут, как предполагается, оснащены следующей техникой: компьютерной системой моделирования боевой обстановки и комплектами ТСО для обучения командиров и штабов; средствами отображения тактической обстановки (дисплеями); системами сбора, обработки, хранения и распределения данных; средствами, позволяющими оценивать уровень подготовки командного состава и штабов; комплектами ТСО для индивидуального обучения личного состава (тренажеры, имитаторы стрельбы, контрольные устройства); техническим оборудованием для наблюдателей и посредников (средства радиосвязи и передачи данных, видеозаписывающая аппаратура, специальные контрольные устройства).

Внедрение ТСО в практику учебно-боевой деятельности вызвало необходимость пересмотра и корректировки программ боевой подготовки. В частности, предусматривается сократить сроки обучения специалистов, пересмотреть нормы расхода моторесурсов и боеприпасов в сторону их уменьшения. Более того, в перспективе планируется практически все мероприятия боевой подготовки войск проводить с использованием различных видов тренажеров, имитаторов и других средств автоматизации учебного процесса.

В целом интенсивность оперативной и боевой подготовки в 1993 году сохранилась на уровне предыдущих лет. Не претерпели существенных изменений направленность учебно-боевых мероприятий и структура годового цикла обучения. Вместе с тем появились некоторые новые моменты, связанные с решением задач «управления кризисами». Так, значительное внимание уделялось отработке вариантов использования контингентов войск коалиции в миротворческих операциях. Реорганизация структуры вооруженных сил альянса обусловила исследовательский характер большинства учений. При этом детально и всесторонне оценивались эффективность новых командных структур блока и боевые возможности многонациональных формирований. Новым в учебной деятельности было также привлечение к учебным мероприятиям вооруженных сил стран, не входящих в НАТО.

Подполковник Н. Голубев, 1994 г.

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Жертва ферзя Пригля...
Насчет предела для чуг...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,046,679 уникальных посетителей