THALAMUS II. Постиндустриальный фестиваль КультФронта НБП
15 мая 2005 года. Клуб "ТИР", Псков
Солнечный день 15 мая для многих жителей Пскова вышел необычным. Ещё с полудня в городе стали появляться люди, облачённые в белые комбинезоны с надписью «THALAMUS II» на спине. Эти люди перемещались, как правило, в сторону клуба ТИР, неся с собой синтезаторы, компьютеры, а также весьма обычные музыкальные инструменты. Сам клуб, оформленный как симпатичный сарай, к вечеру стал преображаться. Со сцены убрали барабаны – стало ясно, что рокенрола не будет. Нас ждал постиндустриальный фестиваль, и речь не столько о музыкальном стиле, сколько о нашей эпохе. Россия. Начало XXI века. Эпоха мёртвой индустрии. Организатором, как и в первый раз, стал КультФронт НБП. Задача ставилась сверх-политическая: показать, что зреет в творческих лабораториях русской молодёжи. КультФронт также представил выпущенный им совместно с лейблом ZHELEZOBETON CD, посвящённый первому фестивалю THALAMUS "Рождение": его составили треки участников – Kryptogen Rundfunk, Ритуальная Биоинженерия и Хладна.
Фестиваль должен был пройти на неделю раньше – он посвящался Победе. Это был единственный крупный пролёт, всё остальное было организовано и выполнено на «ура». Достаточно сказать, что форменных комбинезонов, которые были пронумерованы из расчёта на каждого участника фестиваля, осталось не надетых всего 2 – из 19. Т.е. явились практически все, а кое-кто задвинул ради призывно манящего Пскова более пафосные мероприятия типа концерта в «Олимпийском» (догадайтесь кто, если москвич был один!). Дух единения охватил всех ещё во время общих прогулок по древнему городу. Магия звука и света снизошла к вечеру в тёмный подвал тира. И началось. «Шумы России» открыли вечер словами «Сейчас вы услышите голоса мёртвых…» и под noise/dark-ambient на экране возникли странные образы (VJ Юрий Элик командовал здесь и дальше), а порой и человеческие лица, в шум стали вплетаться голоса, повеяло запредельной жутью – но тут на сцену выбралась девчонка в платье в горошек. И заголосила, разбавив хор мёртвых воплями не менее жуткими. «Мы ещё живы»,– промелькнула общая мысль, публика воспряла. И не зря, на сцену вышли два парня в белом облачении, на груди номера 01 и 02, перед ними – старые советские синтезаторы. То была группа «EKRAN», а на экране появились советские диафильмы на научно-фантастические темы, очень красиво нарисованные. Классическую электронику 70-х годов ребята представили в виде вязкого elektro-ambient - гул и вибрации атмосферы планет и открытий, доброй науки и верных помошников-роботов, всё это очаровывало романтические души, хотя музыка оставалась беспощадно-напряжённой до финала. И вот на красном экране загорелись белые буквы «Majdanek Waltz». Питерцев сменили четверо рязанцев, электронику – акустическая гитара, бас-гитара и баян. Стражи Традиции остались в чёрном; медленные, неизбывной тоской наполненные песни разражались вдруг такими пронзительно щемящими трелями, будто военный оркестр вдали играет что-то одновременно радостное и грустное. Под занавес несколько песен было сыграно быстро и ритмично, на предпоследней вокалист, доселе невозмутимый, зашёлся в крике, его скрутило с микрофонной стойкой вместе, микрофон вырубился – крик продолжался вживую, апофеоз. «Любовь – как удар кнута…» Стойку вернули на место, последняя песня – вокалист отпускает из рук микрофон, и тот на штанге медленно, словно башенный кран, уплывает от него к зрителям – финал. Со стороны казалось, что певец у микрофонной стойки подвинул его к нам взглядом.
А следом был «Cisfinitum» – проект москвича Евгения Вороновского. Когда облачённый в белое музыкант вышел на сцену и начал расставлять свои приборы, всем стало ясно – вернулась электроника. Да не совсем, кто знает Евгения – те в курсе (как участники фестиваля, которым он днём играл пьесы Баха), что он скрипач-виртуоз, а его инструмент уникален. Это тирольская скрипка времён И.С. Баха не только снабжена по инициативе Евгения электронным звукоснимателем, она ещё и оснащена midi-интерфейсом! А значит, он с её помощью может управлять любым современным синтезатором, что и делал на концерте, перемежая скрипичные трели необычными звуками. А музыка парила высоко, шумовой drone-ambient сопровождался громовыми синтезаторными раскатами, величественными до оторопи. Соборы и огромные здания высились, а вовсе не дрожал маленький тесный клуб. Довольно абстрактный видеоряд гипнотизировал течением красок и форм. Стонала, пела и грохотала (midi!) скрипка, кудесник в белом командовал приборами и ногами, и руками – но, не касаясь их (ну на «Терменвоксе» ещё дедушка Ленин играл, так что возврат к основам), однако момент истины настал, когда Женя взял микрофон. Вот тут и прояснилось, чем отличаются Москва и Питер. Интеллигентную сдержанность северян москвич сломил безудержной мощью, не выносящей предела ни в чём. Фестиваль – не состязание, работа была общая, но основной удар назывался Cisfinitum.
Работу в белом продолжил «Lunar Abyss Deus Organum», но чтобы удержать фестивальную высоту очередной команде питерцев, заявившей первоначально двоих, пришлось позвать третьего – в белом же респираторе и с ноутбуком. Шаманы расположились на полу сцены и завели рассказ о карельской природе, сопровождая его видеорядом сосен, камней и озёр и вплетая в электронные колебания народные напевы и голоса птиц. Постепенно напряжённость возросла, сгустились тучи, мрачная атмосфера возобладала, у сцены скрутило в быстром танце нескольких гопников, но через минуту те сбежали, огорошив меня вопросом: “THALAMUS – это тоталитарная секта?!”, а их место заняли девушки в чёрном, их ведьминский танец заворожил музыкантов – те разразились под конец ритмичным трансом, финальный аккорд фестиваля получился танцевальным – намёк на продолжение? На ночные псковские улицы вышли уже не подобранные чьей-то волей музыканты, а Команда, родившая Смерч. Второй THALAMUS окончен – кто был, тот не забудет. Докладывал
Пятнадцатый
Из моего архива НБП-ИНФО - pretich.ru |