September 25 2017 16:02:33
Навигация
Последние статьи
· СО-И0497 Saiman полн...
· JK-298 массажер, Кит...
· ЗП-220 звонок, СССР,...
· V-99 Hearing Aid - о...
· Cambridge Translator...
· Адаптер УКВ FM-U обз...
· SSBN-643 George Banc...
· Челябинск советский ...
· Г. Скребицкий "Хитра...
· Автомобили - реклама...
· Пармская обитель и с...
· Мирра Лохвицкая: Я х...
· XII в. Успенский и Д...
· XII в. Георгиевский ...
· Орхит - воспаление я...
Иерархия статей
Статьи » Железнодорожный транспорт » Паровоз № 293, история, описание, чертеж
Паровоз № 293, история, описание, чертеж

ПАРОВОЗ № 293

 

 

советские паровозы, история, чертежи, описанияПримечательна история этого небольшого локомотива — реликвии великих лет. Он был построен за границей в 1900 году и куплен управлением Финляндской железной дороги.

 

За паровозом была закреплена бригада машиниста Г. Э. Ялавы. На нем еще задолго до Октябрьской революции Ялава выполнял различные задания большевиков: доставлял революционную литературу, типографские шрифты, оружие и боеприпасы, перевозил большевиков-подпольщиков.

 

После июльских событий 1917 года, когда Временное буржуазное правительство установило режим кровавого террора, Владимир Ильич Ленин перешел на нелегальное положение. Более месяца он скрывался у рабочих в Петрограде и в окрестностях Сестрорецка. В начале августа ЦК РСДРП(б) принял решение переправить Ленина в Финляндию.

 

В один из вечеров начала августа Владимир Ильич Ленин в сопровождении А. В. Шотмана, Э. А. Рахья и финской работницы Л. П. Парвиайнен пришел на станцию Удельная. Ленин остановился в затемненном месте. Один из его спутников курил у переезда, другой возле фонаря читал газету. Для машиниста паровоза № 293 Гуго Ялавы это означало, что все в порядке.

 

— Я стал внимательно всматриваться в темноту, — вспоминает Г. Э. Ялава, — и вдруг увидел среднего роста коренастого человека, быстро идущего к паровозу. Человек был в кепке, в старой «тройке» — обычной одежде питерского рабочего. Он подбежал к паровозу, не говоря ни слова, схватился за поручни и поднялся в паровозную будку.

 

Сняв пальто, Владимир Ильич вскочил на тендер, взобрался на дровяной штабель и с необычайной сноровкой и ловкостью начал аккуратно укладывать дрова.

 

До контрольной станции Белоостров доехали благополучно. Здесь началась проверка документов у пассажиров поезда. Могла быть проверка и на паровозе. Но опытный и находчивый Ялава избавил Ленина от этой опасности. Он отцепил паровоз и полным ходом поехал «набирать воду». Лишь с третьим звонком он быстро прицепил паровоз к поезду, дал резкий свисток и немедленно поехал. Через несколько минут Владимир Ильич был в Финляндии.

 

Оттуда он вел оживленную переписку с членами ЦК партии и другими руководящими деятелями, посылал в Питер статьи, записки, директивы, указания. Многие из них доставлялись Г. Ялавой на паровозе № 293. В начале октября в Выборг по поручению ЦК партии приехал Э. А. Рахья, чтобы с Лениным вернуться в Петроград и помочь ему скрыться на новой конспиративной квартире.

 

путь Ленина в Финский залив, карта

 

Ленин в парике, очках и фетровой шляпе походил на финского пастора. Рахья приобрел два железнодорожных билета до Петрограда. В тот же день доехали в пригородном поезде до станции Райвола, где Владимира Ильича на паровозе №293 поджидал Г. Э. Ялава. Локомотив загружался дровами. Потом пошел к поезду для сцепки. Ленин на ходу быстро поднялся в будку. Все прошло удачно. Э. Рахья сел в первый вагон, держа два револьвера... Благополучно переехали контрольный пункт. Остановка в Белоострове, наводненном сыщиками Временного правительства, проверка документов. Машинист Ялава повторил тот же маневр, что и летом: он угнал свой паровоз к водокачке и вернулся только к самому отходу поезда... (см. схему)

 

На станции Удельная под Петроградом Ленин покинул паровоз № 293, скрывшись на своей последней конспиративной квартире, подготовленной Н. К. Крупской. Здесь он жил и работал до своего выхода из подполья — до вечера 24 октября (6 ноября) 1917 года — и прибытия в Смольный для непосредственного руководства вооруженным восстанием.

 

Еще несколько месяцев водил Г. Э. Ялава паровоз №293, а в 1918 году передал его другому машинисту. Как-то локомотив шел с пассажирским поездом из Петрограда и на перегоне столкнулся с маневровым паровозом. Легендарный локомотив нуждался в ремонте, и его отправили на товарную станцию Финляндского вокзала, где было «кладбище паровозов».

 

1920-й начал новый этап истории этого паровоза. По примеру московских железнодорожников, положивших в 1919 году начало коммунистическим субботникам, четыре машиниста железнодорожного депо Петроград Финляндского отделения Октябрьской дороги решили провести свой субботник. Один из них, В. М. Виролайнен, предложил прежде всего отремонтировать паровоз № 293. «Мы, — рассказывает он, — внимательно осмотрели паровоз, установили, что котел и экипажная часть в хорошем состоянии. Требовалось только изготовить трубу, провести ремонт некоторых узлов, и машину можно было успешно эксплуатировать».

 

К энтузиастам присоединились еще трое. Ремонт закончили 1 мая 1920 года. На собрании В. М. Виролайнен был избран машинистом паровоза № 293 как инициатор его ремонта и как самый молодой машинист депо.

 

С утра 1 мая паровоз № 293 украсили гирляндами из хвои, кумачовыми лозунгами и флагами. На тендере крупными буквами сделали надпись: «Первомайский паровоз», «1/V—20 г.». Перед выходом из депо три машиниста, которые его ремонтировали, были сфотографированы.

 

1 мая 1920 года 293-й после возрождения совершил свой первый пробег — доставил с Финляндского вокзала за город на отдых поезд с питерцами. Снова он стал водить пассажирские составы.

 

...В траурные дни января 1924 года на митинге в железнодорожном депо выступил Г. Э. Ялава, рассказавший, как на паровозе №293 в августе и октябре 1917 года В. И. Ленин под видом кочегара нелегально переправился в Финляндию и обратно. Затем он опубликовал ряд статей на эту тему. Вся страна узнала об исторической реликвии.

 

Однако в 1924 году Советский Союз по договору передал Финляндии вместе с имуществом Финляндской железной дороги и паровоз №293. До 1947 года сведений о нем не было. Тогда на празднование 40-летия финского сейма выехала делегация Верховного Совета СССР, в состав которой вошел В. М. Виролайнен, начальник Кировской железной дороги. С ним был памятный снимок паровоза, сделанный 1 мая 1920 года. Начались поиски. Наконец в управлении Финляндской железной дороги сообщили, что паровоз № 293 находится в строю и работает на железнодорожном узле Тампере.

 

Прошло еще десять лет. В Финляндию выехала советская правительственная делегация. Накануне ее приезда легендарную машину капитально отремонтировали в главных паровозных мастерских Финляндии (местечко Хювинкя в 60 километрах от Хельсинки) и изготовили мемориальную доску с надписью на финском и русском языках: «Правительство Финляндии подарило паровоз правительству Союза Советских Социалистических Республик в память тех поездок, которые В. И. Ленин на нем совершил в трудное время по территории Финляндии. 13.6.1957».

 

Паровоз № 293 как изготовить модель, макет

МАКЕТ ПАРОВОЗА № 293

 

Паровоз H2-293 чертежи, ленинский в Петербурге

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

паровоз 293, место котла, куличный механизм, чертежи

 

На рисунке 1 показан общий вид паровоза № 293 с тендером, на рисунке 2 вид спереди, сзади и сверху. Рама со скатами дана на рисунке 2, место для котла и внешний вид паровой машины с кулисным механизмом изображены на рисунке 3.

 

Пользуясь этими чертежами, можно сделать макет паровоза № 293 из тонкого картона, фанеры, дерева. Технология постройки макета похожа на технологию изготовления макета броневика «Враг капитала». Различие состоит лишь в обилии деталей круглого сечения, необходимых для макета паровоза. Эти детали лучше всего изготавливать на токарном станке.

 

Во второй части статьи - более подробные чертежи этого паровоза и детальное описание, в т.ч. и советы по изготовлению модели

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,469,459 уникальных посетителей