October 31 2024 04:13:15
Навигация
Последние статьи
· Бессмертие Вольфганг...
· The Bank of America:...
· 1974 - Soviet Foreig...
· Do professional voca...
· Vyacheslav Lemeshev ...
· Хоккей на траве
· 1782 год – премьера ...
· Непокоренная Сандуга
· Знаменитые архитекто...
· Лотос орехоносный
· Камчатка - гейзеры, ...
· Сухопутные войска Ис...
· Аварийность мирового...
· Сказки о деньгах - д...
· Оперативная и боевая...
Иерархия статей
Статьи » История России и СССР » 1919 - Конец бандитской вольницы
1919 - Конец бандитской вольницы

КОНЕЦ БАНДИТСКОЙ ВОЛЬНИЦЫ

 

 

Под Винницей пылало кольцо зажженных бандитами сел. Ночами в лесах гремели выстрелы, иногда до города доносилась пулеметная дробь. Горожане опасались выезжать за окраину. Носились слухи, что банды собираются захватить город.

В Винницкую ЧК то и дело поступали донесения о новых злодеяниях банд. Их привозили покрытые пылью всадники — вестовые Особого отдела. Они бросали у крыльца потных, измученных коней, громыхая по коридору сапогами, отдавали пакет секретарю председателя, наспех выпивали кружку воды, вскакивали в седло и уносились в тревожную степь.

В Винницкой ЧК работала прибывшая из Харькова по директиве ЦК КП(б)У группа чекистов Особого отдела Юго-Западного фронта во главе с Е. Евдокимовым. Обилие сел и хуторов в округе затрудняло розыски бандитов. После налетов шайки будто растворялись: некоторое время отсиживались на хуторах, а потом, по сигналу, вновь выступали.

 

Особенно лютовали две крупные банды. Они насчитывали по семисот сабель и даже имели легкую полевую артиллерию. Атаман одной из них — Лихо, бывший прапорщик царской армии, задумал дерзкий план захвата Винницы. Его молодчики иногда объединялись с бандой матерого уголовника, известного в ЧК под кличкой Артем.

Регулярные части Красной Армии продвинулись далеко на юг, преследуя уходящих в сторону Крыма белогвардейцев. Покончить с бандитизмом предстояло отрядам чекистов. Фронт ушел, но война продолжалась.

 

Жаркая ночь накрыла город душным одеялом. Где-то вдали полыхали зарницы. Окно председательского кабинета открывалось в сад. За столом сидели чекисты. В центре Евдокимов. Рядом с ним женщина. Кожаная тужурка крест-накрест перехвачена портупеей, сбоку деревянная кобура маузера. Это Эльза Грундман — помощница и надежный товарищ Евдокимова. Вместе они начинали работу в Москве, и, когда перевели Ефима Евдокимова на Юго-Западный фронт, с ним на Украину приехала Эльза. Среди чекистов слыла она бесстрашной и неутомимой. Евдокимов знал, какую нелегкую жизнь прожила эта мужественная женщина.

 

Эльза родилась в 1889 году в семье латвийского крестьянина. Семнадцати лет вступила в партию большевиков. До отъезда из Латвии Грундман была под неусыпным наблюдением полиции. Несколько раз сидела в тюрьме. В 1915 году Эльза переехала в Петроград. А когда пришел октябрь 1917 года, вместе с красногвардейцами ворвалась в Зимний, сражалась против юнкеров, выбивала белых, засевших в Пулкове.

В штабе Красной гвардии отметили ее отвагу, преданность партии и народу. Эльзу перевели во Всероссийскую комиссию по организации Красной Армии. С оружием в руках, рядом с бойцами Третьей армии Восточного фронта она участвовала в боях. В июне 1919 года ЦК РКП(б) направил Эльзу Грундман в распоряжение Феликса Эдмундовича Дзержинского. Работая в Особом отделе ВЧК Юго-Западного фронта, она сумела раскрыть злостную растрату денег, предназначенных для вооружения армии, в Донбассе арестовала диверсантов, затоплявших шахты, а в запасном полку — восемнадцать махновцев, пытавшихся поднять восстание.

 

Эльза Грундман Виниццкое ЧК

Эльза Яковлевна Грундман - помощник начальника Особого отдела Московской Чрезвычайной комиссии,

активная участница борьбы с контрреволюцией и бандитизмом

 

...Этой жаркой ночью в Винницкой ЧК немногословные товарищи, разучившиеся удивляться, были поражены смелостью плана Эльзы Грундман. Последнее слово было за Евдокимовым. Он задумчиво курил.

— Ну, а если Артем не поверит? — заговорил, наконец, Евдокимов — Понимаешь, Эльза, на что ты идешь?

— Я уверена, что поверит.

Евдокимов встал из-за стола, прихрамывая на простреленную ногу, подошел к раскрытому окну. Потом медленно повернулся, направился к Эльзе. Массивная рука тяжело легла на ее плечо.

— Конечно, риск чрезвычайно велик. Но Артема нужно обезвредить. Придется рисковать. Иди выспись, до утра осталось недолго. Днем поедешь. Кого возьмешь с собой?

— Солодовского. Он хорошо знает местность и несколько раз видел Артема.

Евдокимов посмотрел в сторону темноволосого, крепко сбитого чекиста.

— Ну как, товарищ Солодовский, принимаешь предложение?

Из-под широких кустистых бровей озорно блеснули глаза.

— Мы с Артемом — старые знакомые. Он за мою голову давно шапку червонцев сулит. Стоит поехать, долги сквитать.

— Вот и хорошо! — Евдокимов встал — Перед отъездом оба зайдете ко мне. А сейчас все свободны.

Загремели стулья, чекисты, поправляя ремни, надевая фуражки, один за другим выходили на улицу.

 

 

...Грундман и Солодовский ехали шляхом. Лошади шли мелкой рысью. Всадники свернули со шляха к густой дубраве. В лесу было таинственно и тихо.

— Далеко еще? — спросила Эльза.

— Нет. Сейчас проедем рощу, а там близко.

Копыта лошадей тонули во мху. Всадники двигались почти бесшумно. Сквозь густо переплетенные ветви кое-где пробивался дневной свет. Впереди блеснула опушка.

— Стой! Бросай оружие! — окликнули сзади.

Чекисты остановили лошадей. Из-за кустов и деревьев вышли вооруженные люди. Один из них взял под уздцы лошадь Эльзы.

— Кто вы, откуда едете?

— Из Винницкой ЧК, — спокойно ответила Эльза. — Ведите к Артему.

Ошеломленные бандиты молчали.

— Ну, чего глаза вытаращили! — крикнул Солодовский — Перед вами начинформа ЧК. А ну, опустите винтовки! Перед ней по стойке «смирно» стоять полагается.

Бандит невольно опустил винтовку и приставил приклад к каблуку. Он переминался с ноги на ногу, не зная, что предпринять. Вперед выдвинулся чернявый парень с нагловатыми глазами.

— Ладно, гражданка начальник, к Артему вас доставим. А вот оружие отдайте.

Эльза расстегнула ремень с кобурой маузера и бросила его на землю.

— И он пусть снимет. — Бандит указал на Солодовского.

Тот нехотя передал шашку и наган. Бандиты, окружив чекистов, гурьбой направились к опушке.

 

Лес внезапно поредел, открылась поляна, недалеко от нее хутор. У плетня несколько привязанных лошадей. Через плетень переброшены седла, уздечки, подпруги. Бандиты чистили оружие, другие спали под развесистой акацией. Два полуголых парня резались в карты. Когда конвоируемые чекисты въехали во двор хутора, их окружила толпа. В окно выглянул широкоплечий детина, из-под расстегнутого офицерского френча виднелась белоснежная сорочка.

— Артем, — шепнул Солодовский Эльзе.

— Что за шум? Кто эти люди? — спросил атаман.

— К тебе, батька! Говорят, из Винницы. Из Чеки.

Брови Артема сдвинулись.

— Что за дело у вас ко мне, или нагайки захотели попробовать?

— Так гостей не встречают, атаман, — ответила Эльза — Нас к тебе серьезная забота привела, а не безделица. А нагайкой пугать не надо. Мы ее на каторге не боялись, а теперь и подавно не испугаемся. Так будет разговор или лошадей поворачивать?

Артем криво усмехнулся.

— Уж так и поворачивать! Заходите, потолкуем.

Эльза и Солодовский спешились, привязали лошадей и направились к крыльцу. Артем успел напялить на голову смушковую папаху. Поверх френча он затянул широкий кожаный ремень, на котором висели маузер и выложенная серебром шашка.

— Привет, атаман! — сказал Солодовский — Узнаешь?

В глазах бандита мелькнуло удивление.

— Залетела-таки птаха в клетку!

— Брось, Артем! — резко сказала Эльза — Мы приехали не счеты сводить, а решать по-серьезному, как дальше поступать будем.

— А кто ты будешь такая, что по-серьезному говорить со мной хочешь?

— К тебе приехал начальник информотдела Особого отдела, помощник Евдокимова.

— Ого, куда хватила! — усмехнулся Артем — Так уж и будет Евдокимов помощником бабу держать.

В глазах Эльзы замелькали молнии.

— А ну, дай «пушку», атаман! — потребовала она.

— Еще чего захотела! У нас тут с оружием не балуют.

— Что, атаман, боишься? А ведь мы не испугались отдать оружие твоим людям.

— Мне бояться нечего, — усмехнулся Артем и протянул маузер.

Эльза вскинула его и, почти не целясь, дважды выстрелила. Со шкафа на пол посыпались осколки бутылок, потек самогон. Эльза бросила маузер на стол.

— Молодец, баба! — одобрил Артем, пряча оружие.

В дверь заглянуло несколько бандитов.

— Закройте! — приказал атаман.

— Ну как, атаман, говорить будем?

— Пожалуй, можно, — согласился Артем — А этот, — он указал на Солодовского, — пусть тут постоит — Артем распахнул дверь в следующую комнату.

Эльза кивнула Солодовскому и прошла, низко нагнувшись над притолокой. Артем вошел следом. Он сел на лавку и, пристально, по-прежнему чуть насмешливо глядя на Эльзу, сказал:

— Ну, чекистка, говори, что тебя к волку в зубы привело.

— Прислали меня к тебе на переговоры потому, что Советская власть не только наказывает, но и дает возможность тем, кто оступился, исправиться. Товарищ Евдокимов так и велел передать тебе. Одумайся, тогда простят и тебя и твоих людей. А если будешь дальше дурить, расстреляем.

Артем, молча слушавший до сих пор, вскочил и схватился за шашку. Лицо его потемнело от гнева.

— Не пугай! — загремел он — Я и пуганый и стреляный! Видишь?!

Артем расстегнул френч и рубашку. Через грудь его тянулся глубокий сабельный шрам.

— Я и ваших, и зеленых, и махновских к стенке ставил. Ты у меня в руках, а не я у Евдокимова. Стоит мне слово сказать — и не увидишь бела дня.

Эльза спокойно выжидала, пока у собеседника пройдет приступ ярости.

— Я приехала передать, что Евдокимов ждет тебя в Виннице. Для этого он и послал меня сюда.

— Евдокимов в Виннице, не врешь?

Эльза пожала плечами. Артем напряженно думал. Неожиданно ему в голову пришла удачная мысль.

— Вот что, пожалуй, к Евдокимову я поеду. Мне есть о чем с ним потолковать. Но ты с Солодовским останешься здесь. Понимаешь, о чем я говорю? — Он насмешливо посмотрел на Грундман.

Эльза слушала спокойно.

— Ну что ж, я согласна ждать здесь, пока ты не вернешься. А вот Солодовского тебе лучше взять с собой. Он знает дорогу к Евдокимову.

Артем выпрямился.

— Добре, пускай едет. Посиди здесь, я сейчас вернусь.

 

Эльза осталась в комнате одна. Не менее чем через полчаса вернулся Артем и с ним чернявый наглый парень, которого Эльза видела в лесу.

— Пашка, мой адъютант! — хлопнул Артем парня по плечу — Он будет хозяином без меня и за гостьей поухаживает. Так, что ли?

— Чем можем, поможем! — засмеялся парень.

Он недобро взглянул на Эльзу, и она поняла — этого нужно особо опасаться.

 

По приказу Артема Эльзу поместили в горнице, Солодовского — в сарае. Ночь прошла тревожно. Эльза прислушивалась к каждому шороху. За окном пьяные бандиты до позднего часа горланили песни. Иногда кто-нибудь из них стрелял в воздух. Эхо от выстрелов разносилось далеко по окрестностям. Рой беспокойных мыслей проносился в голове. Под утро она забылась коротким, тяжелым сном.

В сопровождении Солодовского и трех вооруженных бандитов Артем ехал в Винницу. Перед городом их встретил конный разъезд. Бойцы потребовали документы. Вперед выехал Солодовский и после недолгого разговора с командиром разъезда сделал Артему знак следовать дальше. Конные красноармейцы сопровождали «гостей» до здания ЧК. Евдокимову доложили о прибытии Артема. Он приказал привести его в кабинет. Артем вошел с независимым и даже заносчивым видом. Евдокимов поздоровался с Солодовским, пригласил его сесть и, не обращая внимания на бандита, стал расспрашивать об Эльзе. Узнав, что она жива и невредима, приказал командиру конного разъезда держать под наблюдением попутчиков Артема, оставшихся на площади, и только тогда, повернувшись к Артему, сказал:

— Именем революции предлагаю сложить оружие в двухдневный срок. Это дает возможность всей банде заработать прощение.

— Я это слышал от твоего помощника, Евдокимов, — вскинул злые глаза Артем — Не боюсь я, мне нечего терять! Я хотел договориться с тобой полюбовно, Евдокимов. Открой мне выход, и я уйду в другую губернию.

— Давай говорить серьезно. Ты ведь сам знаешь, сила за нами достаточная. Но зачем проливать кровь? Отпускать тебя мы не собираемся. Ты зверствовал здесь и будешь это делать в другом месте. Советская власть имеет к тебе большой счет. Подумай, может, примешь мои условия, пока не поздно.

— А что вы сделаете со мной?

— Будем судить. Как решит народный суд. Если сдашься без боя, наверное, простит.

— Дай подумать, Евдокимов. Сразу я ответа не дам.

— Подумай! На раздумье даю день. В лес не вернешься, побудешь здесь у нас. И знай: если хоть один волос упадет с головы нашего представителя, которого ты оставил в банде заложником...

Евдокимов, не договорив, сжал кулак. Атаман понимающе кивнул:

— Зачем волосу падать? У нас игра честная — голова за голову. Разреши человека послать к своим.

Евдокимов кивнул. Он вызвал дежурного и приказал:

— Устройте на ночлег атамана и его попутчиков, накормите их и позаботьтесь о лошадях. Оружие не отбирайте.

 

Когда дверь за Артемом закрылась, Евдокимов приказал усилить посты, под особую охрану взять постоялый двор, где разместился атаман со свитой. Потом вызвал командира конной сотни и Солодовского и долго с ними совещался,

 

 

...Из дома Эльзе не разрешили выходить. Днем несколько раз приходил чернявый Пашка. Когда стемнело, раздалось конское ржание и цокот копыт. Эльза бросилась к двери. В сенях перед ней вырос детина с маузером. Эльза подбежала к окну. Во дворе она увидела нескольких всадников. Один плечистый, осанистый, с военной выправкой. Он бросил поводья услужливо подбежавшему парню. Навстречу спешил подвыпивший Пашка. Плечистый всадник мимоходом о чем-то спросил его, затем направился в дом. Эльза услышала, как под тяжелыми шагами заскрипело крыльцо. Затем в комнату вошел и отдал честь высокий человек.

— Здравствуйте! — сказал он — Честь имею представиться: прапорщик Лихо.

Эльза рассмотрела его: квадратное жесткое лицо с маленькими узкими щелочками глаз, раздвоенный подбородок, офицерский френч крепко охвачен крест-накрест ремнями.

Лихо громко хлопнул в ладоши, вошел Пашка.

— Собирайте на стол. Разве не видите, люди с дороги устали.

Пашка исчез в дверях. Эльза выжидательно молчала. В комнату приволокли скамейки и сдвинули столы. Появились бутылки с самогоном, жареный поросенок, мед и сало.

— Так-то оно лучше, — улыбнулся Лихо — Садитесь, — пригласил он Эльзу, указывая на место рядом с собой.

Эльза села и решительно отодвинула стакан.

— Спасибо, не пью.

— Вот это непонятно. Делом вы вроде мужским занимаетесь, а ведете себя по-женски.

Он осушил стакан, крякнул и, утирая губы тыльной стороной ладони, добавил:

— А впрочем, все может быть. Раз чекистов стали набирать из гимназисток — значит, дела ваши дрянь.

Эльза улыбнулась.

— С вашей колокольни наших дел не видно.

 

Бандиты, подвыпив, шумели. Чернявый Пашка вертелся среди налетчиков, некоторым он что-то шептал на ухо. Лихо поманил его, и Пашка опрометью бросился к атаману.

— Готовь горницу на хозяйской половине. Устал я с дороги, спать хочу.

Эльза чувствовала: затевается неладное. Она незаметно подвинула руку к твердой кобуре сидевшего рядом с ней бородатого бандита, изрядно захмелевшего. Осторожно нащупав кнопку застежки, расстегнула чехол и потихонечку стала вытаскивать наган. Рукоятка обжигала пальцы. Ей почти до конца удалось освободить оружие, когда Лихо неожиданно и сильно сжал кисть другой руки Эльзы.

— Ну что, комиссарша, пора и на покой. Молодежь, — он кивнул на сидевших за столом, — пусть еще повеселится, а нам и отдохнуть не грех.

Эльза постаралась высвободить запястье из лопатообразной лапищи. Но это было нелегко.

— Знаете, Лихо, Артем гарантировал мне безопасность.

— Тю! — засмеялся Лихо — То ж Артем. Он без моего разрешения шагу ступить не смеет, а тут гарантию дал?

Дело принимало скверный оборот. Действовать надо было решительно. Правой рукой чекистка вытащила наган у одуревшего от самогона бородача и незаметно спрятала его под куртку.

— Ну что ж, атаман, пойдем.

Пораженный легкостью, с какой Эльза приняла его предложение, Лихо удивленно посмотрел на нее, потом встал и нетвердой походкой направился к двери. Из-за стола им вслед полетели сальные шуточки. Лихо открыл дверь в горницу и наигранным жестом пригласил Эльзу войти первой. Окно горницы выходило на двор, поросший бурьяном. Совсем близко от окна торчал плетень. Эльза распахнула створки окна. Лихо, кончив возиться с дверным засовом, покачиваясь, направился к ней.

Эльза выхватила наган и выстрелила. Лихо стал медленно падать на бок. Эльза схватила керосиновую лампу и швырнула ее в дверь. На секунду стало темно, затем по полу побежала огненная дорожка. Уже прыгая в окно, в отблеске горящего керосина Эльза увидела неподвижное огромное тело атамана, распростертое на полу. Упав в бурьян, Эльза поползла к плетню. В доме слышались крики, бандиты ломали дверь в горницу.

 

Чекистка проползла под плетнем, короткими перебежками устремилась к темной стене леса. Сзади грохнул выстрел. Обернувшись, Эльза увидела отсвет разгорающегося пожара. Перед домом мелькали, будто игрушечные, фигуры бандитов. По шляху зацокали копыта. Эльза прижалась к земле, скрываясь за высоким кустарником. Несколько верховых проскакали к лесу.

Эльза узнала голос Пашки. На опушке леса бандиты спешились. Эльза видела, как они ворошили шашками стог. Она изменила направление и поползла от леса в открытую степь.

 

Пожар на хуторе полыхал вовсю. Выстрелы участились. Эльза бросилась на землю, силы изменили ей, руки и ноги казались ватными. Только теперь, когда опасность отдалилась, она почувствовала усталость. Не хотелось ни думать, ни шевелиться. Эльза не знала, сколько прошло времени. Неожиданно она увидела группу всадников, силуэты которых отчетливо выделялись на фоне пылавшего хутора. Их странное поведение насторожило Эльзу. Напрягая зрение, пыталась определить, что могло происходить в стороне леса. Пулеметная дробь рассеяла сомнение. На хуторе шел бой.

 

Тяжелый топот лошадей гулко разнесся по степи. К месту, где находилась чекистка, приближались всадники. Приготовив наган, Эльза спряталась за копну. Недалеко от копны всадники остановили лошадей.

— Товарищ Дубко, поезжайте к курганам, — услышала Эльза — Бандиты могли скрыться и там. А мы... — И вдруг, оборвав приказание, выхватил маузер и крикнул: — Оружие к бою, кто идет?

Усталой, неровной походкой Эльза подошла к кавалеристам и сказала:

— Я работник Особого отдела. После выполнения задания возвращаюсь в Винницу.

 

 

В. Фомин

OCR и обработка Михаила Дмитриенко

 

*

Комментарии
191 #1 Alex-007
May 23 2015 04:13:49
Я это читал в какой-то книге... давно уже...
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Жертва ферзя Пригля...
Насчет предела для чуг...
Вопрос по шаржированию...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,037,895 уникальных посетителей