October 07 2024 14:47:35
Навигация
Последние статьи
· Mixer Money - ликбез...
· О вреде курения
· Авиация: конструкцио...
· Лабораторные мыши - ...
· ВВС Норвегии
· Танковый батальон США
· Упражнения - гимнаст...
· Зал был почти пуст
· …Думал я прежде о долге
· Забытая отвертка
· Кок на атомной субма...
· Панчо Владигеров бол...
· Танки и Холодная война
· Кредо актера
· Болгарская эстрада в...
Иерархия статей
Статьи » Морской флот » ПКР Penguin Mk 1, Mk 2, Mk 3 - AGM-119
ПКР Penguin Mk 1, Mk 2, Mk 3 - AGM-119

Противокорабельный ракетный комплекс «Пингвин» AGM-119

Противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Пингвин» предназначен для поражения надводных кораблей малого и среднего водоизмещения на дистанциях до 30 км в сложных физико-географических и метеорологических условиях. Он находится на вооружении надводных кораблей и береговых батарей ВМС Норвегии, ракетных катеров ряда других капиталистических стран — участниц агрессивного блока НАТО, разрабатывается также его самолетный вариант. В состав комплекса входят противокорабельная ракета (ПКР) «Пингвин», пусковая установка и система управления стрельбой.

ПКР «Пингвин» начала разрабатываться в 60-х годах фирмой «Конгсберг вапенфабрик» по заданию ВМС Норвегии с участием их специалистов. К ракете, по сообщениям зарубежной печати, предъявлялись следующие требования: соответствие дальности ее действия возможностям корабельных средств обнаружения цели и целеуказания; способность боевой части поражать корабли класса эскадренный миноносец; наличие автономной системы наведения на цель; соответствие критерию «стоимость/эффективность», так как ракета предназначена для кораблей классов ракетный катер и фрегат.

По мнению иностранных специалистов, такие требования были реализованы в значительной степени благодаря технической и финансовой помощи со стороны США и ФРГ.

Разработка ПКР «Пингвин-Мk1» класса «корабль — корабль» была завершена в 1970 году, после чего она стала поступать на вооружение ракетных катеров норвежского флота. В 1973 году в ходе дальнейшего совершенствования отдельных узлов и системы управления была создана ПКР «Пингвин-Мk2» (рис. 1), а несколько позже на ее базе — противокорабельный ракетный комплекс берегового базирования.

ПКР Penguin Mk 1, Mk 2, Mk 3 - AGM-119 ракеты НАТО
Рис. 1. Противокорабельная ракета «Пингвин-Мk2»

Согласно данным справочника «Джейн», по состоянию на начало 1982 года ракетами «Пингвин-Мk1 и Мk-2» класса «корабль—корабль» были вооружены пять фрегатов типа «Осло» и ракетные катера: 40 норвежских (типов «Хаук», «Шторм» и «Снёгг»), девять турецких («Картал»), шесть греческих («Ла Комбаттант»), несколько шведских («Хугин»).
В США проведена серия испытаний ПКР «Пингвин-Мк2» и рассматривается возможность принятия ее на вооружение сторожевых катеров флота.

С середины 70-х годов в Норвегии создается новая модификация — «Пингвин- МkЗ» класса «воздух—корабль», которая с середины 80-х годов должна поступить на вооружение самолетов F-16 ВВС.

Тактико-технические характеристики ПКР «Пингвин»

Характеристики ракет Пингвин Мk 1, Mk 2, Mk 3 для армий стран НАТО

Все модификации ПКР «Пингвин» выполнены по аэродинамической схеме «утка» с крылом крестообразной формы в средней части корпуса и четырьмя рулями управления в носовой. Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.

Ракета состоит из головной и боевой частей, а также двигателя.

В головной части размещаются: инерциальная система наведения (автопилот), радиовысотомер, пассивная инфракрасная головка самонаведения (ГСН), блоки обработки сигналов, выработки и передачи команд управления, источники питания.

Инерциальная система наведения в сочетании с радиовысотомером обеспечивают вывод ПКР в район вероятного местонахождения цели согласно программе, которая вырабатывается и вводится системой управления стрельбой в бортовую аппаратуру перед пуском. В «Пингвин-Мк1» эта программа предусматривала только вывод ракеты на пеленг точки встречи с целью, удержание ее на заданной высоте полета (около 60 м) и включение ГСН при приближении к цели.

В последующих модификациях за счет использования более совершенной счетнорешающей техники стало возможным осуществлять программное управление полетом по траектории, изменяющейся как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Такое управление на маршевом участке полета позволяет использовать ракету в прибрежных шхерных районах, а также в акваториях со значительным количеством малых островов и других препятствий (айсбергов или искусственных сооружений).

ГСН наводит ракету на конечном участке траектории по инфракрасному излучению цели, которое улавливается специальными зеркалами, качающимися в вертикальной и горизонтальных плоскостях, отражается ими и направляется в инфракрасный детектор для классификации и последующей обработки полезного сигнала. Дальность действия ГСП около 1000 м, сектор обзора более 45°.

Боевая часть ракеты полубронебойного типа (общий вес 120 кг, вес ВВ около 50 кг) оснащается контактным взрывателем с замедлением, который увеличивает разрушительное действие путем инициирования разрывного заряда спустя некоторое время (несколько миллисекунд) после того, как ракета пробьет борт корабля или надстройку и углубится во внутренние помещения.

Двигатель. На всех модификациях ПКР «Пингвин» установлены твердотопливные реактивные маршевые двигатели. В модернизации двигателя наряду с научно- исследовательскими организациями Норвегии принимали активное участие специалисты из США, ФРГ, Швеции. В результате проведенных работ дальность полета ПКР «Пингвин-Мк2» по сравнению с первой модификацией увеличилась на 10 км. Стартовый ускоритель также реактивный твердотопливный.

Авиационный вариант ракеты — «Пингвин-МkЗ» (без использования стартового ускорителя) имеет дальность стрельбы 50 км. Такая дальность достигается за счет ее запуска с самолета, летящего со скоростью, близкой к звуковой.

Пусковая установка (ПУ) контейнерного типа, полностью снаряжаемая и проверяемая в арсенале, служит для транспортировки, хранения и пуска ракеты. Контейнер надежно защищает последнюю oт дождя, снега, ветра и т. п. Он состоит из корпуса с двумя передними и одной задней крышкой. ПКР размещается внутри ПУ на специальной направляющей и соединяется с системой управления стрельбой кабелем. При ее пуске передние крышки контейнера раскрываются под воздействием пиропатрона, а задняя — под давлением реактивной струи стартового ускорителя. Механизмов наведения пусковая установка не имеет. На корабле размещается по четыре — шесть ПУ на специально подготовленных платформах с постоянным углом возвышения 15—20° и углом разворота относительно диаметральной плоскости 10 — 30° (рис. 2).

Пуск ПКР Пингвин-Мk2 с норвежского ракетного катера P 967
Рис. 2. Размещение пусковых установок ПКРК «Пингвин» на ракетном катере

На береговых батареях пусковые установки могут находиться на подготовленных площадках и в защищенных шахтах или на транспортных средствах специальной конструкции (шасси танка, бронированной машины, грузового автомобиля). Небольшие вес (вместе с ракетой составляет около 500 кг) и габариты позволяют установить по три-четыре ПУ на одном шасси.

На самолетах ПКР «Пингвин» предполагается размещать на стандартных узлах подвески. С этой целью на 40 см уменьшен размах крыла «Пингвин-Мк3».

В качестве системы управления стрельбой ПКР «Пингвин» на фрегатах и ракетных катерах ВМС Норвегии используется корабельная система управления оружием (КСУО) MSI-80S, созданная в середине 70-х годов. В нее включено несколько датчиков различного типа для обнаружения и сопровождения цели, причем предпочтение отдано пассивным средствам.

В указанной системе для обнаружения и сопровождения цели используются РЛС ТМ 1226 фирмы «Декка», электронно-оптическая система с телевизионной камерой, работающей при низком уровне освещенности, инфракрасная аппаратура и лазерный дальномер. Имеется также оптический визир.

Вся информация, поступающая от датчиков, обрабатывается автоматически с помощью ЭВМ и отображается на электронном планшете тактической обстановки.

КСУО обеспечивает оценку тактической обстановки, выбор наиболее оптимального варианта атаки, ввод данных в ракету и ее запуск.

Тактическая обстановка оценивается на основе информации, как получаемой от средств обнаружения атакующего корабля, так и автоматически поступающей по линиям связи от других кораблей, вертолетов или береговых постов. Все данные вводятся в память ЭВМ и в процессе обработки постоянно корректируются. На электронном планшете тактическая обстановка отображается с учетом береговой черты и всех препятствий. Здесь же показываются взаимное расположение стреляющего корабля и цели, оптимальная траектория полета ракеты с учетом маневрирования, рекомендованные курс и скорость стреляющего корабля.

После выбора варианта атаки КСУО обеспечивает ввод программы полета ракеты на маршевом участке и время включения ГСН в ее бортовую аппаратуру.

ПКР запускается по команде, подаваемой оператором с пульта управления одиночно или залпом из двух ракет.

Система управления MSI-80S может выпускаться в двух видах: в упрощенном, с использованием других датчиков (экспортный вариант), или предназначенном для применения на береговых постах управления (подвижных или стационарных).

Оптический визир является резервным средством выработки данных стрельбы.

Траектория полета ПКР «Пингвин» делится на три участка: стартовый, горизонтальный полет, зона поиска и поражения цели.

По команде «Пуск» с пульта управления запускается стартовый ускоритель, который сообщает ракете скорость М = 0,7—0,8 и выводит ее на заданную высоту.

После прекращения работы стартового ускорителя запускается маршевый двигатель и ракета («Пингвин-Мк1») продолжает полет постоянным курсом в вероятное местонахождение цели, а две другие ее модификации (Мк2 и Мк3) маневрируют по командам автономной системы управления в соответствии с программой.

За 2,5—3 км от расчетной точки встречи с целью включается ГСН. За время работы головки самонаведения ракета пролетает расстояние около 6—7 км. Если в этот период ГСН обнаруживает и выделяет цель, то ПКР наводится на последнюю по ее командам, а если нет, то ракета самоликвидируется.

В целом ПКР «Пингвин», по мнению западных военных специалистов, является эффективным средством борьбы с надводными кораблями малого и среднего водоизмещения, так как она имеет высокую защищенность от средств противодействия противника, малые размеры и относительно низкую стоимость, а также способна маневрировать по программе для обхода препятствий («Пингвин-Мк2»).

Капитан 2 ранга Е. Сергеев
1982

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Ох уж эти игры - прямо...
Не - это все унылые иг...
Системные требования с...
Президент Турции Редже...
Что-то ни черта не нак...
Статьи
Просто вы в настройках...
Такой вопрос имеется: ...
К сожалению много их о...
Мой отзыв: плохая водк...
Есть недостаток! Здесь...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
14,942,849 уникальных посетителей