Военно-воздушные силы Норвегии
Основой норвежской военной политики («политики безопасности») является участие в НАТО. Наращиванию военного потенциала этого империалистического блока в определенной степени способствует непосредственный вклад Норвегии, которая по размерам военных расходов на душу населения занимает в НАТО одно из первых мест. Поддерживая решения вашингтонской сессии совета НАТО (май 1978 года), Норвегия обязалась вплоть до начала 90-х годов ежегодно увеличивать свои военные расходы не менее чем на 3 проц. Она все активнее участвует в работе разных органов Североатлантического союза, в том числе и в группе ядерного планирования.
На норвежской территории регулярно проводятся маневры объединенных вооруженных сил блока. Ее инфраструктура подготовлена к приему сил союзников и их использованию в случае так называемых кризисных ситуаций. В частности, им предоставлена возможность использования восьми авиационных баз, а также складирования тяжелого вооружения уже в мирное время для бригады морской пехоты ВМС США, предназначенной для переброски в Северную Норвегию.
На территории страны размещены радионавигационные станции «Омега», ЛОРАН-С и другие объекты, обслуживающие американские атомные подводные лодки, патрулирующие в Северной Атлантике, а также самолеты ДРЛО и управления Е-ЗА командования АВАКС НАТО.
Правительство Норвегии неукоснительно выполняет решения руководства Североатлантического союза о дальнейшем развитии национальных вооруженных сил, и прежде всего их оснащении новейшими образцами вооружения. При этом большее внимание уделяется ВВС, которые наряду с военной авиацией Дании и ФРГ составляют основу объединенных ВВС НАТО на Северо-Европейском ТВД.
Ниже, по данным, опубликованным в зарубежной печати, приводятся задачи, организация, состав, боевая подготовка и направления развития ВВС Норвегии.
Задачи, организация и боевой состав. Как отмечалось в иностранной прессе, норвежские ВВС призваны решать следующие основные задачи: наносить удары по наземным и морским объектам противника в тактической и оперативно-тактической глубине, оказывать авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС в ходе ведения ими наступательных и оборонительных действий, вести воздушную разведку наземных и морских объектов, прикрывать крупные административные центры и группировки войск от ударов с воздуха, выполнять воздушные переброски войск и грузов.
Особые задачи возлагаются на норвежские ВВС в угрожаемый период, когда ожидается переброска войск усиления из США, Великобритании, Канады и других стран НАТО на Северо-Европейский ТВД. В этой связи они должны поддерживать аэродромы в постоянной готовности для приема авиации союзников и создавать на них необходимые запасы авиационного топлива и других средств МТО.
В 1970 году в вооруженных силах Норвегии произошли реорганизационные мероприятия. Главное их содержание — объединение всех видов вооруженных сил под единым руководством (ГК ВС — главное командование вооруженных сил). Вместо командующего ВВС был назначен главный инспектор, который вошел в состав ГК ВС и был подчинен непосредственно их главнокомандующему. Он является специальным советником последнего по вопросам боевого использования ВВС.
Главный инспектор ВВС несет ответственность за боеготовность частей и подразделений, подготовку личного состава, безопасность полетов, а также контролирует их развитие и оснащение. Руководство ими он осуществляет через свой штаб, который включает соответствующие отделы и инспекции (личного состава, боевой подготовки и т. д.).
Организационно ВВС состоят из двух региональных командований (в Северной и Южной Норвегии) и командования тыла. Последнее является составной частью тыла вооруженных сил и в мирное время подчиняется министру обороны, поэтому вопросы тылового обеспечения ВВС главный инспектор решает через главнокомандующего вооруженными силами страны.
Региональное командование в военное время является основным объединением военно-воздушных сил НАТО на СЕ ТВД. Его органы управления совмещены с органами управления соответствующего командования объединенных ВВС блока. В мирное время оно комплектуется только частями и подразделениями ВВС Норвегии и подчиняется командующему вооруженными силами страны в регионе. В состав командования входят части и подразделения различного назначения, в том числе авиационные: главная база, база и эскадрилья.
Главная авиационная база является авиационной частью и объединяет как боевые, так и обеспечивающие подразделения, дислоцирующиеся на одном аэродроме. Ей присваивается наименование этого аэродрома. В нее могут входить несколько авиационных эскадрилий и все необходимые подразделения административной и тыловой служб. Командир главной авиабазы отвечает за материально-техническое обеспечение эскадрилий и подготовку личного состава.
Авиационная база предназначена для использования в военное время и располагает ограниченным количеством обеспечивающих подразделений, необходимых для поддержания ее в состоянии готовности к приему боевых частей.
Авиационная эскадрилья включает несколько звеньев (отрядов) и имеет на вооружении, как правило, однотипные самолеты (вертолеты). В мирное время командир эскадрильи по оперативным вопросам подчинен непосредственно командующему ВВС регионального командования, а по административном службе - командиру авиабазы.
Рис. 1. Организация ВВС Норвегии
Подробнее организационная структура ВВС Норвегии показана на рис. 1.
Командование ВВС в Северной Норвегии (штаб в Будё) включает семь авиационных эскадрилий, в том числе истребительную (331 иаэ), истребительно-бомбардировочную (334 ибаэ), транспортную (719 траэ), патрульную (333 паз) и три вертолетные (330, 337 и 339-я), а также несколько дивизионов зенитной артиллерии.
331-я истребительная авиационная эскадрилья (авиабаза Вудё) имеет на вооружении 18 самолетов F-16, оснащенных управляемыми ракетами AIM-9В «Сайдвиндер» класса «воздух- воздух». Уже в мирное время она передана в оперативное подчинение объединенных ВВС НАТО и решает задачи ПВО. Ее экипажи постоянно несут боевое дежурство и осуществляют перехват воздушных целей в Северной Атлантике.
334-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья (Будё) вооружена самолетами F-16 (по штату 18 машин), оснащенными различным оружием для нанесения ударов по наземным целям. С поступлением на вооружение управляемых ракет «Пингвин-3» класса «воздух—корабль» эскадрилья будет действовать и по надводным целям. Одновременно с этим она может решать задачи ПВО.
333-я патрульная авиационная эскадрилья (Аннёйя) имеет семь базовых патрульных самолетов Р-3В «Орион». Она предназначена для обнаружения надводных кораблей и подводных лодок в прилегающих к территории страны морских районах с одновременным их поражением. В мирное время используется для ведения воздушной разведки над морем, а полученная информация передается в соответствующие штабы вооруженных сил Норвегии и других стран НАТО.
719-я транспортная авиационная эскадрилья (Вудё) занимается воздушными перевозками в интересах всех видов вооруженных сил страны. В ней имеются военно-транспортные самолеты DHC-6 «Твин Оттер» (несколько машин), вертолеты поиска и спасения UH-1B (два).
330-я вертолетная авиационная эскадрилья оснащена поисково-спасательными вертолетами «Си Кинг» (10 машин). Ее штаб и звено А (четыре вертолета) находятся на авиабазе Вудё. Остальные звенья (В, С и D, по два вертолета в каждом) несут дежурство соответственно на аэродромах Банак, Эрланн и Сула.
337-я (6 «Линкс») и 339-я (15 UH-1B) вертолетные эскадрильи дислоцируются на авиабазе Бардуфосс. Первая решает задачи охраны и проведения поисково-спасательных работ в районах нефте- и газодобывающих комплексов и рыболовства. Вторая действует в интересах сухопутных войск, осуществляя тактические воздушные перевозки личного состава и грузов.
Аэродромы Будё, Аннёйя и Бардуфосс прикрываются батареями зенитной артиллерии (в среднем три батареи на каждый). Батарея 3А включает четыре огневых взвода и радиолокационную станцию обнаружения и целеуказания. В каждом огневом взводе имеются зенитные пушки «Бофоре» L70 или L60 и два пулемета калибра 12,7 мм.
Командование ВВС в Южной Норвегии (штаб в Йотта) включает две истребительно-бомбардировочные (336 и 338 ибаэ), одну истребительную (332 иаэ), одну транспортную (335 траэ) и одну вертолетную (720 ваз) эскадрильи, дивизион ЗУР «Найк-Геркулес» и подразделения зенитной артиллерии.
336-я истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья (авиабаза Рюгге) вооружена самолетами F-16. В качестве резерва в ней имеется несколько устаревших тактических истребителей F-5А и В, которыми оснащена 338 ибаэ (Эрланн). Основное предназначение этих подразделений — нанесение ударов по наземным и морским целям с использованием авиационных бомб, а также управляемых ракет класса «воздух—земля». В частности, основным оружием самолетов 338 ибаэ считаются УР «Буллпап». В зарубежной печати сообщалось, что в конце 1988 года экипажи данной эскадрильи начнут переучиваться на самолеты F-16 (для ее перевооружения, а также для восполнения потерь истребителей F-16 в других эскадрильях дополнительно заказано еще 24 самолета этого типа).
332-я истребительная авиационная эскадрилья (Рюгге) решает задачи ПВО. Одновременно на ее базе осуществляется переучивание летного состава на самолеты F-16. Поэтому в ее составе, кроме одноместных боевых самолетов F-16A, есть и двухместные учебно-боевые машины F-16B.
335-я транспортная авиационная эскадрилья (Гардермуен) имеет на вооружении шесть военно-транспортных самолетов C-130H «Геркулес» и несколько самолетов специального назначения, используемых для калибровки наземных радиотехнических средств, ведения РЭБ и перевозки высшего руководящего состава, а также высокопоставленных зарубежных гостей.
720-я вертолетная авиационная эскадрилья (Рюгге) оснащена вертолетами UH-1B. Она предназначена для решения задач в интересах сухопутных войск, а также участвует в выполнении поисково-спасательных работ.
Дивизион ЗУР «Найк-Геркулес» (штаб в Осло) включает четыре батареи (по девять пусковых установок), расположенных вокруг столицы. Кроме того, аэродромы Рюгге, Гардермуен, Листа, Вернес, Сула и Эрланн прикрыты батареями зенитной артиллерии (в среднем четыре на каждом).
В целом, как отмечается в западной прессе, все силы и средства ПВО Норвегии организационно входят в Северную зону ПВО НАТО и распределены между секторами ПВО «Север» и «Юг», границы которых совпадают с границами региональных командований. Оперативный центр зоны (ОЦЗ) расположен в Колсос.
Непосредственное управление истребителями-перехватчиками и ЗРК командование секторов ПВО осуществляет через центры управления и оповещения (ЦУО) системы «Пейдж», которые решают задачи обнаружения и сопровождения воздушных целей, наведения на них истребителей, сбора данных о воздушной обстановке и передачи их в оперативные центры секторов и зоны.
На каждый ЦУО замыкаются два-три поста наблюдения и оповещения (НПО), которые организуют сбор данных о воздушной обстановке и передачу их в ЦУО. Как сообщается в иностранной печати, на территории Норвегии развернуто также несколько постов дальнего радиолокационного обнаружения, что значительно повышает возможности всей системы по обнаружению воздушных целей и наведению на них активных средств ПВО.
Командование тыла ВВС (штаб в Кьеллер) ведает вопросами тылового обеспечения всех частей и подразделений ВВС. Ему подчинены центральные и региональные органы управления, а также части снабжения. Непосредственное руководство и контроль за деятельностью подразделений МТО осуществляют командующие ВВС в Северной и Южной Норвегии через тыловые органы своих штабов. В составе командования насчитывается около 1000 человек личного состава, из которых почти 50 проц, работают на ремонтных предприятиях.
В связи с принятием на вооружение ВВС самолетов F-16 проводится значительная реорганизация системы материально-технического обеспечения. Так, с целью быстрого обмена информацией, а также координации поставок запасных частей и агрегатов развертывается автоматизированная система управления частями и подразделениями МТО.
В настоящее время, как отмечает западная печать, всего в ВВС Норвегии насчитывается почти 10000 человек личного состава, не считая 2500 резервистов, проходящих службу в подразделениях ПВО «хемверца» (добровольная военизированная организация), около 100 боевых, 13 военно-транспортных и 15 учебных самолетов, а также до 60 вертолетов. Кроме того, в ВВС, имеется 36 пусковых установок ЗУР «Найк-Геркулес» и 96 зенитных 40-мм пушек L60 и L70.
Подготовка личного состава и боевая учеба частей и подразделений ВВС
Подготовка личного состава для ВВС страны осуществляется в военных школах (училищах) так называемого основного обучения и в высших военных учебных заведениях.
В первых готовится летный и технический состав, а также специалисты для частей ПВО и различных служб. К таким учебным заведениям относятся: летная школа в Вернес, технический учебный центр в Кьеллер, командный учебный центр в Ставерн. Последний включает командную школу ВВС, офицерскую школу ВВС, зенитную школу ПВО и отделение курсового обучения. Дальнейшее повышение квалификации и получение высшего образования осуществляются в офицерской школе в Ставерн, военной школе ВВС в Тронхейм и штабной школе вооруженных сил в Осло.
Особое внимание уделяется подготовке летного состава. Она начинается в упомянутой выше летной школе в Вернес. Здесь производится отбор и первоначальная подготовка молодых летчиков. Задача школы — выявить способности кандидатов к летной работе и отсеять неспособных на возможно раннем этапе обучения. Касаясь этого вопроса, иностранная пресса сообщала, что ежегодно в эту школу поступает до 600 заявлений. Отборочные испытания, которые проводятся 3 раза в год, включают психологическую проверку (при этом отсеивается до 50-60 проц, кандидатов), а также пробный полет на самолете с целью определения годности к летной работе. Отобранные лица в течение девяти месяцев проходят курс общевойсковой подготовки и первоначального обучения на легком поршневом самолете MFI-15 «Сафари» с налетом 25 ч. На данном этапе отсев составляет также около 50 проц.
Успешно завершившие этот этап подготовки направляются для дальнейшего обучения в США (до 50 человек). Там каждому из них на практическую летную подготовку отводится более 200 ч (в соответствии с профилем обучения — реактивная, транспортная, патрульная авиация).
Курсанты, закончившие подготовку в США, возвращаются в Норвегию и завершают свое образование. После этого, получив первичное офицерское звание, они направляются в строевые части, где каждый, согласно ежегодным планам боевой подготовки, должен налетать около 180 ч. В рамках этого налета он обязан выполнить различные упражнения, в том числе с реальным бомбометанием или стрельбой по воздушным целям. В зависимости от результатов прохождения курса летчикам присваивается квалификация «полностью боеготовый» или «ограниченно боеготовый». По принятым в НАТО требованиям, «полностью боеготовый» считается летчик (экипаж), который выполнил зачетные упражнения и подготовлен к боевым действиям в сложных метеорологических условиях днем и ночью.
Боевая учеба частей и подразделений ВВС организуется с целью поддержания я дальнейшего повышения уровня их боеготовности. Она проводится в процессе повседневной боевой подготовки, во время различных учений и маневров в рамках национальных вооруженных сил, а также ОВС НАТО. В ходе их экипажи готовятся к выполнению боевых задач, присущих каждому роду авиации. Кроме этого, командование ВВС Норвегии практикует проведение специальных учений и тренировок, в частности по отработке действий личного состава в особых условиях.
Касаясь последнего, зарубежная печать подчеркивает, что в норвежских ВВС регулярно организуются учения по проверке подготовленности летного состава к выживанию в случае потери самолета над территорией противника и действиям летчиков при попадании в плен, а также по борьбе с диверсионными группами. В роли противника, как правило, выступает группа по борьбе с террористами из полицейского управления г. Осло, личный состав разведывательной и контрразведывательной школы министерства обороны Норвегии.
Также учения чаще всего проводятся на сильно пересеченной горно-лесистой местности, в условиях, приближенных к боевым. Летный состав, играющий роль потерпевшего аварию, получает полевой паек на сутки, полетные карты, компасы и другое имущество, предусмотренное в снаряжении, и выбрасывается в назначенный район. В ходе учений проверяются действия экипажей в этих условиях, особенно в плане психологической подготовки.
Кроме того, проводятся учения по ликвидации последствий катастрофы при посадке самолета. В них принимают участие также самолеты ВВС других стран, в том числе США и Великобритании. Одно из таких учений началось с имитации столкновения транспортного самолета и истребителя. Затем личный состав авиабазы, полиции и медицинской службы приступил к выполнению спасательных работ, расчистке ВПП и ликвидации других последствий катастрофы.
Перспективы развития ВВС. Судя по сообщениям иностранной печати, командование норвежских вооруженных сил в первую очередь намерено усовершенствовать систему ПВО страны, которая, по мнению военных экспертов НАТО, в настоящее время не обеспечивает надежного прикрытия пунктов выгрузки (морских портов и аэродромов), а также районов развертывания частей и подразделений усиления, которые в случае «чрезвычайной» обстановки должны прибыть сюда из США, Великобритании и Канады. В связи с этим военное руководство Норвегии в настоящее время активно проводит мероприятия, направленные на развитие системы ПВО, основные из которых планируется выполнить, к 1990 году. К ним относится принятие на вооружение модернизированных в соответствии с требованиями командования ВВС страны ЗРК «Усовершенствованный Хок». Кроме того, по планам развития инфраструктуры и усиления объединенной гистемы ПВО НАТО «Пейдж» ведется строительство позиций для трехкоординатных РЛС HADR шахтного типа в Северной и Южной Норвегии. Эти станции будут работать полностью в автоматическом режиме и способны обнаруживать воздушные цели на большом расстоянии (более 400 км). Намечается также усовершенствовать состоящие на вооружении 40-мм зенитные пушки L70. Батареи ЗА планируется оснастить новыми радиолокационными прицелами и снабдить более современными боеприпасами.
Рис. 2. Тактический истребитель F-16 ВВС Норвегии с опытным образцом противокорабельной ранеты «Пингвин-3»
Помимо этого, значительное внимание уделяется повышению боевых возможностей ударной авиации. В частности, как уже отмечалось выше, планируется приобрести еще 21 тактических истребителя F-16 и перевооружить ими 338 нбаэ. Кроме того, проводятся работы по модернизации тактических истребителей F-16 и F-5. Предусматривается замена их бортовых РЛС, обнаружительных приемников, навигационного оборудования и средств связи более современными. На вооружение самолетов F-16 поступят новые управляемые ракеты «Пингвин-3» класса «воздух-корабль» (рис. 2) с дальностью стрельбы до 50 км. Для замены устаревших вертолетов UH-1В в течение ближайшего времени планируется закупить новые транспортные вертолеты «Супер Пума».
Как отмечается в зарубежной печати, в результате осуществления вышеуказанных мероприятий ВВС Норвегии будут располагать необходимыми активными средствами ПВО для прикрытия основных авиабаз и портов, предназначенных для приема войск союзников, и транспортными средствами для переброски их в районы развертывания.
Полковник В. Артемьев «Зарубежное военное обозрение» №11 1987 г.
*** |