October 04 2024 07:13:01
Навигация
Последние статьи
· Mixer Money - ликбез...
· О вреде курения
· Авиация: конструкцио...
· Лабораторные мыши - ...
· ВВС Норвегии
· Танковый батальон США
· Упражнения - гимнаст...
· Зал был почти пуст
· …Думал я прежде о долге
· Забытая отвертка
· Кок на атомной субма...
· Панчо Владигеров бол...
· Танки и Холодная война
· Кредо актера
· Болгарская эстрада в...
Иерархия статей
Статьи » Музыка, театр, кино » Трио великих певцов
Трио великих певцов

Рубини, Тамбурини и Виардо 1843-1844 гг.

В своих «Записках» М. Глинка вспоминает об одном выдающемся событии в музыкальной жизни Петербурга прошлого века: «Зимою приехали к нам Рубини, Тамбурини и Виардо-Гарсия. Завелся итальянский театр. Виардо была превосходна».

125 лет назад (статья написана в 1968 году - прим. Претич) петербургские гастроли двух замечательных представителей итальянского bel canto - Джованни Рубини (1794-1854), Антонио Тамбурини (1800-1876) и французской певицы Полины Виардо (1821-1910) положили начало так называемой петербургской итальянской опере. Из года в год, почти до начала нашего столетия, выступали на русской сцене выдающиеся певцы Италии, а позднее и Франции, Бельгии, Швеции, Польши, Германии...

Петербургские гастроли в сезоне 1843/44 года проходили с участием русских певцов, во главе с выдающимся басом О. А. Петровым (1806-1878), создателем образов Ивана Сусанина (1836) и Руслана (1842) в операх Глинки, а также хора императорских театров.

Многие оперы Россини, Доницетти, Беллини были представлены в тот сезон. В отзывах прессы, например, о «Севильском цирюльнике» большая дань восторга была отдана Рубини — Альмавиве и Тамбурини — Фигаро. Но Полине Виардо — Розине было уделено наибольшее место:

«Что за теплота, что за увлекательная прелесть (Lieblichkeit) в этом голосе. Вы слышите в ее пении как бы двух певиц — Зонтаг и Пасту, (искусство одной и мощь другой».

Так писал безымянный рецензент «Литературной газеты», напоминая своим читателям о предшествовавших «Итальянской опере» отдельных выступлениях в петербургских концертах великих певиц — Генриетты Зонтаг (Германия) и Джудитты Паста (Италия).

...В опере Россини «Отелло» исполнявший главную партию Рубини и Тамбурини — Яго снова вызвали восхищение того же рецензента, особенно в дуэте второго акта: «Эти два дивных голоса будто сроднились, сжились с детства; они знают все свои слабости и достоинства; один уступает другому первенство там, где другой может выказать свой блеск и силу...»

А Виардо — Дездемоне было отведено особое место: «...Не ищите в ней сценической артистки, у которой .все придумано, рассчитано, заучено, у которой каждое движение грациозно, (каждый эффект театрален. Нет; в ней ничего этого нет... Вы видите перед собой Дездемону, а не г-жу Виардо...»

Трио великих певцов запечатлелось в памяти композитора А. Серова. Так, о «Сомнамбуле» Беллини он писал: «Эльвин — Рубини, Амина — Виардо, граф — Тамбурини! Какое блестящее созвездие талантов первостепенных, несравнимых!

Кто слушал тогда «Сомнамбулу» в этом удивительном исполнении, и слушал так, как следует слушать, наверное и до сих пор хранит в себе память о каждой подробности трех главных ролей, в лице их незабвенных представителей...»

Заслуги Виардо, Рубини и Тамбурини перед нашим музыкальным искусством заключались еще и в том, что они первыми из иностранных певцов исполняли русскую музыку. К. Брюллов увековечил их своим рисунком, как первых исполнителей в Петербурге оперы А. Ф. Львова (1798-1870) «Бианка и Гвалтиеро», музыка которой, правда, не отличалась высокими достоинствами. Но исполняли они и произведения Глинки. Например, знаменитое трио из «Ивана Сусанина» — «Не томи, родимый». Глинка, находившийся тогда в заграничном путешествии, живо откликался на письма друзей, сообщавших ему об этом событии. А в 1853 году великий композитор делился с сестрой Л. И. Шестаковой в письме: «Певица Виардо произвела ужаснейший восторг в моем трио: «Ах, не мне, бедному сиротинушке», что она пела по-русски...»

Сцена из оперы Бианка и Гвалтиеро Литография с рисунка К. Брюллова
Сцена из оперы «Бианка и Гвалтиеро». Литография с рисунка К. Брюллова

По-русски пела Виардо и в своих московских концертах (например, «Соловья» Алябьева, ранее исполнявшегося ею с огромным успехом в спектакле «Севильский цирюльник» в Петербурге). Последний раз она в ступала в Москве в 1853 году (прибыв из Петербурга по только что отстроенной железной дороге, а не в карете, как это было, тех пор). Вернувшись из России в Лондон где она должна была начать свои гастроли, Виардо о русских своих впечатлениях рассказала А. И. Герцену, многие годы восторгавшемуся искусством певицы.

Н. Алексеев
«Музыкальная жизнь» №21 1968 год

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Ох уж эти игры - прямо...
Не - это все унылые иг...
Системные требования с...
Президент Турции Редже...
Что-то ни черта не нак...
Статьи
Просто вы в настройках...
Такой вопрос имеется: ...
К сожалению много их о...
Мой отзыв: плохая водк...
Есть недостаток! Здесь...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
14,930,183 уникальных посетителей