Катастрофа ТУ-154 в донецком небе
- Список пассажиров разбившегося самолета Ту-154М
22 августа 2006 года в 14.39 самолет, совершавший рейс Анапа - Санкт-Петербург, упал близ селения Сухая Балка, в 45 километрах от Донецка.
Все 159 пассажиров и 10 членов экипажа погибли.
Как ни старались мы с фотокорреспондентом Анатолием Кормаченко, узнав о трагедии, быстрее попасть туда, к месту катастрофы добрались только спустя два с половиной часа после того, как случилась беда. Пришлось оставить машину далеко на трассе и дальше добираться пешком по раскисшей после недавнего дождя и густо усеянной коровьими лепешками полевой дороге, преодолевая по колено в траве овраги и рвы. Ориентир был один: медленно угасавший на фоне серого неба столб черного дыма.
Картина, которая открылась с плотины за прудом, была явно не для слабонервных. На площади в несколько сот квадратных метров на западной стороне болотистой балки протянулся огромный черный треугольник выжженной земли. Внизу, у самого основания - законченные фрагменты гондолы двигателя, крыльев и фюзеляжа, в нескольких десятках метров справа - остатки хвостовой части самолета. С трудом читаю бортовой номер: RA 85185. Возле обломков авиалайнера в защитных брезентовых робах с брандспойтами в руках суетились пожарные-спасатели. Но спасать, судя по всему, уже было некого - в таких катастрофах, как правило, уцелевших не бывает. Здесь же разбросаны куски дюраля, вещи, какие-то бумаги, тел погибших не видно. Оцепление, а сотрудники милиции и СБУ прибыли сюда следом за спасателями главного управления МЧС в Донецкой области, не пропускало туда ни журналистов, ни зевак, которых к тому времени появилось уже немало. Генерал-майор Михаил Клюев поднял по тревоге четыре гор- и райотдела внутренних дел, вызвал подмогу из Донецка. Ведь ни одна деталь, ни один проводок не должен исчезнуть с места катастрофы, их тщательно будут изучать специалисты, устанавливая причину гибели самолета. А уже приближался вечер, и синоптики обещали дождливую ночь...
- Мы сидели возле дома, болтали, когда прямо под низкими облаками вдруг сзади нас вынырнул большой самолет, - волнуясь и перебивая друг друга, рассказывали нам подростки, прибежавшие из поселка Сухая Балка. - Он и раньше здесь постоянно летал, только высоко, а в этот раз шел совсем низко над землей и как-то странно вилял. Потом вдруг закружился, резко опустил нос, и сразу же раздался взрыв, аж стекла в домах за-дрожали, и мы увидели огромный столб дыма. Прибежали, видим - пламя над обломками, мы побоялись близко подойти. А навстречу нам бежали в шоке пацаны, которые купались здесь и видели все, у них глаза были страшные.
Сергей Стояльцев, студент института физкультуры, и еще несколько ребят были с мобильниками и успели снять горевший самолет:
- Видите пламя? А это - взрывы, их было много, что-то там рвалось в огне...
Запись некачественная, к тому же видеомобильник попал под дождь, но все же на экране виден ярко-красный огонь и темные клубы дыма, какие-то вспышки, очевидно, сигнальные ракеты.
- Когда это было, ребята?
- Примерно без четверти три, - добавил стоявший до того молча Николай, - может, чуть больше. (Немного позже удалось установить, что в 14.38 командир Ту-154 запросил аварийную посадку в Донецком аэропорту, а в 14.47 самолет пропал с экрана радара). Мы побоялись подойти близко, но видели трупы, вон там возле дерева лежали, туда взрослые побежали.
Николай Гримайло и еще несколько пастухов из расположенной рядом опытной станции на склоне балки, как раз напротив того места, где упал самолет, пасли коров.
- Начался дождь, был сильный ветер, сверкала молния, - говорит он. - Вдруг сзади, прямо из-за спины, послышался гул, появился самолет, он крутился и упал, появилось пламя и дым...
Водитель Анатолий Диброва в мастерской ремонтировал технику, когда услышал крики: "Самолет взорвался!" Выскочил на улицу, вместе с агрономом Игорем Тютюнником и еще несколькими рабочими поехали под дождем сюда машиной.
- Горело снизу, - еще не оправившись от пережитого, вспоминает он. - Мы начали вытягивать трупы, лежали женщина и мужчина, хотели спасти, а они чуть ли не расползаются в руках. Потом мы стали бегать по болоту и кричать: "Есть кто живой?" Никто не откликнулся, только пламя трещало.
- Страшно было?
- Мы не чувствовали сразу страха, хотели только одного: людям помочь. Страшно стало потом, когда никто не отозвался...
Из-за вдруг разошедшихся туч, словно извиняясь за случившееся, выглянуло неяркое вечернее солнце и на короткое время осветило место трагедии. Стало видно, что часть самолета, очевидно, ушла в болото. А на верхней части балки спасатели уже поставили штабную автомашину, готовили к работе портативные электрогенераторы и установили прожектора. Чуть подальше - машины "скорой помощи". Медикам пока работы не было, у них еще все впереди, когда появятся родственники погибших 159 пассажиров и 10 членов экипажа. Известно, что в салонах самолета находилось 153 взрослых и шестеро детей, никто из них, увы, не уцелел. Их близкие вылетают спецрейсами из России в Донецк, кто-то, возможно, из Анапы уже выехал автотранспортом - россияне оповестили их о трагедии. По факсу уже переданы предварительные списки тех, кто был в тот роковой час на борту Ту-154.
Отложив все срочные дела, сюда приехали глава облгосадминистрации Владимир Логвиненко и председатель областного совета Анатолий Близнюк. Выслушав краткий доклад руководителя главного управления МЧС Леонида Касторского и заместителя прокурора области Богдана Левочко, губернатор сообщил: вечером прилетают председатель правительственной комиссии по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий катастрофы министр транспорта Николай Рудьковский и генеральный прокурор Александр Медведько, представители "Укравиаруха" и ряда министерств, прибудут также спасатели МЧС России и специальная комиссия из Москвы. И уже вместе с ними спасатели будут осматривать то, что осталось от самолета и находившихся в нем людей.
Автору этих строк в свое время приходилось участвовать в подобных работах на месте падения, правда, военных самолетов, летающих на больших скоростях. Увы, то, что от них остается, описанию не подлежит, по крайней мере, на страницах газеты. А здесь криминалистам и следователям вместе со специалистами-авиаторами предстоит найти, описать и изучить абсолютно все, не только "черные ящики", которые должны помочь раскрыть тайну катастрофы. И, конечно, собрать фрагменты тел, вместе с родственниками опознать их и выдать прах для захоронения, отправить домой.
О случившемся уже знают президенты Украины Виктор Ющенко и России Владимир Путин, украинская сторона направила россиянам свои соболезнования. Не только здесь, на месте трагедии, но и в Донецке, началась трудная и длительная работа. К вечеру прибыли еще несколько сот человек, были развернуты палатки на случай дождя, в областном центре готовятся встретить и разместить родных и близких погибших, обеспечить их транспортом. Предупреждены пограничники и таможенники, чтобы не было проволочек. А еще, увы, готовят места в моргах...
Солнце уже снова скрылось за тучами, когда мы покинули это печальное место. Снова долго шли по мокрой траве и скользкой дороге к трассе, по которой навстречу нашей автомашине стремительно промчалась колонна милицейских грузовиков, где в крытых кузовах сидели парни в погонах. Они ехали на помощь тем, кто уже работал на месте аварии. На душе было пусто и мерзко.
Уже в редакции мы узнали: оказывается, на борту погибшего Ту-154, следовавшего рейсом 612 Анапа - Санкт-Петербург, находилась и группа граждан Нидерландов.
* * *
Президент Украины Виктор Ющенко выразил соболезнования президенту Российской Федерации Владимиру Путину и российскому народу в связи с катастрофой самолета Ту-154. Как сообщила пресс-служба главы государства, Ющенко особо подчеркнул, что Украина предоставит всю необходимую помощь российской государственной комиссии по расследованию причин катастрофы, созданной в Москве по поручению президента России. В частности, по выяснению обстоятельств трагедии, идентификации тел погибших и транспортировке их на родину. Президенты договорились, что на место трагедии прибудет генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, которому окажет содействие Генпрокуратура и МЧС Украины.
* * *
Предварительной причиной катастрофы российского самолета стало попадание молнии. Об этом ИТАР-ТАСС сообщила начальник Управления информации МЧС России Ирина АНДРИАНОВА. "Лайнер вошел в грозовой фронт, после чего в него попала молния и, очевидно, это и стало причиной катастрофы самолета. Самолет рухнул с высоты 10-11 тыс. метров, после чего загорелся", - сказала она.
Губернатор отменил День государственного флага
Председатель Донецкой областной госадминистрации Владимир ЛОГВИНЕНКО отменил торжества по случаю Дня государственного флага Украины в связи с катастрофой российского самолета. Об этом губернатор сообщил вчера вечером на брифинге в Донецке. Программой торжеств предполагалась церемония поднятия государственного флага Украины, возложение цветов к памятнику Тарасу Шевченко, а также торжественное собрание в честь 15-годовщины независимости Украины.
Эта опасная "тушка"...
Уже не первый год идут дискуссии на тему целесообразности серийного выпуска авиалайнера Ту-154. Этим летом самарская компания "Авиакор" прекратила выпуск этих самолетов. Ту-154 - один из старейших лайнеров, использующихся авиакомпаниями. По мнениям многих экспертов, эта модель, и даже ее модифицированный вариант Ту-154М, устарела.
* Двадцать второго сентября 1993 года недалеко от Сухуми разбился при взлете Ту-154Б компании "Трансаэро-Грузия". На борту находилось 132 человека, погибли 106.
* Восьмого февраля 1993 года недалеко от Тегерана Ту-154М авиакомпании Iran Air столкнулся при взлете с истребителем иранских ВВС Су-24. Катастрофа произошла из-за того, что истребитель нарушил правила полета. Погибло 132 человека.
* Третьего января 1994 года вблизи Иркутска потерпел катастрофу Ту-154М "Иркутских авиалиний". Погибло 124 человека - все, кто находился на борту. Причина катастрофы - остановка двигателей.
* Шестого июня 1994 года в Китае разбился Ту-154Б компании China Northwest Airlines. Причиной катастрофы стала механическая ошибка автопилота. Погибли все 160 человек, находившихся на борту.
* Двадцать девятого августа 1996 года на Шпицбергене разбился Ту-154, принадлежавший "Внуковским авиалиниям". Катастрофа произошла при заходе на посадку из-за ошибки пилота. На борту находился 141 человек, погибли все.
* Тринадцатого сентября 1997 года катастрофа с Ту-154 произошла в Намибии. Самолет, принадлежавший ВВС ФРГ (ранее - ГДР) и летевший в ЮАР, столкнулся с самолетом ВВС США C-141 Starlifter. Погибли все пассажиры и экипаж Ту-154 (24 человека) и 9 членов экипажа C-141.
* Пятнадцатого декабря 1997 года при заходе на посадку разбился Ту-154, компании "Таджикские авиалинии". Из-за ошибки экипажа самолет спустился ниже высоты, разрешенной диспетчерской службой. На борту находилось 86 человек, 85 из них погибли.
* Двадцать девятого августа 1998 года в Эквадоре разбился Ту-154М компании Cubana de Aviacion. У самолета возникли проблемы с двигателями, из-за которых он дважды не смог взлететь. При третьей попытке самолет упал, едва оторвавшись от земли. Из 90 человек, находившихся на борту, погибло 69.
* Двадцать четвертого февраля 1999 года произошла катастрофа с Ту-154М, принадлежавшим компании China Southwest Airlines. Самолет, летевший из Чэнду в Вэньчжоу, упал на поле недалеко от аэропорта Вэньчжоу. На борту находился 61 человек, все они погибли.
* Третьего июля 2001 года под Иркутском разбился пассажирский самолет Ту-154, принадлежавший авиакомпании "Владивосток Авиа". Погибли 145 человек.
* Четвертого октября 2001 года над Черным морем произошла катастрофа пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь", ошибочно сбитого ракетой украинских ПВО. Погибли 78 человек.
* Второго июля 2002 года Ту-154 "Башкирских авиалиний" в небе над Германией столкнулся с транспортным "Боингом". Погибли 69 человек, среди них большинство детей. Причиной трагедии стала ошибка диспетчера.
* Двадцать четвертого августа 2004 года вскоре после вылета из Москвы в воздухе одновременно были взорваны террористками-смертницами Ту-154, летевший в Сочи, и следовавший в Волгоград Ту-134. Погибли 90 человек.
Виктор ВОВЕНКО Анна МОЛЧАНОВА Фото Анатолия КОРМАЧЕНКО
«Черные ящики» с погибшего под Донецком лайнера пока не ищут
Поиск «черных ящиков» (бортовых самописцев) с разбившегося во вторник днем под Донецком российского самолета Ту-154 начнется после прибытия на место трагедии правительственной комиссии Украины по расследованию причин катастрофы. Об этом сообщает РИА «Новости», со ссылкой на штаб оперативной информации по авиакатастрофе самолета Ту-154 в Донецке.
«Комиссия еще не приступила к работе. Никто на место события не будет допущен до начала ее работы», — сказал собеседник агентства. По его словам, комиссия уже вылетела из Киева и прибудет на место трагедии в ближайшее время. В штабе также сообщили, что в Донецк уже прибыл министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Украины Виктор Балога.
По данным МЧС России, причиной авиакатастрофы мог стать удар молнии. Ту-154 падал с высоты 10-11 тысяч метров.
Во вторник в 15.39, подав 3 сигнала SOS, самолет Ту-154 Пулковских авиалиний, следовавший рейсом 612 Анапа — Санкт-Петербург, пропал с радаров. Обломки горящего самолета были обнаружены в 45 километрах севернее Донецка между поселками Сухая Балка и Новгородка. На борту находились 159 пассажиров и 10 членов экипажа. По информации МЧС Украины, в живых никого не осталось, напоминает агентство.
Рухнувший на Украине самолет был куплен у Китая
По имеющимся данным, на Украине потерпел катастрофу самолет Ту-154 с бортовым номером RA 85185 авиакомпании «Пулково». Он был выпущен в 1991 году. Затем эксплуатировался в Китае в китайской авиакомпании СААС под номером B-2626. «Пулково» приобрело его в декабре 2001 года, сообщается на Интернет-сайте «АVIA-RU».
Напомним, что самолет рейса 612, следовавший из Анапы в Петербург, около 16.00 мск пропал с экранов радаров. Затем поступила информация о крушении. Как сообщает пресс-служба Министерства обороны Украины, оперативные службы министерства отслеживают ситуацию. «Мы можем подтвердить факт, что этот самолет российских авиалиний Анапа-Санкт-Петербург» действительно исчез с радаров в 14.57 по киевскому времени и упал в районе поселка Сухая Балка. Информацией относительно количества жертв мы не располагаем», — заявили в Минобороны.
Военные Украины добавили, что не имеют отношения к крушению самолета. В Донецкой области нет никаких военных подразделений, а значит и проведение военных учений исключено, заверили в Минобороны.
Экипажу ТУ-154 разрешили отклониться от курса
Как сообщил министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский, возглавивший украинскую правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы лайнера, экипаж пассажирского самолета Ту-154 перед падением в Донецкой области запрашивал разрешение на изменение курса в связи с грозой, передает РБК.
По словам Рудьковского, украинские диспетчеры разрешили самолету пройти в 20 км восточнее от установленного курса. При этом он заявил: "Сейчас трудно говорить о причинах катастрофы, но влияние циклона можно констатировать".
Вчера в 15.39, подав 3 сигнала SOS, самолет Ту-154 "Пулковских авиалиний", следовавший рейсом 612 Анапа - Санкт-Петербург, пропал с радаров. Обломки самолета были обнаружены в 45 километрах севернее Донецка между поселками Сухая балка и Новгородка. На борту находились 159 пассажиров и 10 членов экипажа. По информации МЧС Украины, а также одного из заместителей гендиректора аэропорта Донецка, в живых никого не осталось.
|