| Так и не пошел в серию Ту-334   Разработка  ближнемагистрального пассажирского самолёта Ту-334 для замены Ту-134 началась в  АНТК им. А.Н.Туполева в 1988 году. Для экономии средств и сокращения сроков  проектирования было решено как можно шире унифицировать конструкцию со  среднемагистральным Ту-204.
   Первоначально компоновка полностью  повторяла Ту-204, но размеры и масса значительно были меньше. Фюзеляж должен был  иметь диаметр, как у Ту-204, но значительно короче. Силовая установка должна  была состоять из 2 перспективных ТВВД с многолопастными винтами в кольцевом  канале. В дальнейшем было решено использовать винтовентиляторные двигатели Д-227  без кольцевого канала, разместив их в хвостовой части фюзеляжа. К началу 90-х  годов в проектировании находились сразу два варианта: с ТРДД Д-436Т и с ТВВД с  толкающими винтами. Вариант с ТВВД предполагал создание самолёта с 4 вариантами  компоновки пассажирского салона, с ТРДД - тремя вариантами. Проблемы, связанные  с использованием ТВВД вынудили конструкторов полностью сосредоточиться на  проекте Ту-334 с Д-436Т.   При создании самолёта использовались  современные подходы в проектировании и дизайне пассажирского салона и кабины  пилотов. Благодаря эргономичной отделке интерьера, применению шумопоглощающих  конструкций, широкому центральноиу проходу и большому шагу кресел Ту-334  получился одним из самых удобных самолётов своего класса. Первый прототип был  изготовлен на ММЗ "Опыт" в 1993 году и в начале 1994 года доставлен в ЛИИ им.  М.М.Громова. Он впервые продемонстрирован публике на выставке Мосаэрошоу-95.  Затем в течение трёх лет шло доукомплектование самолёта необходимым  оборудованием. Впервые он поднялся в воздух 8 февраля 1999 года в 12.50 с  аэродрома ЛИИ (экипаж лётчика-испытателя А.Солдатенкова). В августе 2003 года в  Киеве изготовлен второй прототип. Сертификат типа получен 30 декабря 2003 года.       Серийное производство Ту-334  предполагалось развернуть на Таганрогском авиазаводе, но по ряду причин  организовать его там не удалось. В апреле 2002 года началась сборка первой  партии на Луховицком авиазаводе, принадлежащем РСК "МиГ" (специально для Ту-334  построен новый цех). В том же году была заложена серия на киевском заводе "Авиант".  Предполагается производство и на Казанском авиазаводе. Подписано соглашение с  Ираном о лицензионном производстве самолёта в этой стране. В производстве  комплектующих участвуют Казанский, Таганрогский и Ульяновский авиазаводы. В июле  2003 года для подвижения самолёта на рынок создано ЗАО "Национальный  проект-334". Изготовление первого серийного самолёта ожидается в ноябре 2004  года.   Ту-334 построен по аэродинамической  схеме низкоплана с Т-образным хвостовым оперением. Крыло умеренной  стреловидности (24° по линии четвертей хорд) с высоким аэродинамическим  качеством, с развитой механизацией, оборудовано вертикальными аэродинамическими  законцовками. В обшивке крыла применены катанные и прессованные детали длиной до  13 м. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой, оборудовано  электродистанционной тормозной системой с автоматическим переключением её на  форсированный режим остановки самолёта при прерванном полёте. Силовая установка  состоит из 2 ТРДД Д-436Т1, размещённых на пилонах в хвостовой части. По желанию  заказчика могут устанавливаться двигатели BR.715 немецкоанглийского консорциума  "БМВ-Роллс Ройс". Кабина пилотов аналогична кабине Ту-204. Комплекс  пилотажно-навигационного оборудования интегрирует глобальную спутниковую систему  определения местоположения (GPS) и инерциальную навигационную систему. Базовая  компоновка пассажирского салона туристического класса рассчитана на 102  пассажира с шагом кресел 810 мм. Возможны различные альтернативные варианты.   В настоящее время изготовлено 5  самолётов Ту-334.   Модификации самолёта:  Ту-334-100 - базовый с салоном на 102  пассажира. Первый полёт 8 февраля 1999 года. Ту-334-100Д - с увеличенной до 4100  км дальностью полёта (проект). Отличается двигателями Д-436Т2 и крылом большей  площади. Ту-334-100М - с увеличенной до 3120  км дальностью полёта (проект). Отличается крылом большей площади. Ту-334-100С - грузовой (проект).  Отличается усиленным полом, большой грузовой дверью в левом борту. Ту-334-120 - с немецкими двигателями  BR.710-48 (проект). Ту-334-120Д - вариант Ту-334-100Д с  двигателями BR.715-56 (проект). Ту-334-200 - с удлинённым фюзеляжем  (проект). Отличается двигателями Д-436Т2. Салон расчитан на 110-126 пассажиров. Ту-334-200С - грузовой на базе  Ту-334-200 (проект). Ту-334-220 - с двигателями BR.715-56  (проект).   Лётно-технические характеристики  Ту-334:  Двигатели Д-436Т1 Взлётная тяга  2х7500 кгс   Габариты:   размах крыла 29,77 м
 длина 31,26 м
 высота 9.38 м
   Площадь крыла  83,226 м2   Масса:   пустого 38,36 т
 взлётная  нормальная 46,1 т
 взлётная  максимальная 47,9 т
   Запас топлива 10,1  тКоммерческая нагрузка 11,0 т
 Количество пассажиров 92-110 чел.
 Крейсерская  скорость 800-820 км/ч   Дальность полёта:   с максимальной  нагрузкой 1200 км с коммерческой  нагрузкой 9,25 т - 2000 км с коммерческой  нагрузкой 7 т - 3150 км   Практический  потолок 11000 м Длина разбега 1900  м / пробега 1000 м Экипаж 2-3 чел.   Литература:  Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская  современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 303-307. Берне Л.П. "Стоместник" выходит на  старт. // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 1-3. Валуев Н. "Туполев" и туполевцы в XXI  веке. // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С.  56-59. Гринюк Д. Первый Ту-334 выходит на  испытания. // Крылья Родины. - 1994. - №3. - С. 47. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев:  Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 209-212. Задача №1 - поднять "пятёрку" в  воздух. // Авиация и Время. - 1999. - №2. - С. 2-3. Ригмант В.Г. В полёте новый  российский лайнер. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №4. - С. 1. |