December 12 2018 17:48:43
Навигация
Последние статьи
· Смена-Символ, обзор ...
· Харьков 40 - обзор и...
· Электроника 55, обзо...
· Смена-8М обзор и раз...
· Электроника ФРН-0,3/...
· Jantar или Янтарь - ...
· ЗИМ 2602 - описание ...
· CHIYU CY-609 обзор и...
· Арабо-израильские во...
· Forsa GeForce FX5500...
· WSI 4 Ома, 5 Вт - не...
· RADO jubile, часы - ...
· DJH C110 Diamond кит...
· ДМ 05100 - обзор и р...
· Sony MC-60 Microcass...
Иерархия статей
Статьи » Армия - оружие » Арабо-израильские войны - "Война на истощение"
Арабо-израильские войны - "Война на истощение"

Арабо-израильские войны - "Война на истощение"

 

 

Израильтяне, естественно ожидали, что их победа в молниеносной Шестидневной войне обеспечит длительный период мира и позволит им вести мирные переговоры с более благоприятных позиций.

 

Это убеждение было подтверждено всеми результатами их короткой, но успешной кампании: военная машина Египта была полностью уничтожена, Иордания потеряла большую часть своей армии и территории, а Сирия, потеряла важные стратегические позиции на Голанских высотах. Но наиболее важным из всего этого было то, что теперь израильтяне оккупировали Синайский полуостров, который стал хорошей буферной зоной между ними и воинствующим Египтом. Здесь, они могли создать сеть РЛС раннего обнаружения и разместить важные электронные системы для обеспечения наблюдения за враждебной территорией -именно того, чего они так долго хотели.

 

Однако, такого идеального состояния не случилось. Конец Шестидневной войны ознаменовал начало длительной череды вооруженных стычек - так называемой "Войны на истощение", которая стала возможной благодаря наличию у обеих сторон совершеннейшего оборудования РЭБ.

 

Советы, опасаясь того, сто Суэцкий канал может попасть в руки израильтян, быстро пополнили истощившуюся египетскую военную машину поставкой самолетов, танков и современной артиллерии, чтобы отбить охоту у израильтян пересекать Канал. Всего через две недели после своего поражения, Египет получил из Советского союза 200 самолетов, главным образом МиГ-21 и Су-7, современные танки Т-55 и некоторое количество ЗА с РЛ-наведением. Таким образом, Египет восполнил 70% своих потерь и теперь, обладал оружием значительно лучшего качества, чем до войны.

 

Поскольку, в течение Шестидневной войны, большинство египетских самолетов было уничтожено на земле, Египет потерял очень мало летчиков и, поэтому, египетские ВВС имели возможность послать многих из них на переучивание в СССР, при этом не сильно ослабив свои строевые части.

 

Однако, для израильтян, потеря 40 самолетов в боях, была серьезной потерей, учитывая ограниченные размеры их ВВС. По политическим причинам, постоянный поставщик Израиля - Франция, наложила эмбарго на поставку следующих 50 самолетов Mirage, а США противились поставке истребителей-бомбардировщиков A-4 Skyhawk, которые они обещали.

 

Мирные переговоры были отложены, поскольку египтяне продолжали накапливать новые вооружения. Египет отказался принять новую территориальную ситуацию в пользу Израиля и начал спорадические бомбардировки позиций израильтян на восточном берегу Суэцкого канала.

 

21 октября, через несколько месяцев после окончания Шестидневной войны, произошел инцидент, который значительно поднял боевой дух египтян: израильский "Эйлат" - бывший британский, времен Второй мировой войны эсминец "Зилос", водоизмещением 1 710 тонн, был поражен и потоплен ракетами с египетских торпедных катеров находящихся на стоянке в Порт-Саиде. Из 202 членов экипажа "Эйлата" 47 было убито и 91 ранено. Инцидент вызвал огромный ужас, поскольку впервые боевой корабль был потоплен ракетами, а также, потому, что версии случившегося обеих сторон сильно разнились.

 

Как говорили израильтяне, "Эйлат" находился на расстоянии 22 км от Порт-Саида, в 3 км от египетских территориальных вод, когда был поражен двумя ракетами П-15У "Термит-У" с советского производства патрульного катера типа "Комар". Ракеты советского производства имели РЛ-наведение (активное. Прим. переводчика), дальность 40-50 км и боеголовку весом 400 кг. После попадания, "Эйлат" перевернулся вверх килем, но не затонул. Через два часа, египтяне, видя, что корабль все еще на плаву, выпустили еще две ракеты П-15У, одна из которых пустила корабль ко дну, а вторая взорвалась на поверхности воды ранив и убив многих членов экипажа.

 

Египтяне же говорили, что "Эйлат" находился на расстоянии всего 16 км от Порт-Саида, внутри территориальных вод Египта. Было выпущено только две ракеты, которых оказалось достаточно, чтобы немедленно потопить израильский корабль. Египтяне, также, отвергали обвинения, что на борту их патрульных катеров находились советские военные советники.

 

Какими бы ни были обстоятельства потопления "Эйлата" - это стало большой победой египтян, усилило их веру в свои вооруженные силы и укрепило их убеждение не обсуждать мир с Израилем.

 

С более объективной точки зрения, потопление эсминца ракетами запущенными с небольших патрульных катеров и сильное влияние этого факта на военно-морское мышление, ознаменовало начало многих изменений в конструировании боевых кораблей и их вооружения, не говоря уж о тактике их применения. Этот инцидент стал предупреждающим звонком крупнейшим флотам мира, принуждая их понять, что даже самые крупные боевые корабли практически беззащитны от новой угрозы - ракет, которые имели огромную дальность, чем корабельные орудия и, более того, могли запускаться с небольших торпедных или патрульных катеров. Но наибольший ужас Запада вызвало то, что СССР поставил нескольким небольшим флотам, некоторые принадлежали к странам коммунистического блока, не только катера класса "Комар", но и большего водоизмещения катера класса "Оса", на борту которых было большее количество ракет.

 

Ответ Израиля на потопление "Эйлата" был быстр и жесток: утром, 24 октября, израильтяне впервые бомбили город и порт Суэц, а затем атаковали два больших нефтеперерабатывающих завода в прибрежной зоне, производивших около 5 миллионов тонн топлива в год. Также, израильские самолеты атаковали и базу в порту Александрия, где базировались ракетные катера класса "Оса" и "Комар".

 

После обмена этими ударами, берега Суэцкого канала стали ареной частых ежедневных артиллерийских дуэлей, рейдов коммандос, воздушных боев и бомбежек, в особенности со стороны израильтян, поскольку они имели локальное господство в воздухе.

 

Египетская ЗА, не имевшая стрельбовых РЛС, была не способна справиться с воздушными налетами израильтян. С целью изменения баланса сил, в конце 1968 года, Россия решила поставить Египту ЗРК С-75, которые впервые дебютировали в 1965 году во Вьетнаме, и использовались до самого конца Шестидневной войны на Сирийском фронте. Они были развернуты в 25-километровой полосе вдоль западного берега Суэцкого канала. Однако, также как и во Вьетнаме, С-75, из-за своих конструктивных недостатков (о которых упоминалось в Главе 16 о Вьетнамской войне), не добились больших успехов. Кроме этих недостатков, на ТВД Суэцкого канала было выявлено еще два. Первым была ограниченная мобильность системы, которую приходилось затаскивать на тягач и, которая требовала времени на развертывание и приведение в боевое состояние; вторым было то, что система РЛ-наведения работала выше высот 6 000 метров и, поэтому, была неэффективна против низколетящих самолетов.

 

Подобно американским летчикам во Вьетнаме, израильтянам также пришлось узнать знаменитую "Песню ЗРК" - характерный звук импульсного излучения РЛС С-75, который означал, что ракета уже летит к самолету. Вероятно, израильтяне захватили ЗРК С-75 в 1967 году во время последней фазы боев на Голанских высотах в Сирии; и, без сомнения, знали точные рабочие частоты, поскольку уже разработали соответствующие передатчики помех, которые могли быть созданы только на базе знания такой информации.

 

Таким образом, на Ближнем Востоке началась "необъявленная" война - электронные сражения "по доверенности", поскольку ни Египет, ни Израиль не имели промышленности способной производить такие технологически совершенные электронные системы и, поэтому, использовали оборудование поставляемое СССР и Западными державами, соответственно.

 

С целью нахождения эффективных методов РЭП для противодействия управляемым ракетам ПВО, сначала, было необходимо узнать точные характеристики используемых РЛС. Поэтому, в 1969 году, и израильтяне, и египтяне начали совершать рейды на территорию противника, целями которых был захват интересующих РЛС противника, или, по крайней мере, важнейших их компонентов, которых часто хватало, чтобы дать искомую информацию.

 

В июне 1969 года, египтяне предприняли три рейда, в которых им удалось уничтожить несколько позиций израильских РЛС. В том же самом месяце израильтяне, также совершили рейд в район в 10 км южнее Суэца, в котором, как они заявили, уничтожили позицию РЛС египтян. В июне, израильтяне объявили, что захватили в Суэцком канале египетский катер береговой обороны. В июле, израильские коммандос атаковали крепость на острове Грин, в северной части Суэцкого канала. Там, окруженная высокими стенами, находилась башня, на которой была установлена РЛС. Израильтяне преодолев стену и перебив охрану, сняли интересующие их части РЛС, а остальные уничтожили. Вся операция заняла не более часа.

 

9 сентября, на южном берегу Египта, израильтяне провели широкомасштабную операцию. На рассвете, небольшой конвой пушечных катеров и десантных судов, с 6 танками и 3 БМП на борту, вышел из одного из портов на Синае и направился к южному берегу Египта. Все танки и БМП были советского производства и имели опознавательные знаки египетской армии. 150 израильтян были одеты в египетскую форму и хорошо говорили по-арабски. Сразу же после восхода солнца, переодетые израильские коммандос высадились в 50 км к югу от Суэца, и необнаруженные, двинулись прямо к позиции РЛС возле Эль Кхафаер, которую быстро демонтировали. Затем, по дороге идущей вдоль берега, они направились на юг, где к ним присоединился морской и воздушный эскорт, который помог им уничтожить все военные объекты противника вдоль своего маршрута.

 

Позиции РЛС возле Рас Дарг были уничтожены первыми, затем последовали позиции возле небольшого порта Рас Зофарана, в 90 км к югу от Суэца; здесь, они захватили несколько новейших, советского производства БМП, которые забрали с собой в Израиль вместе со всем электронным оборудованием для дальнейшего изучения.

 

Однако самым значительным эпизодом, с точки зрения электроники, был захват израильтянами всего оборудования РЛС П-12 (по классификации НАТО Spoon Rest) на египетской военно-морской базе Рас Галеб на Красном море в ходе рейда, который был совершен 29 декабря 1969 года. Эта РЛС советского производства, была недавно установлена в Рас Галеб с тем, чтобы завершить создание сети раннего обнаружения Египта. Имея дальность 270 км, она была способна обнаруживать самолеты, взлетающие с израильской авиабазы на другой стороне Суэцкого канала и сопровождать их до момента захвата РЛС ЗРК С-75. РЛС П-12 и С-75 работали во взаимодействии; в определенный момент, самолет передавался бы РЛС С-75, которая и наводила бы на него ракету.

РЛС П-12 весила семь тонн, и для ее перевозки требовалось два тяжелых тягача. Израильтяне не знали практически ничего о ее характеристиках и, поскольку хотели найти ей эффективное РЭП, у них не оставалось другого выхода как захватить все ее оборудование и изучить его. Она и стала целью рейда коммандос на Рас Галеб, что в 184 км к югу от Суэца.

С тем, чтобы отвлечь внимание противника от операции, в то же самое время был спланирован воздушный налет на египетский берег Канала. После высадки, израильские коммандос обошли позицию РЛС и, двигаясь со стороны пустыни, пошли в атаку. После захвата объекта, к ним подлетело два больших вертолета, чтобы забрать и переправить РЛС П-12 в Израиль.

Имея в руках реальный экземпляр РЛС противника, израильтянам было значительно легче найти соответствующее РЭП для подавления или обмана РЛС этого типа. Они смогли обнаружить и определить рабочие частоты и другие ее важные характеристики, включая особенности контр-РЭП, внесенные в П-12 для ее защиты от РЭП противника.

 

Израиль был не единственной страной, которая заботилась о нахождении соответствующего РЭП способного ухудшить эффективность П-12. Страны НАТО также, были очень заинтересованы в этом, и не прошло много времени, как западные специалисты ответили созданием соответствующего оборудования для их подавления и введения в заблуждение.

 

Ближе к концу 1969 года, в передовицах своих газет израильтяне снова объявили о переброске из Франции пяти скоростных патрульных катеров водоизмещением 250 тонн. Это были последние из 12 катеров заказанных Израилем до наложения эмбарго указом Президента Де-Голля. Пять катеров были переведены в порт Шербур, на борту каждого катера находилась минимальная численность экипажа. В ночь на Рождество, воспользовавшись расхлябанностью охраны, катера выскользнули из порта и, выйдя в море, полным ходом направились к берегам Родины, прибыв в канун Нового Года в Хайфу, где с восторгом были встречены радостной толпой. Пять этих пушечных катеров, так же как и предыдущие семь, уже находившиеся в Израиле, были оснащены ракетами поверхность-поверхность Gabriel израильского производства и средствами активного РЭП.

 

Тем временем, необъявленная "война на истощение" вдоль берегов Суэцкого канала, становилась все более и более интенсивной, за каждым рейдом коммандос следовала месть другой стороны. Израильтяне начали использоваться свои самолеты в качестве летающей артиллерии против ПУ ЗРК С-75. Многие из египетских ЗРК были поражены, но и израильских самолетов было сбито много.

 

Помощь Израилю пришла со стороны США, которые поставили им самолеты McDonnell-Douglas F-4 Phantom. F-4 сыграли основную роль в воздушных боях над Вьетнамом. Они прекрасно зарекомендовали себя в качестве перехватчика, но были равно приспособлены и для обеспечения непосредственной огневой поддержки наземных войск и нанесения ударов по наземным целям. Но, наверное, наиболее важным было то, что вместе с F-4 Phantom израильтяне получили и оборудование РЭБ, скомпонованное в подвешиваемых к самолету специальных контейнерах.

Контейнерные СПО были также установлены на легких тактических истребителях A-4 Skyhawk; в контейнерах также были размещены и новые передатчики помех, способные полностью ослепить РЛС П-12, которые были разработаны на основе данных полученных после захвата этой РЛС несколькими месяцами ранее. Новые передатчики помех и другие электронные приборы способные наблюдать за электронной обстановкой во всей зоне Суэцкого канала, были также установлены на нескольких модифицированных самолетах Boeing B-47 Stratocruiser. В-47 стали одними из первых самолетов специально предназначенных только для задач РЭБ. Эти самолеты подтвердили свое огромное значение для израильтян. На больших высотах, по понятным причинам безопасности, вдали от линии фронта, они летали параллельно Суэцкому каналу и границе с Сирией и могли наблюдать за действиями противника в воздухе и, когда необходимо, нейтрализовать их РЛС ПВО.

 

В первые три-четыре месяца 1970 года, израильские самолеты, под прикрытием электронного щита, могли глубже проникать в воздушное пространство противника. Их первой целью стала сеть РЛС размещенных вдоль Канала; затем, они перешли к системе ПВО, в глубине страны, состоящей из обзорных и стрельбовых РЛС развернутых вокруг египетской столицы, Асуанской плотины и других военных объектов.

Египтяне ответили постоянными артиллерийскими обстрелами вдоль линии всего Канала и воздушными налетами МиГ-21, которые стали глубже прорываться на израильскую территорию. Однако их налеты были не так успешны как израильские, самолеты которых достигали Каира и более удаленных объектов, делая беспомощными египетские ЗРК С-75, благодаря их новому оборудованию РЭБ.

 

Египет попросил у СССР более эффективного оружия и оборудования, чтобы противостоять израильским наступательным операциям. Весной 1970 года, Советы должным образом оснастили Египет ЗРК С-125. С-125 имели дальность поражения 34 км и значительно большую мобильность, чем С-75, поскольку были смонтированы на обычных автомобилях, и были одинаково эффективны как против низколетящих, так и против высотных самолетов (90 - 13 500 метров). Каждый С-125 имел четыре ПУ, которые действовали во взаимодействии с двумя РЛС; обзорной РЛС (по классификации НАТО Flat Face) и РЛС сопровождения (по классификации НАТО Long Track). Первая имела задачу обнаружения самолетов-нарушителей, а последняя, после захвата, сопровождала их с точностью достаточной для пуска по ним ЗУР.

Кроме того, СССР поставила Египту и свою новую модификацию МиГ-21 - МиГ-21Ж (так в оригинале. Вероятно, имеются в виду МиГ-21М и МиГ-21МФ. Прим. переводчика), который был оснащен новой, более совершенной БРЛС и, по сравнению с ранними моделями, имел большую продолжительность полета, что позволяло ему действовать в глубине израильской территории.

 

Увеличив количество советских технических специалистов, военных советников и летчиков, сопровождавших новые вооружения, уже через несколько месяцев Советы взяли на себя управление всей египетской ПВО. Вскоре, израильтяне поняли из записей египетских радиопереговоров, что многие МиГ-21Ж пилотировали русские летчики и, с некоторым ужасом представляли, что случится, если один из них будет сбит, что раньше или позже обязательно произойдет.

Участие советских летчиков, хотя и ограниченное полетами в районах Каира и других важных частях внутреннего Египта, очень помогло египетским ВВС освободить своих летчиков и сконцентрировать их на наступательных операциях и налетах-возмездиях против Израиля. Обе стороны несли тяжелые потери в частых воздушных боях над Суэцким каналом, хотя сообщения о них не часто публиковались. А тем временем, обе стороны продолжали получать новые современные вооружения и электронное оборудование от Сверхдержав, которые, казалось, считали, что Ближний Восток является огромным ракетным полигоном, где они могли попробовать испытать свои новые вооружения в реальной боевой обстановке.

 

Израильтяне получили также и самое секретное электронное устройство из всего оборудования РЭБ - передатчик имитационных помех. Этот передатчик был способен искажать данные касающиеся дальности, курса и скорости, которые РЛ ГСН ракеты или стрельбовая РЛС противника старались получить. Если ракета летела к цели (наземной, воздушной или морской) оборудованной передатчиком имитационных помех, то сигналы, излучаемые передатчиком в направлении РЛС наведения ракеты, показывали цель в другом месте, отличном от ее реальных координат. Таким образом, ЗУР, вместо продолжения полета по курсу к цели, отклонялась от него, принимая ложную информацию.

 

Действие имитационной помехи - корабль

 

Действие имитационной помехи - самолет

 

Пример постановки имитационных помех. Передатчик-повторитель (или передатчик имитационных помех), установленный на корабле или самолете, "захватывает" сигналы РЛ ГСН ракеты или РЛС ЗАК. Эти сигналы мгновенно задерживаются и модифицируются перед переизлучением, создавая ложный радиолокационный сигнал. Таким образом, ракета принимает неправильную информацию о цели: дальности, скорости, курсе и, следовательно, ее координатах и наводится на ложный сигнал, что приводит к ее промаху.

 

Примечательным преимуществом этого метода было то, что РЛС противника не понимала, что ее вводят в заблуждение, поскольку ответный сигнал цели был таким же. Это стало возможным благодаря тому, что дальность до цели вычислялась измерением времени запаздывания между излученным электромагнитным импульсом и его ответом. Когда самолет или корабль, оборудованный передатчиком имитационных помех, облучался РЛС противника, было достаточно просто задержать ответный сигнал или модифицировать его длительность с целью сообщения неверной дальности или курса индицируемого на экранах РЛС противника.

Передатчики имитационных помех имели довольно небольшие размеры и могли легко устанавливаться на самолеты, или внутрь фюзеляжа, или в контейнерах на внешней подвеске, на те же самые точки подвески бомб и ПТБ. С точки зрения промышленного производства, такие передатчики требовали очень совершенных технологических мощностей и самых передовых технологий, которые было не просто приобрести.

Появление этих новых электронных средств действительно подняло боевой дух израильских войск, а генерал Моше Даян предсказал горячее "электронное лето", которое вскоре и наступило. В июне 1970 года произошла впечатляющая дуэль между израильскими самолетами и египетскими ЗРК, которая привела к уничтожению почти всех египетских ЗРК С-75.

 

А в это время египетские ВВС наконец-то получили первые долгожданные советские МиГ-23; эти ультрасовременные, многофункциональные, изменяемой геометрии истребители, были одинаково хороши и в качестве перехватчиков, и в качестве ударных самолетов при атаках наземных целей, и как разведчики, и были достойно оснащены новыми ракетами с РЛ ГСН для ведения воздушного боя. Они были быстрее, чем израильские F-4 Phantom и A-4 Skyhawk, их появление в небесах Египта привело к заметному ослаблению темпа израильских налетов.

Более того, применение МиГ-23 привело к тому, что израильтянам пришлось уменьшить количество разведывательных полетов, поскольку самолеты, используемые для таких задач, были не вооружены и, поэтому, особенно уязвимы. Таким образом, израильтяне лишились той информации, которая неоценима в современной войне. С тем, чтобы решить эту проблему, они обратились к использованию американских БПЛА Teledyne Ryan R-124-1, на борту которых находилось только электронное или фото оборудование и управлявшихся дистанционно.

 

Во время воздушных налетов израильтян на Египет, казалось, что между советскими и израильскими летчиками существовало негласное соглашение уклоняться от прямых столкновений любыми способами. Это длилось до 25 июля 1970 года, когда два МиГа, пилотируемых советскими, внезапно и вполне намеренно атаковали израильский A-4 Skyhawk, которому, однако, удалось уйти. После этого столкновения, израильтянам ничего не оставалось как отменить все ограничения. Так, 30 июля, когда эскадрилья израильских самолетов Phantom была перехвачена и атакована шестнадцатью, пилотируемыми советскими, самолетами МиГ, на выручку им были подняты в воздух израильские истребители Mirage и, после пяти минут ожесточенного боя, пять МиГов было сбито. Израильтяне также понесли потери, хотя и не объявили об этом: в тот день три истребителя Phantom не вернулось на базу и они были, вероятно, сбиты египетской ЗА по пути домой.

 

К этому времени, и египтяне, и израильтяне, стали вести эту войну "по доверенности" за Сверхдержавы, и поняли, что она не стоит ее продолжения, поскольку оба противника рисковали спровоцировать глобальную войну, которой в тот момент не хотела ни одна сторона. Поэтому, 7 августа 1970 года, они согласились, не слишком долго сопротивляясь, на прекращение огня, предложенное США, которое и положило конец почти трехлетним не приносящим решающего результата кровавым стычкам. Обе стороны понесли тяжелые потери, хотя официально они или не признавались, или минимизировались в целях пропаганды. Поэтому, трудно дать точные цифры потерь, но, корректно считать, что израильтяне потеряли не менее 400 человек убитыми и 4 000 ранеными, а арабы - 1 500 убитыми и 7 000 ранеными. Оценка потерь авиации, вероятно, более точна, поскольку между источниками имеется некоторое соответствие: 105 самолетов у арабов и 60 у израильтян, из которых только 7 самолетов было сбито зенитными управляемыми ракетами.

 

Такое большое преимущество в пользу Израиля может быть в большей степени отнесено применению ими оборудования РЭБ, установленного на борту их самолетов, которое в дуэлях между самолетами и ЗУР спасло жизни многих израильских летчиков.

 

Перевод © Ю.Репка 200

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Последние комментарии
Новости
Нет комментариев
доступные
Статьи
Жутко. Когда вижу таки...
Привычка... хотя конеч...
В третьей статье у вас...
Часы в имперском стиле...
По первым часам - скро...
Фотогалерея
А мне танчики всегда н...
Помню я такие марки, у...
Так авиапочта же. Там ...
При Пол Поте марки нав...
Ничего себе, а что она...
Отдельные страницы
Нет комментариев
доступные
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал


Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

4,121,628 уникальных посетителей