December 06 2022 07:05:38
Навигация
Последние статьи
· Котлеты - говядина и...
· Т-10М советский тяже...
· Gloucester королевск...
· Монета на убийство Ц...
· Завод Белит - унижен...
· НПО Агат, СССР - ист...
· The Beatles - ранние...
· Scharnhorst - найден...
· USS Stickleback зато...
· Santo Cristo de Burg...
· Следы викингов в Вел...
· Панкреатин - таблетк...
· Фестал - и прочие па...
· Maggi Супер золотой ...
· Игра Stray: Бродячий...
Иерархия статей
Статьи » Армия - оружие » Т-10М советский тяжелый танк
Т-10М советский тяжелый танк

Лучший в своем классе Т-10М, СССР

 

Т-10М или ИС-10 советский тяжелый танк лучший в мире

 

Основу современной бронированной военной техники составляют, как известно, танки. Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и высокую маневренность.

 

Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый танк Т-10М, который признан лучшим в своем классе.

 

Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов. Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет 1130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит; он как бы стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу.

 

Для стрельбы применяются боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг. Соответственно этому и весовые характеристики артиллерийских выстрелов (снаряд+гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором — 47,76 кг. Как видим, выстрелы довольно внушительные, что заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой без малого полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание. В последнем случае заряжающий действует в два приема: сначала из одной боеукладки берет снаряд и досылает его в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки достает гильзу и досылает ее вслед за снарядом. Затвор автоматически закрывается — орудие готово к стрельбе.

 

Надо сказать, что конструкторы сделали, пожалуй, максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает механизм заряжания — каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям. Задача заряжающего — положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает автоматика. Боевая скорострельность достигает 3-4 прицельных выстрелов в минуту.

 

Танковая пушка снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй — инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.

 

Устройство танковой пушки в принципе такое же, как и у обычного полевого орудия: длинный ствол, дульный тормоз, затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом. Хотя несколько отличительных особенностей все-таки есть. Ведь внутренний объем боевого отделения танка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности — жесткие. Особая забота — обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: боекомплект ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели.

 

Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали: ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект, как система моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него и удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель практически с той же точностью, как и с места.

 

Теперь о пулеметах. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый), который является одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его патрон — 200 г, из них на пулю приходится целых 64 г. Это, в сущности, уже небольшой снаряд, который к тому же разгоняется в канале ствола до весьма высокой начальной скорости —945 м/с.

 

Один пулемет спаренный — он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м. Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий.

 

Другой пулемет зенитный — размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.

 

Несколько слов о боекомплекте. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 патрона к сигнальному пистолету.

 

Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня, вооружение, стабилизатор вооружения, силовая установка, силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка —50 т.

 

Броневой корпус и башня — основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы.

 

Следующий важнейший показатель боевых качеств танка — маневренность. Несмотря на довольно значительную массу, тяжелый танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью.

 

Первое из этих качеств — способность преодолевать за короткое время большие расстояния и самое главное — стремительно атаковать противника. Основные показатели подвижности — средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная машина способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35—40 км/ч. Максимальная же скорость—50 км/ч. Трудно переоценить важность и такого показателя, как запас хода, то есть дальность действия танка на одной заправке топлива. Здесь многое зависит от состояния пути: по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км.

 

Термин “поворотливость” подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц —2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке".

 

Наконец, третье слагаемое маневренности — проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Здесь есть предельные цифровые ограничения, о которых должен твердо помнить экипаж. Например, максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел — 30°. Такие показатели устойчивости считаются хорошими.

 

Достаточно высоки и другие характеристики, определяющие возможности танка по преодолению препятствий. В частности, продвижению вперед не помешает даже ров шириной 3 м и вертикальная стенка высотой до 0,9 м. Танк способен преодолевать и водные преграды — по дну, лишь бы глубина брода не превышала 1,5 м.

 

Разумеется, Т-10М не застрахован от попадания снаряда или противотанковой ракеты. При этом может возникнуть пожар. Бороться с ним призвана автоматическая противопожарная система, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термоэлектрозамыкателя его мембрана прогибается и нажимает на микрокнопку — замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается его мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет.

 

В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу. Для запала и сброса двух больших дымовых шашек, установленных на его корме, достаточно нажать кнопки на щитке в отделении управления.

 

А. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ

 

Сравнение тяжелых танков AMX-50A, M103, FV214 Конкерор и Т-10М

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ

 

 

АМХ-50А, Франция

М103, США

FV214 “Конкерор”, Англия

Т-10М, СССР

Год выпуска

1951

1953

1956

1957

Экипаж, чел.

4

5

4

4

Боевая масса, т

50

62

66

50

Длина с пушкой вперед (по корпусу), м

- (ок. 7,4)

11,3 (6,98)

11,58 (7,72)

10,56 (7,25)

Ширина, м

ок. 3,4

3,76

3,99

3,38

Высота, м

ок. 2,9

2,88

3,35

2,58

Скорость макс., км/ч

50

37

34

50

Запас хода, км

129

153

350

Тип двигателя

карбюраторный

карбюраторный

карбюраторный

дизель

Мощность двигателя, л. с.

850

810

810

750

Вооружение (количество - калибр, мм):

       

пушка

1-100

1-120

1-120

1-122

пулеметы

3-7,5

1-12,7

2-7,62

2-14,5

Толщина брони, макс., мм

120

178

200

200

Количество выпущенных машин, шт.

прототипы

200

180

 

Чертежи тяжелого танка Т-10М СССР, полное описание

 

Танки серии Т-10: 1 — направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 — прицел Т2С-29, 3 — прицел ТПН-1, 4—прибор наблюдения наводчика ТПВ-51, 5 — осветитель ОУ-ЗТ, 6 — командирская башенка с семью призмами наблюдения и прибором ТПКУ-2, 7 — кормовой ящик ЗИП, 8 — люк над двигателем, 9 — поддерживающий каток, 10 — кормовой топливный бак, 11 — ведущее колесо с грязеочистителем, 12 — большие дымовые шашки БДШ, 13 — трак гусеницы с пальцем, 14 — антенна, 15 — выпускные окна эжекторов, 16 — сетки окон над радиаторами, 17 — окно впуска воздуха в двигатель зимой, 18 — укрывочный брезент, 19 — прожектор Л-2, 20 — смотровой прибор заряжающего ТНП, 21 — спаренный пулемет КПВТ, 22 — люк заряжающего, 23 — бревно для самовытаскивания, 24 — щитки-отражатели. 25 — ящик ЗИП, 26 — люк механика-водителя танков Т-10 и Т-10А, 27 — люк механика-водителя танка Т-10М, 28 — окно для пулемета ДШК, 29 — колпак вентилятора, 30 — прицел ТПС-1, 31 — окно прицела ТУП, 32 — окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 — окно для впуска воздуха в двигатель летом, 34 — люк для обслуживания системы смазки, 35 — люк запасного выхода, 36 — зенитный пулемет КПВТ. А — башня танка Т-10, Б — башня танка Т-10А, В — маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г — башня танка Т-10М, Д — люк заряжающего танка Т-10М, Е — зенитный пулемет ДШК, установленный на турели люка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж — днище корпуса.

 

Т-10М советский тяжелый танк чертежи и полное описание

 

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

 

Тяжелые танки серии Т-10 (T-10, T-10A, Т-10Б и Т-10М) были созданы в 50-е годы на основе опыта, накопленного при конструировании танков ИС-4 и ИС-7.

 

Корпуса танков имеют идентичную конструкцию с наклонными верхними и с гнутыми бортовыми листами, и конфигурацией лобовой части по типу ИС-3 ("щучий нос"). Башни — литые, обтекаемой формы, с переменной толщиной и разным наклоном стенок. Ходовые части танков состоят из 14 необрезинеииых опорных и 6 поддерживающих катков, 2 направляющих и 2 ведущих колес. У каждого из последних спереди установлены грязеочистители, закрепленные болтами на борту танка. Подвески — независимые, торсионные, с гидравлическими амортизаторами. Гусеницы — мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с 88 траками каждая.

 

Установленная на танке Т-10 122-мм пушка Д-21ТА была спарена с пулеметом ДШК. Другой пулемет ДШК был смонтирован на турели люка заряжающего. Наведение пушки осуществлялось при помощи телескопического прицела ТШ-2-27. На Т-10 применялся 12-цилиндровый Y-образный быстроходный дизель В-12-1 мощностью 700 л. с.

 

Танк T-10A отличался от базового образца установкой на нем пушки Д-25ТС со стабилизатором вертикального наведения ПУОТ и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Кроме того, на танке появился ночной прибор механика-водителя ТВН-1.

 

Следующей модернизацией была установка двухплоскостного стабилизатора и нового прицепа Т2С-29. Этот танк получил марку Т-10Б.

 

Все эти модификации внешне отличались друг от друга лишь наличием или отсутствием эжектора на стволе пушки, а также формой и расположением амбразур выходов и бронировок приборов наблюдения и прицеливания.

 

На танке Т-10М была установлена 122-мм пушка М62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором “Ливень” и прицелом Т2С-29, а также двигатель В-12-6 с турбонаддувом. Этот танк отличается от всех предшествующих наличием новой пушки, имеющей большую длину ствола и щелевой дульный тормоз, установкой спаренного и зенитного пулеметов КПВТ вместо ДШК, конструкцией крыши силового отделения, наличием ночных приборов командира, наводчика и водителя и, наконец, новой формой бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, изменена конструкция крышки люка механика-водителя.

 

Модель танка окрашивается в стандартный защитный цвет. Дульный срез пушки, гусеничные цепи и буксирные тросы цвета некрашеного металла. Стволы пулеметов черные, вороненые. Командирский и пушечный инфракрасные прожекторы, а также ночной прицел ТПН-1 закрыты щитками защитного цвета. Левая головная фара имеет светомаскировочную насадку. Трехзначные номера белого цвета, наносятся на передних скулах башни.

 

Танк Т-10М — последний серийный тяжелый танк в мире и одновременно последний серийный танк, на котором была применена конфигурация лобовой части корпуса “щучий нос”. В начале 80-х годов она вновь возникла на английском опытном танке “Чифтен-900”.

 

В ходе одностороннего сокращения Советских Вооруженных Сил танки Т-10 снимаются с вооружения. Часть их будет отправлена на переплавку, часть передается в народное хозяйство для установки на них различного оборудования.

 

 

М. БАРЯТИНСКИЙ,
Источник: "Моделист-Конструктор" 1990, №2

 

Танки Т-10 состояли на вооружении ВС РФ до середины 90-х годов ХХ века. При соответствующей модернизации управления оружием, он может успешно применятся и по сей день. Всего выпущено чуть более полутора тысяч боевых машин всех модификаций. На сегодня сохранилось достаточно много экземпляров этого танка - в музеях и в виде памятников. Еще больше их находится на разных полигонах в разной степени сохранности.

 

Танк Т-10 в Кубинке музейный рабочий экспонат

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
На территории Турции р...
Еще вчера глупенькие у...
Сейчас Мотор сич не бо...
Америка страна мошенни...
Сперва уничтожают пром...
Статьи
Меня умиляют такие стр...
В общем-то, "заказные ...
Красивые часы были - о...
Фестал лучше и Креон т...
Был очень похожий - по...
Фотогалерея
И где вы все это берете?
Раньше и Казахстан и г...
Не могу понять - почем...
Во времена СССР натура...
А - такой маленький пр...
Отдельные страницы
Днем 24 мая 2022 года ...
Сейчас снова начали ст...
Это кошмар... Казахста...
А вывод очень скупой -...
Этих Гизов разрекламир...
Счетчики

Яндекс.Метрика
11,460,277 уникальных посетителей